План спасения Кавказа

В распоряжении Newsweek оказалась долгожданная стратегия развития Кавказа

В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев назвал Кавказ самой серьезной внутриполитической проблемой России. Спустя семь месяцев полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе и вице-премьер Александр Хлопонин представил начальству первый набросок плана спасения Кавказа. После нескольких месяцев отчаянной борьбы со смежными ведомствами, срывов сроков подготовки и бессонных ночей Минрегион представил в правительство проект «Комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». Проект стратегии попал в распоряжение Newsweek. 

Будущее Кавказа может пойти по трем сценариям, считают авторы концепции. Инерционный, предполагающий своевременное достижение всех целей федеральных программ, уже действующих на территории округа, и отсутствие дополнительных инвестиций, не даст Кавказу и стране почти ничего. Социальная дифференциация населения вместе с технологическим отставанием экономики округа будут расти, деловой климат не улучшится, а межэтническая напряженность и террористическая активность так и останутся отличительной чертой региона. 


Базовый сценарий, кроме достижения целей всех ФЦП, предусматривает инвестиции в транспортную инфраструктуру округа, развитие существующего ресурсного и энергетического комплексов, а также реализацию новых долгосрочных программ развития за счет казны. Он выглядит более оптимистично. Деловой климат для крупных компаний улучшится, межэтнические конфликты пойдут на спад, но малый и средний бизнес останутся за бортом этого роста, а значит ждать значительных улучшений на рынке труда, например, не приходится. 

Единственная надежда Кавказа на быстрый и убедительный рост связана с третьим сценарием, который в Минрегионе называют «оптимальным». Экономика округа в ближайшие годы будет расти опережающими темпами по отношению к темпам роста экономики страны («в отдельные периоды – более 10% в год»), малый и средний бизнес расцветут, а сам Кавказ «активно интегрируется в российский и мировой рынок». ВРП на душу населения в СКФО увеличится к 2025 году с 79 000 рублей до 219 000 рублей, номинальная заработная плата возрастет в 2,5 раза, и в округе появится 400 000 новых рабочих мест.

Для того чтобы все получилось, ведомство предлагает разделить работу на два этапа. В 2010–2012 годах будут создаваться «необходимые условия для роста»: запуск приоритетных проектов, создание окружных институтов развития, проработка новых инвестиционных проектов. В 2013–2025 годах Кавказ должен вступить в «фазу активного роста»: инвестиции потекут рекой, проекты начнут приносить плоды, а социальные программы – жилье, медицина и образование наконец будут поставлены на поток.

В документе не приводится общий объем дополнительных средств бюджета РФ, а также бюджетов субъектов, необходимых для реализации «оптимального» сценария. Однако из приложений к нему, содержащих перечни конкретных промышленных, туристических и энергетических проектов, реализация которых должна начаться в ближайшее время, можно подсчитать, что на этапе создания «условий для роста» полпред Хлопонин намерен попросить не менее 60 млрд рублей дополнительно только на развитие новых промышленных предприятий и еще около 10 млрд рублей на объекты энергетической инфраструктуры.

Кроме этого, Хлопонин намерен изменить саму структуру управления округом. Мотором кавказского роста должен стать специальный окружной Институт развития, созданный как структурное подразделение или дочерняя структура Внешэкономбанка. Его капитал должен быть также сформирован «с ключевым участием ВЭБ и/или крупнейших российских банков». Институт развития, во-первых, должен стать «центром, обеспечивающим площадку для координации и систематизации значительного количества программ, реализуемых в СКФО», а во-вторых, должен «принимать участие в отборе и софинансировании проектов в СКФО, включая реализацию проектов “с нуля”». В документе также предлагается наделить Институт развития функциями агента правительства России и Минфина по предоставлению госгарантий.

Хлопонин не намерен ограничиться созданием такого института. Проект комплексной стратегии также предусматривает создание окружных агентств по трудовой миграции, льготному ипотечному кредитованию, а также ряда частно-государственных инвестиционных фондов. Может измениться и территориальное зонирование округа. В нем могут появиться «зоны территориального развития» на базе нескольких районов или городских поселений. В этих зонах будут действовать особые условия ведения бизнеса, уплаты налогов, предоставления налоговых льгот и налоговых кредитов «аналогично законопроекту “Об инвестиционном центре “Сколково”». Для того чтобы развивать транспортную инфраструктуру округа, Хлопонин предлагает ввести на территории СКФО концессионные соглашения по схеме availability payment. Чтобы не волноваться о том, будут ли жители платить за дорогу или нет, государство берет на себя выплаты концессионеру, а жители будут пользоваться услугами бесплатно.

Текст проекта стратегии в окончательном виде появился на свет несколько дней назад. 17 июня черновик был внесен в правительство, 22–24 июня на серии совещаний у Хлопонина его было решено доработать, а 25–28 июня Минрегион получил от ведомств их последние замечания. 29 июня стратегию направили на окончательное согласование в десяток министерств и ведомств с формулировкой «просим согласовать до конца дня». Однако официальные отзывы удалось получить только от Минкультуры и Минспорттуризма. Ключевые ведомства, прежде всего, Минфин и Минэкономики, своих замечаний пока не представили. 

Спешка связана с запланированной на следующей неделе окружной конференцией «Единой России», которая пройдет 6–7 июля в Пятигорске. 

Планируется, что проект программы ляжет в основу доклада премьера Владимира Путина, который посетит конференцию 7 июля, рассказали Newsweek в аппарате правительства. Дальнейшая судьба документа зависит от того, что именно использует в своем докладе премьер. Если основные идеологические конструкции стратегии получат его поддержку, правительство может утвердить ее до конца лета.

Константин Гаазе

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать