Приднестровский пасьянс

Куда дрейфуют государства на берегах реки Прут

 Перспективы индивидуального и совместного развития государств большого многоугольника «Украина-Приднестровье-Молдавия-Румыния-Россия» вязнут в несговорчивости его сторон, имеющих во взаимоотношениях друг с другом массу спорных вопросов. Судьбоносные прорывы в их разрешении не прорисовываются и в свете предстоящих в некоторых из этих стран президентских выборов, любой исход которых не добавит картине четкости. Даже сменив в скором времени глав своих государств, официальные Киев, Кишинев и Бухарест не предложат новых решений по причине отсутствия свежих и реальных идей выхода из сложных ситуаций. Уж очень все запуталось и расшаталось в последнее время в этих странах, за исключением России. А новые балансы сил в них еще не вполне осознаны всеми заинтересованными сторонами.



«Великая Румыния»


В начале XX века внешнеполитическая стратегия правящих кругов Румынии основывалась на идее объединения всех «румынских исторических провинций» в «унитарное национальное румынское государство». К разработке концепции «Великой Румынии» (Romania Mare) имели отношение известные историки - Николае Йорга, Александру Ксенопол, Ион Нистор. Они пытались обосновать этнические, исторические и географические «права» Румынии на всю территорию Буковины и Бессарабии. Эта идея активно пропагандировалась как внутри страны, так и за ее пределами. Популярность такой геополитической установки не ослабла вплоть до настоящего времени - и сегодня ни один румынский политик не преминет намекнуть (прозрачно или завуалированно) на свою поддержку подобных территориальных притязаний, если для него важно мнение избирателей.


Большинство румын считают Молдавию и ее жителей частью «Великой Румынии», не принимая во внимание, что это постсоветское государство в границах Молдавской ССР является признанной ООН суверенной страной, в состав которой входят Бессарабия и Приднестровье.


Между тем среди молдавской элиты, экспертов, ученых и творческой интеллигенции популярны идеи «румынизма» - восприятия молдаван как одного из румынских субэтносов. Один из наиболее веских доводов в пользу подобного мнения: молдавский язык является переведенным в советское время на кириллицу румынским языком. Румынские и молдавские интеллектуалы не имеют единого мнения по вопросу о целесообразности объединения Бессарабии и Румынии без «коммунистического русского Приднестровья». Хотя Румыния желает присоединить к себе не одну лишь Бессарабию, а для Кишинева Приднестровье гораздо важнее, чем для Бухареста.


Но, несмотря на то что население обеих стран имеет общие историю и культуру, говорит на одном языке, придерживается одинаковых европейских ориентаций, в Молдавии между сторонниками и противниками «аншлюса» не стихает острая борьба. В том числе и потому, что республика в этническом отношении чрезвычайно неоднородна. На юге преобладает гагаузско-болгарское население, на севере - украинское. А политические антиподы - Кишинев и Тирасполь - вообще остаются русскоязычными. Граждан Молдавии пугает перспектива объединения с интегрированной в Европу, но при этом остающейся нищей Румынией.


Пребывание территории Молдавии в составе Российской империи и Советского Союза существенно затормозило процесс формирования единой румынской нации. Однако большинство современных румынских политиков не признают ни отдельной молдавской нации, ни обособленного молдавского государства, для обозначения которого используется название «Бессарабия». В Бухаресте считают, что есть два румынских государства, возникшие в результате пакта Молотова-Риббентропа, создавшего возможность для объединения Бессарабии с Молдавской АССР в составе Украины. Поэтому руководство Румынии намерено преодолеть «насильственное» разделение обоих румынских государств. Но очевидно, что реальные шансы на объединение Молдавии и Румынии появятся лишь после решения приднестровской проблемы.


Профессия – румын


Бухарест проводит последовательную политику экономической и культурной интеграции Бессарабии и Северной Буковины. Но румынские радикалы - как в правящей коалиции, так и в оппозиции - недовольны ее темпами. В последнее время они муссируют в общественном мнении Румынии идею о том, что украино-румынские границы якобы не гарантированы соответствующими договорами и поэтому могут быть пересмотрены, так как Украина в то время, когда происходил территориальный раздел, не являлась субъектом международного права. И это несмотря на то, что УССР участвовала в подписании мирного договора с Румынией в 1947 году и является членом ООН с момента основания этой организации.


Отдельное направление «румынизации» Молдавии - предоставление ее жителям румынского гражданства.


Правда, Европа не торопится внимать доводам Бухареста. В западном дискурсе по-прежнему присутствует образ Молдавии как страны с индивидуальными особенностями. Французская Le Monde, британская Financial Times и другие солидные европейские издания пишут о молдавской идентичности и молдавском языке - возможно, чтобы отгородиться от миграции из этой республики. Ведь европейский рынок рабочей силы, на который стремится Молдавия, в значительной степени закрыт даже для поляков и румын, что уж тут говорить о молдаванах.


Но если большинство жителей Молдавии станут румынскими гражданами, то давняя мечта Бухареста о создании «Великой Румынии» значительно приблизится к осуществлению. Для полномасштабной же реализации этого проекта в новое государственное образование должны также влиться Северная Буковина и бывшие когда-то частью Бессарабии районы современной Одесской области, взамен которых Украине могут предложить Приднестровье.


В начале 1990-х годов проговаривались разные сценарии слияния Румынии и Молдавии. Но все эти сценарии пародийно копировали объединение Германии - как если бы не ФРГ вобрала в себя ГДР, а наоборот. Для Румынии, ослабленной диктатурой Чаушеску, такая миссия тогда оказалась не по зубам. К тому же в случае подобного «аншлюса», явно не вызывающего особого оптимизма на Западе, новоявленная «Великая Румыния» рисковала бы оказаться в зоне российского влияния.


«Великая Украина»


Еще 18 июля 1917 года самостийный Киев заявил, что «Украина простирается от Карпат до Кавказа и Бессарабия является ее составной частью». 11 мая 1918 года Украинская народная республика разорвала дипломатические отношения с Румынией. Однако 26 июля 1919 года в обмен на обещанную поставку оружия и боеприпасов петлюровское правительство признало Бессарабию частью Румынии.


Украино-румынские отношения и сегодня являются весьма прохладными, причем в восприятии не только политиков, но и населения. По данным социологических опросов, после цыган и негров местные румыны являются на Украине самыми нелюбимыми гражданами, а официальный Киев вдобавок к этому всячески дезинтегрирует их, активно поддерживая идеи «молдовенизма».


Проект «Великая Украина» тормозится не только на румынском направлении. Киев считает незаконно отторгнутыми в ходе операции «Висла» и входящими ныне в состав Польши земли Холмщины.


Что до «великоукраинских» претензий к России, то здесь в первую очередь имеется в виду Кубань - регион РФ, большинство населения которого исторически составляют этнические украинцы.


Однако проект «Великая Украина» сегодня - не более чем экзотика. А вот проекты «Великая Румыния», «Великая Польша» и «Великая Венгрия» - реальная угроза территориальной целостности Украины. На часть украинских земель Румыния претендует официально, а Польша и Венгрия - негласно. В случае сговора между этими европейскими соседями - кстати, членами ЕС и НАТО (в которых оранжевые власти видят истинных гарантов безопасности Украины) - каждый из них может получить желаемое.


В Черновицкой и Одесской областях сейчас наблюдается бурная деятельность спонсируемых Румынией НПО, а также наезжающих из Бухареста дипломатов и чиновников, опекающих многочисленные культурно-просветительские общества местной румынской общины, насчитывающей несколько десятков тысяч человек. В этих регионах набирает силу Румынская православная церковь, переманивающая верующих Украинской православной церкви Московского патриархата. Украинские румыны все чаще и громче требуют большей автономии и введения квот на свое представительство в местных органах власти. Румынское молодежное патриотическое движение «Железная гвардия» заявило о начале борьбы за возвращение в состав их страны оккупированных Украиной территорий. Увеличивается и количество жителей Украины нерумынского и немолдавского происхождения, нелегально принимающих гражданство Румынии.


Тоскуя по Речи Посполитой, Варшава целенаправленно занимается превращением в поляков (реполонизацией) жителей «восточных территорий» (kresow wschodnich), к которым она относит и принадлежавшие ей земли Западной Украины. Поляки расширяют ареал своего влияния до центральных регионов Украины и далее - на Юг и Восток. Стремительно растет количество финансируемых и курируемых Польшей неправительственных организаций, в том числе непосредственно связанных с польской разведкой ABW.


Что касается венгров, то на Украине они проживают преимущественно в Закарпатской области. Закарпатские венгры сплочены и сохраняют мадьярскую идентичность - во многом в противовес агрессивной тотальной украинизации. Этнических венгров Закарпатья идеологически опекает и всячески поддерживает Венгрия. Традиционным союзником этой преимущественно католической страны является католическая Польша. Это обстоятельство позволяет им иметь совместные стратегические проекты в Восточной Европе.


Политцвета Молдавии


В Кишиневе сейчас популярна «самоидентификационная» поговорка: «Для русских мы - румыны, а для румын - русские». Идеология «молдовенизма», выражаемого формулой «один народ - два государства», имеет в Молдавии сильные позиции, но конкурирует с другими политидентификационными течениями.


Если говорить о Приднестровье, то его жители консолидированы борьбой с румынизацией. Именно категорическое неприятие идеи объединения Молдавии в границах Молдавской ССР с Румынией стало причиной появления самой ПМР. Но проблема здесь не ограничивается одним лишь Приднестровьем: все этнические меньшинства Молдавии опасаются дальнейшего ущемления собственных прав в результате дальнейшей румынизации. В случае установления между Кишиневом и Тирасполем конфедеративных отношений тюркоязычная гагаузская автономия, которую в 1990-е годы удалось реинтегрировать в государственно-правовое пространство Молдавии, потребует для себя статуса, аналогичного приднестровскому.


Если во власти в Молдавии закрепятся радикалы, стремящиеся к объединению с Румынией, то они станут реализовывать своеобразный сценарий суверенизации ради десуверенизации: для восстановления целостности республики будут подогреваться националистические настроения, имеющие конечной целью отказ от самостоятельности и вхождение в состав другого государства.


Молдавские коммунисты хотя и подыгрывают националистам, но заинтересованы в сохранении Молдавии как самостоятельного государства. Находясь у власти, коммунисты вели двойную игру - говорили одновременно и о евроинтеграции, и о равнении на Россию. При этом Владимир Воронин, похоже, убедил Брюссель в том, что он - надежный фактор стабильности в регионе: конфликт с Приднестровьем как будто заморожен, с Москвой хорошие отношения, Кишинев всеми силами за партнерство с ЕС в максимально возможном формате, но без пугающего Запад перекраивания восточноевропейских границ. Это была ситуационно работавшая, но циничная политика, которую 7 апреля 2009 года поломала вышедшая на улицы молдавская молодежь.


На сегодняшний день - по свежим следам смены власти в Молдавии - не видно серьезных геополитических разногласий между прорумынскими радикалами и членами партий, вошедших в Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ). На повестке дня развитие отношений с Евросоюзом, отмена визовых ограничений, преодоление затяжного дипломатического конфликта с Румынией. Антикоммунистические силы упрекают Воронина не в его пророссийской ориентации, а в коррупции, неэффективной экономической политике, непривлекательности страны даже для ее собственных граждан.


Между тем нельзя не обратить внимания на взвешенную и сбалансированную ориентацию АЕИ, отразившуюся в его декларации, где называются две пары стратегических партнеров стремящейся в ЕС Молдавии - Россия и США, Румыния и Украина.


Москва и Бухарест рассчитывали, что после «апрельской революции» в Молдавии Приднестровье отойдет - в той или иной форме - под протекторат России, а Бессарабия окажется под Румынией. Однако кишиневские беспорядки никак не повлияли на судьбу Приднестровья. Они лишь дали повод лидеру ПМР Игорю Смирнову говорить о том, что в молдавской столице не могут решить собственные проблемы, а хотят решать еще и приднестровские.


Реакция Украины


В противоположных спектрах украинского политикума результаты повторных парламентско-президентских выборов оценивают по-разному.


Украинские националисты, являющиеся сегодня фактически проамериканскими силами, считают, что отныне бывшая оппозиция соседнего государства имеет все шансы произвести перезагрузку власти и предложить жителям Молдавии как экономическую, так и политическую альтернативу. Если новое кишиневское руководство сумеет преодолеть внутренние трения, консолидироваться и на долгое время сформировать коалицию, это станет для Украины достойным примером для подражания. Левые же ожидают, что теперь официальный Кишинев будет следовать в прозападном, агрессивном по отношению к России фарватере. Более того, и близкое к Украине и России Приднестровье, по мнению этих политиков, также будет дрейфовать в евро-американском направлении.


Сегодня искусственная поддержка резервами Национального банка Молдавии курса лея подрывает национальную экономику этого государства и одновременно обогащает украинские компании, продающие свои товары в ущерб молдавским производителям. В то же время сильной и богатой Молдавии Украина сможет продать еще больше продуктов и сырья, чем сейчас.


Для вхождения в Евросоюз Молдавия должна отказаться от притязаний на Буковину и Южную Бессарабию: непреложное требование ЕС - отсутствие территориальных споров государств-членов с их соседями. Поэтому Украине выгодно вступление Молдавии в ЕС - в результате этого Кишинев лишится возможности посягать на северные и южные территории, находящиеся ныне в составе Украины.


В свою очередь, румыно-молдавские отношения подогревают и сепаратистские настроения на Западной Украине, где бытует мнение, что, отделившись от Восточной Украины, можно скорее попасть в европейский рай.


Румынский расклад


Выборы главы государства в Румынии 22 ноября 2009 года - еще одно важное событие в контексте рассматриваемого комплекса проблем. Должность президента в этой стране приобрела особое значение в период правления Траяна Бэсеску, продемонстрировавшего себя лидером, способным осуществлять тотальный контроль, навязывать свою волю, дискредитировать СМИ, держать под контролем правосудие и спецслужбы.


Несмотря на членство Румынии в НАТО и ЕС, ей не удалось извлечь выгоды от принадлежности к этим организациям. Характерными чертами имиджа этой страны являются коррупция, преступность, бедность, плохие отношения с соседями. Румыния сегодня переживает острейший экономический кризис и рискует утратить свои традиционные рынки на Среднем Востоке, в Азии и Северной Африке.


Вопросы территориальной принадлежности Северной Буковины и Южной Бессарабии, собирания «исторических» румынских земель в «унитарное румынское государство» занимают главное место в избирательных платформах всех политических партий Румынии. Сложную роль в стратегии Бухареста относительно Молдавии играет украинский фактор.


Между тем и независимая, и евроинтегрированная Молдавия обречена на консервацию своей нынешней аграрной экономики, обусловливающей соответствующий уровень общественного сознания. Привязанность к Европе может способствовать ментальным сдвигам, но не быстрому развитию промышленности. Наглядным примером европейской окраины является Турция, уже около полувека имеющая всесторонние и тесные связи с Европой, но остающаяся ее провинцией без надежды на изменение этого незавидного положения.


Если Молдавия войдет в Евросоюз (у которого масса правил и условий приема, среди них - отсутствие территориальных проблем с соседями у претендентов на вступление), то объединение с Румынией ей станет ненужным. Административные права станут распространяться на молдаван не только в Румынии, но и в Европе. Да и молдавские граждане воспринимают ЕС спокойнее, чем Румынию, потому что вхождение в него не ведет к утрате независимости страны.


Новая метла


Пока выборы президента Молдавии регулярно срываются и отсрочиваются, в стране правит тандем: исполняющий обязанности президента Михай Гимпу - премьер-министр Влад Филат. Свой нынешний пост Гимпу получил неожиданно. Решение о его назначении было стремительно принято после того, как раздосадованный неудачей, постигшей коммунистов на парламентских выборах, и «предательством» Мариана Лупу Владимир Воронин вдруг отказался от дальнейшей борьбы. В Молдавии его поступок расценивают двояко - и как малодушие, и как тонкий маневр, рассчитанный на то, что до следующих выборов оппозиция наломает дров.


От Гимпу, считающего Содружество Независимых Государств «никому не нужной старухой», в Молдавии привыкли ожидать чего угодно. С одной стороны, он, по его словам, «с открытой душой пригласил всех в Кишинев на саммит СНГ». С другой стороны, его партнер - Филат - потребовал от РФ вывода российских войск из Приднестровья.


После прошедших накануне саммита СНГ в октябре переговоров с российской делегацией простодушный Михай Гимпу возмущался: если кредит в 500 миллионов долларов Россия обещала Молдавии, а не ее Компартии, то почему до сих пор нет договора о кредите, его условиях и проценте возмещения. После столь безапелляционного заявления со стороны РФ последовало разъяснение, что разговоры о готовности предоставить Молдавии названную сумму преждевременны и необходимо обсуждение возможных вариантов выдачи кредита. Кишинев ответил, что готов выслушать любые условия, в том числе политические. А после паузы сообщил, что рассчитывает до конца 2009 года получить эти самые 500 миллионов... у МВФ.



К власти в Молдавии пришли голодные сорокалетние «волки». Это означает, что страну ждут большие перемены. Новый режим уже взял под свой контроль ЦИК и спецслужбы Молдавии. Поэтому не приходится питать иллюзии насчет благоприятного для коммунистов исхода возможных в случае провала новой попытки избрать президента страны досрочных парламентских выборов.


В своей прозападной ориентации правящая коалиция «рыжеющей» Молдавии единодушна. Ее внутреннее противоречие сводится лишь к «румынскому вопросу» - одни готовы броситься в объятия Бухареста, а другие считают, что избавляться от суверенитета надо постепенно. Кстати, в числе первых указов Гимпу стала отмена виз для румын.


Самое интригующее в политическом раскладе Молдавии - перспективы Приднестровья. Непокорный регион может стать навязчивой идеей - как Южная Осетия и Абхазия для Михаила Саакашвили. В то же время ползущее вхождение Молдавии в Румынию способно отвлечь озабоченных этим процессом политиков от территории на левом берегу Днестра.


О новом министре обороны Молдавии Виталии Маринуцэ говорят: «НАТО у него в душе». Однако печальный грузинский опыт 2008 года охлаждает буйные головы. Агрессивные речи политиков в столице Молдавии радуют Приднестровье, потому что от возможной заморозки отношений Москвы и Кишинева оно выиграет. (В конце концов, приднестровскую проблему не удалось решить ни Мирче-кровавому, ни Петру-демократу, ни Владимиру-красному.) Но что это будет означать для Москвы, Киева, Бухареста?


Недавний кандидат в президенты Молдавии Мариан Лупу считает эту проблему давно переставшей быть исключительно внутренним делом страны. По его мнению, концентрация геополитического влияния мировых сил в регионе ведет к тому, что ситуация может иметь самые разные перспективы развития.


Программа нового правительства по Приднестровью мало отличается от соответствующих инициатив ПКРМ. Разница в подходах заключается в том, что для нового руководства Молдавии неприемлема запущенная в 2003 году Москвой, Кишиневом и Тирасполем технология сочленения страны по рецепту «Меморандума Козака».


Отдельные лидеры Альянса за европейскую интеграцию уже успели заявить, что их нейтральное государство не хотело бы терпеть российское военное присутствие на своей территории. Коммунисты же в своих законодательных инициативах предлагают предоставить Приднестровью статус республики в составе Молдавии и право на самоопределение в случае потери последней своего суверенитета.


Михай Гимпу, считающий молдавский этнос изобретением советской власти, заявил о начале подготовки Кишиневом своего текста об условиях и принципах реинтеграции, имея в виду базовую идею сохранения унитарного государства, закрепленную принятым в июле 2005 года соответствующим законом. Но главная проблема здесь заключается в том, что если Молдавия уже серьезно настроилась идти в Европу, то пророссийски настроенный Восток бывшей МССР - в отличие от, например, некоторых областей Восточной Украины - давно стал отдельной территорией с собственной геополитической ориентацией.


Выбор Приднестровья


Результаты проведенного в 2006 году в Приднестровье референдума засвидетельствовали желание независимости и сближения с Россией. После этого странно и нелогично говорить о вхождении демократизированного Приднестровья в состав Молдавии, которая хотя и движется в Евросоюз, но в то же время остается в составе СНГ. Даже если, получив массу полномочий и прав влиять на политику Кишинева, ПМР вернется в Молдавию, Тирасполь вынужден будет и дальше оглядываться на Москву. А значит - тормозить и срывать движение Молдавии в Европу.


В Приднестровье запомнили публично оброненные Владом Филатом слова о том, что «Тирасполь - это город, находящийся на территории Молдовы», и помогут ему физически почувствовать, где в действительности находится этот город и чьей столицей он является. В начале своей президентской карьеры Владимир Воронин попытался въехать на территорию Приднестровья, но на границе ПМР ему сказали, что, будь он хоть президентом США, необходимо иметь на это разрешение. Позже Воронин пытался объединить коммунистические организации обоих берегов Днестра в одну партию.


Политические перемены в Кишиневе заметно активизировали попытки интеграции в миротворческую операцию на Днестре новых участников. В связи с этим Приднестровье официально просит Россию увеличить численность российского миротворческого контингента в регионе с 500 до 2400 военнослужащих. То есть восстановить их численность до того количества, которое было предусмотрено в соответствии с соглашением «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Молдавии», подписанным 21 июля 1992 года в Москве президентами Молдавии и России. В свое время, в условиях стабилизации отношений между Кишиневом и Тирасполем, Москва сочла возможным существенно сократить свое миротворческое присутствие в Приднестровье. Сейчас же руководство ПМР желает отыграть ситуацию назад. Тирасполь утверждает, что любое, кроме российского, иностранное присутствие в ПМР принадлежащими к разным этническим группам приднестровцами будет восприниматься отрицательно и враждебно. Только Россия как пользующаяся исключительным доверием местных жителей страна-гарант в силу исторического единства с народами, издавна населяющими этот регион, способна обеспечить мир на берегах Днестра.


Игра продолжается


Трудно поверить хотя бы в какую-то реальную возможность урегулирования приднестровского конфликта. Не говоря уже о том, чтобы это произошло в формате, который обсуждают уже два десятилетия, - чтобы два берега остались навеки вместе. Конечно, двадцатилетний конфликт на Днестре - это прежде всего проблема Кишинева. Проводи он более умную, не основанную на зависти и желании отыграться за былое самостоятельную политику, вопрос реинтеграции частей расколовшегося государства, возможно, не был бы столь острым или был бы разрешен. В действиях же всех молдавских политиков присутствуют леность, слабость, беспомощность, боязнь, неумение и нежелание проявить характер.


Все это как раз на руку могильщикам государственности Молдавии, ни демократические, ни коммунистические, ни новые власти которой так и не пожелали понять, что федеративное сознание требует от общества более точной, тонкой и высокоорганизованной политики, нежели унитарное. Если Европа призовет Молдавию к федеративному или конфедеративному варианту государственного устройства как способу ликвидации конфликта на Днестре, то как на это отреагируют находящиеся у власти кишиневские проевропейцы, являющиеся сторонниками унитарности? Заговорят ли они о внешнем вмешательстве? К кому обратятся за помощью в деле спасения Молдавии от «приднестровизации», «русификации», «шерифизации»? 


К какому государству или союзу, способному понять душевные порывы молдаван, начнут протаптывать временную дорожку, называя ее цивилизационным выбором?


В 2002 году был обнародован федерализационный проект ОБСЕ. Тогдашняя оппозиция восприняла его молча. Однако, после того как об этом предложении с восхищением отозвался Государственный департамент США, молдавские либералы его скромно поддержали... Федерацию взялись создавать с обоих берегов. Позже в Кишинев прибыл Джордж Сорос, и появился термин «приднестровизация Молдовы».


Так что остается только гадать, останется ли эта увядающая ныне страна на карте мира или исчезнет в политической возне, в которой собственно молдаванам отведено далеко не первое место.

Автор: Юрий Сторчак

Политический класс
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе