Язык эмодзи: :) или :(?

Цифровая революция принесла новый язык, нашедший применение в пропаганде радикальных исламистов и твитах Дональда Трампа, в клипах Бейонсе и миллиардах текстовых сообщений людей всех стран и культур.
DAVID PARRY/PA IMAGES/ТАСС


Универсальность эмодзи (у нас их часто называют смайликами) — феномен гораздо более сложный, чем кажется. Иначе как могли бы эти нелепые пиктограммы так быстро встроиться в коммуникацию, стать причиной ряда арестов, рассердить представителей всевозможных меньшинств и попасть в блок международного стандарта кодирования символов Unicode наряду с главными мировыми алфавитами?


На первый взгляд идея кажется нелепой: все эти желтые смайлики, кактусы, дельфинчики, левитирующие бизнесмены и еще две с половиной тысячи пиктограмм, вшитые в операционки наших смартфонов. Но это не мимолетная мода, а важные, принципиально новые элементы современной коммуникации, расширяющие возможности нашего языка, отвечающие на запросы времени и потребности общества. Со своими правилами, значениями и даже неосознаваемыми табу — словно настоящий новый язык.

Конечно, очень велико искушение увидеть в популярности эмодзи деградацию естественного языка: в текстовых сообщениях картинки могут заменять слова, целые фразы или даже абзацы, которые потребовались бы для описания всей гаммы эмоций автора, а заодно и привычные нам формы невербального общения — жесты, мимику, «немые сцены»:

— Я опять сильно опаздываю, прости меня



Деградация и издевательство над языком?

Примитивные картинки будто бы издеваются над богатством великого и могучего. Да так оно и есть, издеваются, если брать за эталон привычную нам языковую систему. Но если присмотреться к тому, как одни и те же эмодзи виртуозно меняют оттенки смысла сообщений и получают новые интерпретации в зависимости от контекста, культуры и собеседников, станет ясно: идея о том, что каждое поколение говорит на новом языке, еще никогда не получала такого буквального воплощения.

На сегодняшний день ни у одной социологической службы нет данных о том, как часто эмодзи используются в личных сообщениях в мессенджерах. Но, судя по трафику Emojitracker — онлайн-аналитики эмодзи в Твиттере, только в этой сети миллионы пользователей дополняют свои текстовые послания графическими изображениями. Самый популярный смайлик в Твиттере — Face with Tears of Joy («лицо со слезами радости»), получивший звание «Слова года» от Оксфордского словаря в 2015-м, был использован в одном только Твиттере 2 миллиарда 191 миллион раз. Чаще, чем многие знаки пунктуации! Такой смайлик совсем не обязательно ставится в конце бесподобной шутки или служит ответом на сообщение, которое и впрямь рассмешило до слез. Чувство, обобщаемое образом смеха-сквозь-слезы, далеко не всегда вызвано искрометным юмором собеседника. Например, в сообщении «В смысле — встреча в 10?! Я вообще еще в кровати » эмодзи может выражать целую гамму чувств и состояний — осознания абсурдности ситуации, иронии, легкой паники и так далее.

Суть эмодзи близка к понятию символа — схематического образа, в котором может быть заключена целая вселенная смыслов и аллюзий к другим символам. Например, в одной из шуточных викторин «Угадай книгу по эмодзи» комбинация трех пиктограмм


легко считывается в пользу знаменитого романа Достоевского — и это при том, что в произведении фигурирует не нож, а топор, а очевидного сходства пиктограмм со старухой-процентщицей или Раскольниковым нет. То же и в случае с «Маленьким принцем», описанным картинками


Примитивно нарисованные смайлы вышли за границы собственных значений и приобрели особое контекстуальное содержание. Новые интерпретации рождаются и самими пользователями в процессе переписки. Например, изображение кактуса можно встретить в чате как знак абсурдности и несерьезности диалога. Радугу и солнце —  — как выражение хорошего настроения или благодарности собеседнику. Вянущий цветок  стал символом разбитого сердца или беспросветной тоски. А эмодзи баклажана  часто применяется в эротическом смысле — в 2014 году хэштег #EggPlantFridays стал использоваться в Инстаграме для поиска порнографического контента. На эротический подтекст может намекать и персик.

Письменный текст не столь приспособлен для передачи эмоций, интонаций и образов — этот недостаток текстовой коммуникации ощущался во все времена. В 1969 году, за 13 лет до появления первого графического знака выражения конкретной эмоции — типографического смайлика из скобки и точек — Владимир Набоков обозначил эту проблему таким образом: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я мог бы сопроводить ответ на ваш вопрос». Очевидно, роль «закорючки», по замыслу писателя, состояла бы в том, чтобы сделать письменный язык более живым, эмоционально усовершенствовать его. А сегодня, когда текстовая коммуникация по частоте превосходит устную, «закорючки» ожидаемо эволюционировали в тысячи многозначных цветных картинок. Можно ли считать деградацией языка естественное появление новых элементов общения, отвечающих запросам современной жизни?



Символы вместо слов

Выражать чувства символами, а не словами — старая традиция: в 1857 году в списке «телеграфной азбуки» Морзе появилась аббревиатура радиожаргона, обозначающая «любовь и поцелуи» — ей соответствует цифровой код 73. Впоследствии эта аббревиатура была преобразована до «лучших пожеланий», а место «поцелуя» занял цифровой код 88. Сегодня пиктограммы, иллюстрирующие шифры азбуки Морзе, можно с легкостью найти в любом смартфоне. Таким образом, альтернативные способы коммуникации уже возникали в качестве отдельных элементов, а сегодня, в разгар цифровой революции, этот феномен достигает своей кульминации. В рабочем чате в WhatsApp может встретиться такой практически бессловесный полилог:

«Коллеги приветствуют нового сотрудника: *Нина Иванова добавила Сашу Петрову*


Неожиданным лидером по количеству возможных интерпретаций в Твиттере стала пиктограмма «маникюр»  — американский портал BuzzFeed насчитал 30 различных смысловых оттенков этого графического знака в твит-сообщениях пользователей. Кроме своего прямого значения «уход за ногтями» эта эмодзи может выражать равнодушие и небрежность (по аналогии с известным жестом), стервозное настроение или беспощадную прокрастинацию. Например, этот знак стоит в конце высказываний: «У меня даже нет ногтей, но это все равно лучшая эмодзи, чтобы описать мою жизнь», или «Я в шоке, как мало времени нужно, чтобы забыть о ком-то». Эмодзи  в зависимости от контекста может изменять значения — от эмоционального «супер» до событийного «отожгли» (если речь про вечеринку) или описательного «секси» в комментариях к фото инстаграм-дивы. Картинка , присланная вам коллегой в обеденное время, станет символом кофе-брейка, а  в пятницу вечером — приглашением хорошо провести время там, где весело и танцуют. Время написания одной эмодзи — секунды, ее интерпретация собеседником едва ли занимает больше. Содержательность при этом нередко превосходит текстовые эквиваленты: если «Пойдем попьем кофе» еще можно набрать в мессенджере за несколько секунд, то выразить в письменном тексте словами отношение к абсурдности происходящего или атмосферу жгучей вечеринки порой весьма проблематично.



Самый первый набор эмоджи, разработанный в 1999 году японским программистом Шигетака Курита
UNICODE INC


Учитывая количество текстовых сообщений, которые современные пользователи отправляют в день, литературные «письма Татьяны» становятся архаизмом. А общество, окруженное цифровыми технологиями, требует новых инструментов взаимодействия. Об этом в 2015 году заявил президент Oxford Dictionaries Каспер Грэтвол: «Традиционные алфавитные знаки безуспешно пытаются удовлетворять запросы XXI века на быструю, визуально ориентированную коммуникацию. Неудивительно, что пиктографический набор символов эмодзи появился, чтобы восполнить эти пробелы — он гибкий, быстрый и красивый».



Иероглифы цифрового века

Коммуникация с использованием многозначных символов — идеограмм — нехарактерна для западного мышления. Эмодзи были придуманы в стране, для которой естественно и привычно общение с использованием условных изображений — из идеограмм состоят японские иероглифы.

Emoji — акроним из японских слов e (絵 — картинка) и moji (文字 — символ, письменный знак); звуковое сходство термина со словом emotion совершенно случайно. Вряд ли создатель первой раскладки смайликов программист Шигетака Курита догадывался, какое будущее ждет 180 картинок, придуманных им для японских пользователей мобильной платформы i-mode. Чтобы придумать свою линейку эмодзи, Курита наблюдал за жизнью своего города, пытаясь выделить именно те символы и знаки, которые люди чаще всего используют в реальной коммуникации. Саму идею «слов-картинок» он почерпнул из манги — одной из форм японского изобразительного искусства. Поэтому часть первых эмодзи имела специфическое значение в японской культуре: например, кланяющийся бизнесмен, белый цветок, обозначающий «блестяще выполненное домашнее задание», или группа символов для обозначения популярной еды: рамэн, данго, онигири и суши.

Эмодзи быстро нашли свою аудиторию и прижились в текстовых сообщениях японских пользователей. Новую тенденцию не мог проигнорировать международный стандарт кодирования символов Unicode Consortsium, поскольку при отправлении эмодзи на западные устройства картинки не отображались. Пиктограммы были добавлены в международный стандарт кодирования символов и с этого момента появились на большей части операционных систем всех существующих устройств. Так слова-картинки вырвались за пределы Японии — как раз тогда, когда цифровая коммуникация стала играть в западном обществе первостепенное значение.

С момента попадания на Запад слова-картинки из экзотического продукта азиатской культуры постепенно стали превращаться в международный язык символов. Крупные компании, занимающиеся разработкой ПО и мобильных устройств, начали требовать от Unicode Consortsium добавления новых символов в существующую раскладку для учета интересов различных культур; в списке эмодзи «спортивное снаряжение» наряду с футбольным мячом появился бильярдный стол, категория «еда» пополнилась изображением тако, были добавлены знаки зодиака, новые выражения лиц и религиозная символика.

Вскоре пиктограммы стали столь популярны, что начали не на шутку задевать представителей меньшинств. Сначала в Unicode добавили функцию выбора цвета кожи для каждой эмодзи в категории «выражения лица». После этого свой вклад в раскладку эмодзи внесли и люди нетрадиционной ориентации, потребовав эмодзи, «дружественных ЛГБТ-сообществу». В итоге появились изображения семьи с двумя отцами и двух женщин в страстном поцелуе. Не прошло мимо и феминистское сообщество, ведь изначально в раскладке эмодзи большинство пиктограмм, обозначающих профессию, иллюстрировалось мужскими образами. В 2016 году в списке эмодзи появились спортсменки, бизнес-леди, девушки-детективы и другие трудящиеся женщины.

Отвечая на главные тенденции современного мира, эмодзи стали все сильнее напоминать шутливое воплощение культурных кодов. Случайная встреча восточных идеограмм и западной культуры в эпоху цифровой революции не прошла без последствий — в этом коктейле присутствуют едва ли не все символы повседневной жизни XXI века. Можно смотреть на эмодзи-раскладку в вашем смартфоне как на альтернативный способ говорить друг другу «привет» и демонстрировать свои чувства в цифровом пространстве, можно — как на шутливую летопись современных тенденций, а можно — как на яркий пример беспощадной глобализации. Так или иначе, история символических картинок, оказавшихся в нужном месте в нужное время, переживает свою кульминацию. Ожидает ли нас развязка?



Правила эмодзиписания

Эмодзи отвечают запросу пользователей сети на новые инструменты общения, которые позволили бы передавать основную мысль или идею текстового послания минимальными средствами. Мышление символами в мире, перенасыщенном информацией, оказалось как нельзя кстати. Но это по-прежнему явление новое, не всеми принятое и до конца не осмысленное обществом. Четких правил использования эмодзи не выработано — иногда это порождает непонимание и конфликты.

В американском штате Вирджиния ученица средней школы была осуждена за комментарий к фотографии своей одноклассницы в Инстаграме: «Берегись, я уже иду», — эти слова сопровождались эмодзи «пистолет», «нож» и «бомба». В заключении суда, послужившем основанием для обыска в доме девочки, значилась «угроза жизни или серьезных повреждений другим студентам». Во Франции в 2016 году один из пользователей был заключен под стражу на три месяца по решению суда после отправки текстового сообщения своей бывшей девушке с эмодзи «пистолет». В обоих случаях обвиняемые объясняли, что не имели в виду серьезной угрозы, и это очевидно. Но для следователей их оправдания оказались не так важны, как символическое значение «ножа» и «бомбы». Эти нелепые, казалось бы, истории, показывающие, насколько неоднозначно восприятие символов в обществе, далеко не единичны. В частности, поэтому в августе 2016 года Apple заменила эмодзи «пистолет» на знак зеленого водяного пистолетика. На всякий случай.


После нескольких скандалов появились эмодзи с лицами любого пола, возраста и расы
ШИГЕТАКА КУРИТА, MOMA; APPLE.COM; UNICODE INC.


Четких правил использования эмодзи не выработано — иногда это порождает непонимание и конфликты. В американском штате Вирджиния ученица средней школы была осуждена за комментарий к фотографии своей одноклассницы в Инстаграме: «Берегись, я уже иду» — эти слова сопровождались эмодзи «пистолет», «нож» и «бомба». В заключении суда значилась «угроза жизни или серьезных повреждений другим студентам» 


Недавно так же поступил и Яндекс, в проекте которого «Карты Эмодзи» пользователи могут помечать места столицы на карте с помощью сета из трех пиктограмм. Вскоре после запуска тестового режима компания приняла решение убрать из функционала симпатичные унитазики и какашки. На картах ведь и Кремль есть, и много чего еще.

Постепенно эмодзи обзаводятся негласными правилами употребления. Вот некоторые из правил, выделенных психологами и лингвистами и используемых в переписке осознанно или неосознанно:

1. Эмодзи чаще всего ставятся в конце текстовой конструкции или логической части высказывания, а не в начале и не в середине — по аналогии со знаками препинания.
2. В изложении любой истории языком эмодзи последовательность пиктограмм отражает последовательность событий.
3. Сет из трех (или более) эмодзи чаще всего начинается с изображения, выражающего конкретную эмоцию, в виде смайла, через который собеседник может анализировать последующие символы.
4. Собеседники не используют эмодзи, если хотят, чтобы их слова приняли всерьез.
5. Чаще всего пользователи ставят эмодзи, выражающие смех, симпатию, одобрение и поддержку.
6. Эмодзи могут не только заменять описания эмоций, но и служить метафорами или образами любых событий. Нередко они отсылают к элементам современной культуры.
7. Эмодзи используются, в частности, чтобы украсить цифровое общение визуальными элементами и приблизить его к коммуникации в реальной жизни.

Кроме прочего, у языка эмодзи появляются свои правила уместности/неуместности употребления, хотя пока довольно противоречивые. Например, в большинстве рабочих чатов и в некоторых случаях переписок с начальством слова-картинки уже вполне допустимы. Но по какой-то причине пообщаться на «новом языке» с подписчиками не получилось у кандидата в президенты США Хиллари Клинтон в 2015 году. На нее обрушилась целая волна критики за твит, в котором она предложила студентам выразить свое отношение к студенческому долгу в трех эмодзи. Один из самых показательных ответов к ее посту звучал так: «А вы знаете, как еще могут общаться те, кто поступил в колледж? Словами».



Мнение эмодзи-оптимиста

Лариса Шестак, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ВГСПУ

В современной цифровой коммуникации пользователи все чаще используют так называемый креолизированный текст, в который включены не только слова, но и изображения, и даже мультимедийные элементы. Эмодзи — прежде всего «экономичный» способ передать эмоцию, а если это сложная эмоция, пользователи могут ставить несколько эмодзи подряд. В некоторых случаях такие значки позволяют «смягчить» тональность послания, сделать текст стилистически непринужденным, разговорным. Но никому не придет в голову написать официальное письмо руководителю с просьбой отпустить в очередной отпуск для санаторного лечения… и поставить в конце смайлик! Фраза «Сударь, вы подлец» с использованием эмодзи также потеряет свой первоначальный смысл. Эмодзи — маркер прежде всего неофициального общения.

Другая сторона пиктограмм эмодзи — символическая. Первой системой языка была именно пиктографическая: даже наскальные изображения имели множество функций. Например, изображение охотника, убивающего быка, не только выражало радость победы над животным, но и передавало информацию о приемах охоты будущим поколениям. Впоследствии пиктография стала иероглифическим письмом — сначала рисуночным, когда, например, знак ноги означал ассоциативную сферу, все, что связано с ногой: «стоять», «идти», «нести» и прочее. Позже возникли абстрактные иероглифы, и только потом появились изображения звуков — алфавит. Но если алфавит привязан к определенному языку, то символы универсальны: стрелочка на всех языках обозначает направление, а тарелка со скрещенными вилкой и ложкой — место, где можно поесть. Или вспомните значок вскипающего в джезве кофе, который появлялся раньше при загрузке компьютеров — универсальный знак паузы, кофе-брейка. И сегодня язык символов удобен для современной коммуникации, позволяющей за считаные секунды выходить на связь с людьми из других стран и полушарий. Кроме того, любое изображение быстрее обрабатывается сознанием, чем текстовая информация, а эмоция оказывает большее влияние на собеседника, чем рациональные доводы. Популярность эмодзи отчасти может быть связана с тем, что общество всегда активно овладевает новыми технологическими возможностями. Какие-то из них приживаются, какие-то уходят. Но если человек регулярно общается с помощью гаджетов, ему удобнее использовать многофункциональный значок, чем писать длинные сообщения. Не зря мобильный телефон предлагает нам использовать готовые шаблоны при отправке сообщений — «перезвоню», «опаздываю» и так далее. 

Думаю, феномен эмодзи — это скорее мутация языка, а не целенаправленное изменение, как, например, переход на другой алфавит. Изменилась именно фактура речи: она стала электронной, с использованием цветов, звуков и изображений, поэтому стал меняться повседневный язык. Существует даже теория, что интернет — это ускоренная модель эволюции, так как оборот информации в нем происходит быстрее, а значит, ускоряется и само развитие человеческой культуры.



Мнение эмодзи-пессимиста

Александр Войскунский, исследователь коммуникации в интернете, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ

За последние пять-десять лет коммуникация стала визуально ориентированной — раньше этого почти не было. Мне это кажется большим недостатком: вижу в этом способ скрыть свою если не малограмотность, то неспособность выразить вербально свои мысли и, главное, свое отношение к обсуждаемым явлениям. Почему-то у Чехова или у Диккенса получалось выражать всю гамму человеческих эмоций словами, а у нас — нет! И смайлики в этом плане заразны, ибо не побуждают учиться «на Диккенса», работать над собой, как Чехов.

Не думаю, что действительно возник спрос на визуальные стимулы в такой степени: просто появился новый сервис, его стали все более интенсивно использовать, как и любую технологическую новинку. А для молодого поколения это вообще естественная среда, но вполне возможно, что скоро это им надоест, и появится еще какая-нибудь игрушка, предоставляющая, например, возможность передавать трехмерные фотографии. Другими словами, язык эмодзи развивается по законам моды, а не по психологическим.

Прообраз смайликов мы можем увидеть еще в немых кинофильмах — между кадрами появлялся темный экран, на котором нужно было коротко выразить идею или эмоцию. Тогда и стали активно использовать пунктуацию самостоятельно, в отрыве от текста: титры для немых фильмов часто были без слов, но с восклицательными или вопросительными знаками. Похожую роль сейчас выполняют эмодзи.

Одна из функций графических знаков в том, чтобы поддерживать эмоциональные связи с собеседниками, показывать: «я думаю с тобой в одном направлении», быть в эмоциональном контакте, заявить о своей причастности к группе, которая мыслит и чувствует сходным образом.

Сейчас в интернет пришли те, кто даже в силу своего возраста не умеет формулировать мысли, писать сочинения — это 12-летние или более юные дети, которые, вместо того чтобы учиться грамотно и пространно выражать свои мысли, заниматься сторителлингом, обмениваются эмоциональными всплесками, что останавливает их в развитии вербальных умений. Я думаю, что скоро эта аудитория повзрослеет, и если перейдет к более интересным, общественно значимым вопросам, то обнаружит, что ей таких умений недостает.

Автор
Анастасия Демченко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе