Целый мир проблем ("The Wall Street Journal", США)

Ведущий историк Эндрю Робертс рассуждает о десятилетии, в котором к нам пришли терроризм, финансовая нестабильность и страх перед изменением климата

Десятилетия -- это не просто так. По идее они не должны иметь никакого особенного значения (и в самом деле, почему история должна развиваться аккуратными десятилетними циклами?), но на самом деле десятилетия действительно определяют наше видение прошлого. Сколько существует клише, связанных с десятилетиями, -- "ревущие двадцатые", "свингующие шестидесятые"... Мы делим историю на периоды определённого размера, а значит, смысл в том, чтобы подумать, как будут вспоминать только что минувшее десятилетие будущие поколения, есть.


"Нулевые" -- или как их в итоге решат назвать, я не знаю -- оставят в истории след побольше, чем многие другие десятилетия, потому что угрожающие события, обрушившиеся на нас в эти годы, в особенности расцвет исламо-фундаменталистского терроризма и дестабилизация финансовой системы Запада, будут чувствоваться ещё долго после того, как закончится 2009 год.



В истории не бывает повторений, зато бывают рифмы и отзвуки, подобные эху. Роковым утром 11 сентября 2001 года, когда рухнули башни-близнецы, в этом грохоте отдавался рёв японских бомбардировщиков, приближавшихся к Пёрл-Харбору в 1941 году. Невозможно и представить такой обзор событий десятилетия, главным фокусом которого не были бы эти два катаклизма, разделённые всего семнадцатью минутами. В 8:46 и 9:03 утра два небоскрёба Всемирного торгового центра -- почти в буквальном смысле иконы западного капитализма -- подверглись ударам девятнадцати убийц-исламистов, захвативших два "Боинга-747".



11 сентября стало днём, когда Америка и Запад наконец осознали -- не заметив нескольких предупреждающих знаков в девяностых -- что исламско-тоталитарный терроризм способен за считанные часы уничтожить почти три тысячи невиновных, и не где-нибудь в далёком Судане, Кашмире или Исламабаде, а в центре Манхэттена. Отголоски этих ударов будут чувствоваться ещё много лет, пожалуй даже -- десятилетий, будь то в той форме или в иной, к добру или же к худу.



Недавно избранный на тот момент президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в ответ на теракт напал на Афганистан, опрокинул правительство "Талибана" и безуспешно попытался поймать Усаму бен Ладена, главу "аль-Каиды", ответственного за эти злодейства. Затем, в марте 2003 года, американцы, британцы и австралийцы при поддержке коалиции других стран напали на Ирак и свергли кровавого диктатора Саддама Хусейна; тот скрывался, был пойман и в 2006 году казнён на фоне прочих, к сожалению, весьма хаотических событий.



Поражение Саддама Хусейна привело, однако, не к установлению мира в Ираке, а к началу повстанческой борьбы против сил коалиции, приведшей к гибели приблизительно ста пятидесяти тысяч иракцев (за последовавшие шесть лет). В стране тем временем медленно и болезненно устанавливалась работоспособная демократическая система. Несмотря на все вызванные противоречия, и Буш, и премьер-министр Австралии Джон Говард (John Howard), и его коллега из Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) были переизбраны в 2004, 2004 и 2005 годах соответственно.



И всё же не в Ираке и не в Афганистане было загублено больше всего человеческих жизней за десятилетие. Самым смертоносным событием оказался конфликт между хуту и тутси, развернувшийся в Демократической Республике Конго в период с 1998 по 2009 год, в котором погибло 5,4 миллиона человек, -- это самое большое кровопролитие в мире со времён второй мировой войны, причём с большим отрывом (с присущим ей умением выбирать момент Организация объединённых наций объявила, что период с 2001 по 2010 год должен стать международным десятилетием культуры мира и ненасилия ради детей Земли).



После событий 11 сентября финансовые системы лишь слегка пошатнулись -- индекс Доу-Джонса упал примерно с 9600 до 8900, а FTSE 100 -- c 5500 до 4500 (даже чуть больше). После ободряющего телефонного звонка от управляющего Банком Англии Мервина Кинга (Mervyn King) заместителю главы Федеральной резервной службы США, а в особенности после того, как такие же звонки сделали из государственных банков Франции, Германии и Европы, на мировых рынках прекратилось всякое волнение, и уже к концу года индекс FTSE 100 перевалил пятитысячную отметку. Это уже в следующем году мировые рынки перенесли тяжёлый удар в процессе скатывания мира к иракской войне, и к тому моменту, когда коалиция во главе с США начала воевать, FTSE упал до 3300. Пытаясь не допустить роста процентной ставки и оттока денежных средств невзирая на войну, Алан Гринспэн (Alan Greenspan) "перегрел"экономику США таким образом, что спустя четыре года после этого она оказалась в большой опасности. В определённом смысле именно Усама бен Ладен со своим терактом стал причиной случившегося семь лет спустя кредитного кризиса.



И хотя эти теракты стали с большим отрывом самым страшным зверством, совершённым джихадистами за один день, были и другие: 12 октября 2002 года на индонезийском острове Бали от одного теракта погибло двести два человека, 11 марта 2004 года агенты "аль-Каиды" взорвали поезда в Мадриде (191 жертва), а 7 июля 2005 года ещё пятьдесят два невиновных (вместе с четырьмя убийцами) погибли при взрывах в транспортной системе Лондона. За четыре ноябрьских дня 2008 года в Мумбаи погибло сто семьдесят пять человек -- атаке подверглась гостиница и синагога. Более того, международные разведывательные службы предотвратили ещё множество терактов, один из которых должен был привести к уничтожению пяти самолётов "Боинг-747", летевших над Атлантикой, что, возможно, привело бы к гибели ещё большего числа людей, чем события 11 сентября. Если до того кто-то и думал, что удар по башням-близнецам был просто случайной удачей террористов, то теперь об этом придётся задуматься ещё раз, пусть даже деятельность бушевского органа безопасности отечества предотвратила-таки гибель американцев на американской земле.



Тем временем "нулевые" отметились подъёмом Китая как мировой сверхдержавы, способной в будущем поспорить с США за место мирового гегемона. Организовав свою экономику почти в полном соответствии с принципами свободного рынка, искусственно занизив курс обмена валюты, пользуясь централизованной системой принятия решений, могущей игнорировать права человека и собственности при необходимости осуществлять программу развития, а в первую очередь -- обладая безграничными трудовыми ресурсами, Китай получил большие конкурентные преимущества. При среднегодовом росте экономики на 7,8 процента в течение всего десятилетия (пусть даже стартовые показатели были весьма низкими) баланс сил в мировой экономике начал сдвигаться к востоку. Олимпийские игры 2008 года в Пекине, на которых Китай отличился, во-первых, устроив зрелищнейшие церемонии открытия и закрытия, а во-вторых, завоевав наибольшее среди всех участников число медалей, тоже стали эффективным инструментом для пропаганды положительного образа Народной Республики.



Как и Китай, соперничающая с ним Индия добилась внушительных показателей роста и тоже сумела воспользоваться своим громадным человеческим ресурсом. При этом Индия не обременена той долгосрочной проблемой, которой обременён Китай: это демократическая страна, а значит, ей не придётся расхлёбывать последствия того, что будет в Китае, когда набравшие силу представители среднего класса начнут требовать политической власти (как показывает история, это происходит постоянно) у государства, по сути дела остающегося тоталитарным.



Не подлежащий сомнениям и, судя по всему, неостановимый подъём экономики Китая и Индии повлёк за собой проблемы с экологией, которые в "нулевых" годах оказались в самом центре внимания, чего никогда прежде не случалось. Хотя в пересчёте на душу населения Китай и Индия загрязняют окружающую среду меньше, чем другие страны западного мира, особенно США, но в абсолютных величинах Китай загрязняет больше всех. Проблема антропогенного изменения климата стоит на повестке дня ещё с тех пор, как Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) подняла этот вопрос в конце восьмидесятых, но в "нулевых" он стал ключевой международной проблемой, вызывающей нешуточное горение страстей по обе стороны баррикад. Копенгагенский саммит, на который съехалось двадцать тысяч делегатов из ста девяноста двух стран, стал как минимум мощнейшей иллюстрацией того, насколько серьёзно в мире относятся к опасности, которую, как предполагается, несут в себе процессы изменения климата.



То, до какой степени экологические кризисы и природные катастрофы "нулевых" были результатом сжигания ископаемого углеводородного топлива и прочих антропогенных факторов, -- обсуждаться будет ещё долго, но нет сомнения в том, какой громадный ущерб принесла сорокаградусная жара, установившаяся в Европе в 2003 году, цунами в Индийском океане (26 декабря 2004 года), случившееся из-за сильнейшего за последние сорок лет землетрясения и ставшее причиной гибели не менее 229866 человек, и ураган "Катрина" (август 2005 года), унёсший ещё две тысячи жизней в Новом Орлеане и его окрестностях и обошедшийся США в шестьдесят миллиардов долларов.



В 2008 году ураган "Айк", выросший до размеров Мексиканского залива, обрушился на территорию США. 2 мая того же года циклон "Наргис" уничтожил 146 тысяч человек в Мьянме. Сильные землетрясения привели к гибели множества людей в иранском Баме (2003), в Кашмире (2005) и в Сычуани (2008). В феврале 2009 года в Австралии страшнейшие лесные пожары в истории страны привели к гибели 173 человек; ранения получили ещё 500, и 7,5 тысяч остались без крова. В Камбрии (Великобритания) в 2009 году случилось наводнение, которое один министр назвал "одним на тысячелетие", хотя всего два года назад такие же наводнения случались в Глостершире, Херефордшире, Вустершире и Оксфордшире.



В дополнение ко всем этим катастрофам в "нулевых" годах мир поразили эпидемии, грозившие перерасти в пандемию и время от времени напоминавшие чудовищную пандемию гриппа "испанка" в 1918 году, когда от болезни умерло почти столько же людей, сколько от боевых действий в первую мировую войну. "Коровье бешенство", "птичий грипп" и последняя эпидемия гриппа H1N1, начавшаяся в апреле 2009 года в Мексике и получившая известность под названием "свиной грипп", не привела к массовой гибели людей (хотя такие опасения были), но на небольшой промежуток времени заставили нас почувствовать, что именно может выкосить наш род под корень в будущем.



1 января 2002 года двенадцать из семнадцати стран, входивших тогда в Европейский союз, отказались от национальных валют в пользу единой валюты евро, а 1 мая 2004 года целых десять стран вступили в эту организацию (в 2007 году к ним добавились ещё Болгария и Румыния). Вдобавок к приёму новых членов был принят Лиссабонский договор, расширивший полномочия альянса, давший ему новую конституцию и создавший такие новые посты, как президент Европейского совета и уполномоченный представитель (по сути -- министр иностранных дел). Чехия ратифицировала договор 3 ноября 2009 года, а месяцем позже первым президентом стал Херман ван Ромпёй (Herman Van Rompuy). По условиям Лиссабонского договора ЕС сможет начать реформировать себя сам без нужды обращаться к европейским избирателям за одобрением, так как избиратели эти (как продемонстрировала, например, Ирландия в июне 2008 года) иногда голосуют против.



Также в 2008 году на пост президента США был избран Барак Обама (Barack Obama), впоследствии несколько преждевременно получивший Нобелевскую премию мира. Чего бы он ни пытался достичь на посту лидера свободного мира, избрание американским президентом человека африканского происхождения -- это, несомненно, громадный шаг на пути к установлению в США гармоничных межрасовых отношений. Первые шаги Обамы, решившего увеличить военное присутствие Америки в Афганистане более чем на 50 тысяч человек, поразили тех, кто хотел бы вести войну с терроризмом более агрессивно, но в своей недавней речи, обращённой к кадетам Военной академии США, Обама остудил всеобщий пыл, сказав, что начнёт вывод войск спустя всего лишь восемнадцать месяцев. Впрочем, "нулевые" подходят к концу, а конфликт, который в Пентагоне называют "долгой войной", судя по всему, в ближайшем будущем не будет ни выигран, ни проигран.



Не наблюдается также признаков того, что трагический уход России от истинной демократии в сторону авторитаризма, начавшийся с избранием на пост президента 27 марта 2000 года Владимира Путина и неуклонно нараставший в течение всего десятилетия, когда-нибудь прекратится. Через четыре года после лёгкой победы на выборах в марте 2004 года Путин фактически поменялся должностями со своим премьер-министром Дмитрием Медведевым (так в тексте! -- прим. пер.), чтобы сохранить бразды правления в своих руках. Резня в бесланской школе в сентябре 2004 года, окончившаяся гибелью 334 школьников от рук чеченских террористов (так в тексте! -- прим. пер.), позволила Путину взять под свой контроль влиятельных губернаторов, ранее избиравшихся прямым голосованием, а короткая победоносная война России против Грузии из-за Южной Осетии, разразившаяся в августе 2008 года, ещё больше укрепила положение Путина на внутриполитической арене.



Смерть и государственная погребальная церемония Роналда Рейгана (Ronald Reagan) в июне 2004 года позволили США отдать последний долг своему, пожалуй, величайшему президенту послевоенного периода. По торжественности церемония соперничала с похоронами королевы-матери, прошедшими в апреле 2002 года. Кроме того, за десятилетие случилось ещё немало приятных моментов, но один стоит отметить особо: это подвиг пилота Чесли Салленбергера (Chesley Sullenberger), который в январе 2009 года несмотря на катастрофический отказ всех двигателей посадил самолёт, выполнявший рейс авиакомпании US Airways, в реку Гудзон и спас жизни всех ста пятидесяти пяти человек, находившихся на борту.



Конец десятилетия, однако, отметился совершенно иной катастрофой. После периода почти непрерывного роста индекс FTSE 100, в начале иракской войны в марте 2003 года составлявший 3400 единиц, к середине 2007 дорос почти до 6800 (в тот период акции банковского сектора числились среди едва ли не самых надёжных), но во втором полугодии экономику стран Запада поразил катастрофический кризис доверия, объяснявшийся главным образом недоверием к "токсичной задолженности", заложенной во многих финансовых инструментах, обращавшихся в субстандартном секторе рынка недвижимости. К началу 2009 года индекс FTSE-100 рухнул до уровня 3500 единиц. Индекс Доу-Джонса осенью 2007 года составлял 14000 единиц, а к началу 2009 упал примерно до 9000.



В сентябре 2007 года банк Northern Rock пришлось спасать на деньги британских налогоплательщиков, а за ним та же судьба постигла и множество других престижных банков, в том числе Королевский банк Шотландии. В США пришлось национализировать таких гигантов ипотечной индустрии, как Fannie Mae и Freddie Mac (случилось это 7 сентября), а девятью днями позже банк Lehman Brothers подал на банкротство по статье 11 кодекса о банкротстве. Только массированное государственное вмешательство на международном уровне спасло банковский сектор от окончательной финансовой смерти.



Тем не менее, к концу десятилетия в США, Германии и Японии возобновился экономический рост, хотя все по-прежнему боятся "W-рецессии" (то есть с двумя фазами падения, от соответствующей формы графика -- прим. пер.). В 2009 году стоимость акций вновь начала расти, отыграв уже почти половину потерянного, но доверие к западной банковской системе подорвано, а банкиров лично подвергают остракизму за жадность и некомпетентность -- иногда, но далеко не всегда, справедливо. Более того, отдельные страны оказались уязвимыми полностью, например, Исландия, Дубай, Ирландия и Греция.



Частично проблема объясняется тем, что в "нулевые" годы господствующим методом распространения информации стал двадцатичетырёхчасовой цикл. В Великобритании число сотовых телефонов выросло за десятилетие с 35 до 75 миллионов -- при населении в 63 миллиона человек. Благодаря этому появилась возможность узнавать новости и принимать коллективные решения почти мгновенно. Например, потребительские расходы резко сократились буквально через несколько секунд после того, как рухнул банк Lehman Brothers; подобная скорость принятия решений привела к невероятно резким перепадам настроения, каковых до начала глобализации (этот феномен тоже невероятно ускорился в "нулевых" годах) в экономических системах мира, бывших тогда гораздо более изолированными друг от друга, не наблюдалось. Налоговые поступления резко уменьшились, а расходы на социальные расходы растут, и государственный долг Великобритании за этот год составил уже 56 процентов ВВП, а к 2014/2015 году этот показатель достигнет 78 процентов. Кроме того, в Великобритании разразилась череда скандалов, связанных с расходами депутатов парламента (от всех партий), из-за чего полностью развеялось всякое уважение, которым когда-то пользовались политики, сменившись всеобщим презрением.


Что ж, теперь это напряжённейшее десятилетие уходит, и Запад встречает новое в таком уязвимом положении, в каком последний раз находился на заре промышленной революции, более двух столетий назад. И если последствия финансового краха и отсутствие зримых достижений в Афганистане ослабят способность западных правительств решать проблемы наступающего десятилетия, в особенности -- проблему "атомизации" Ирана и как следствие -- всего Ближнего Востока, то единственным кандидатом на роль "человека десятилетия" окажется тот, кто почти не появлялся на публике все эти десять лет. Это будет Усама бен Ладен.

Эндрю Робертс (Andrew Roberts) 
Эндрю Робертс -- историк, проживает в Лондоне

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе