Как геноцид армян отразился на мировой культуре

Сто лет назад в этот день в Стамбуле начались аресты армянской интеллигенции — эта дата стала днем памяти жертв армянского геноцида в Османской империи, в ходе которого, по разным оценкам, погибло до 1,5 млн человек.
 «Воздух» рассказывает, как эти страшные события отразились на культуре армян.
Фотография: Diomedia
 
Что нужно знать о геноциде армян

24 апреля отмечается 100-летняя годовщина геноцида армян. Под этот термин подпадают осуществленные в 1915–1923 годах депортации и физическое уничтожение более миллиона армян — поданных Османской империи. Погромы и ущемление прав армянского населения, на протяжении 3 тысяч лет населявшего территории Армянского нагорья, начались еще в конце XIX века. Разваливающаяся многонациональная империя теряла свои европейские владения в результате греческих и славянских восстаний, и христианские меньшинства стали рассматриваться правительством в качестве пятой колонны. В 1894–1896 годах на востоке империи было убито, по разным оценкам, от 50 до 300 тысяч армян. В 1907 году в Адане за два дня было убито около 2 тысяч армян. В Первой мировой войне Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии и начала наступление на российский Кавказ, но ее отряды были разгромлены 4-м Кавказским армейским корпусом генерала Огановского. Хотя все мужское население империи, не исключая и армян, было мобилизовано в ряды турецкой армии, часть националистов выступила на стороне Российской империи. Это дало повод османскому правительству обвинить весь армянский народ в государственной измене и начать насильственную депортацию и истребление мирных жителей исторической Армении. За исполнением этого плана следила «Тешкилят-и Махсуса» — османская контрразведка, набиравшаяся в значительной массе из бывших уголовников и также боровшаяся с арабским национализмом. Прямые исполнители были в основном курдами. Десятки тысяч армян умерли от жажды и голода во время депортаций. Женщин насиловали и угоняли в рабство, детей отбирали у родителей и обращали в ислам.


Армянские беженцы ждут депортации на улицах Малатайи. Почти все они были убиты в 1918-м году
Фотография: Wikimedia Commons

Генри Моргентау, посол США в Стамбуле, в телеграмме в Вашингтон называл эти события «кампанией расового уничтожения» («campaign of race extermination»). В мае 1915-го Франция, Великобритания и Россия выступили с совместной декларацией, в которой говорилось: «На протяжении месяца курдское и турецкое население Армении уничтожает армян при попустительстве и часто содействии османских властей. Резня началась в середине апреля (по новому стилю) ... Все жители около тысячи деревень возле Вана были убиты. Армянский квартал этого города был осажден курдами. В то же время в Константинополе османское правительство жестоко обращается с мирным армянским населением. Ввиду новых преступлений Турции против гуманности и цивилизации, союзные державы публично уведомляют Высокую Порту о ее личной ответственности за все преступления всех членов оттоманского правительства и его агентов, причастных к этой резне». Хотя Германия и Австро-Венгрия, будучи союзниками Турции, не осудили геноцид, немецкие дипломаты и офицеры, находившиеся в Турции, оставили свидетельства о намеренном характере уничтожения армянского населения. Прикрепленный к 6-й Оттоманской армии германский офицер Армин Вегнер, кавалер Железного креста, фотографировал узников лагеря Дейр-эз-Зор в сирийской пустыне, через который прошли сотни тысяч армян. Вегнер был выслан из Османской империи, но провез негативы под одеждой. Наконец, не все османские чиновники были согласны с происходящим: показательна история вице-губернатора округа Харпут, араба Файез эль-Гуссейна, которого Лоуренс Аравийский назвал летописцем армянской резни. Эль-Гуссейн бежал из Османской империи и опубликовал свои воспоминания об этих событиях, передававшие ужасы депортации армян, а также свидетельства о спланированном характере геноцида.

Геноцидом события 1915 года признают 22 страны мира, в том числе Россия и Франция. Рональд Рейган использовал этот термин и ставил геноцид армян в один ряд с холокостом, однако после него ни один президент США не решился на это, дорожа отношениями с Турцией как ключевым членом НАТО на Ближнем Востоке. Президент Обама использует термин «Мец Егерн», что переводится с армянского как «Великое злодеяние» и близко по значению к Шоа — так на иврите называется холокост. Турецкие власти последовательно отрицают обвинение в сознательном геноциде, объясняя событиях тех лет трудностями военного времени, а употребление этого термина карается 301-й статьей Уголовного кодекса (оскорбление Турции и турецкой идентичности). В частности, именно по этой статье в 2005–2006 годах обвинялся писатель Орхан Памук за интервью швейцарскому Das Magazin, в котором он говорил об убийстве османскими властями более миллиона армян.


Армянка стоит на коленях перед убитым ребенком. Фотография сделана поблизости от сирийского Алеппо, точная дата неизвестна
Фотография: American Committee for Relief in the Near East

Как геноцид отразился на армянской культуре

Геноцид начался в Стамбуле, центре армянской культуры того времени, где одновременно были арестованы более 600 представителей армянской интеллигенции и духовенства — писатели, ученые, чиновники, спортсмены, входившие в элиту империи.

На протяжении всего XX века уничтожались памятники армянской архитектуры, в том числе монастыри со скрипториями. Благодаря переводам армянских монахов до нас дошли многие произведения не только средневековых, но и античных авторов, греческие оригиналы сочинений которых были утрачены. Армянские переводы Аристотеля и Платона считаются одними из самых близких к оригиналу. Дошедшие до нас памятники — малая часть того, что хранилось в уничтоженных монастырях.

В ходе геноцида принадлежавшие армянской общине здания, произведения искусства и манускрипты конфисковывались и уничтожались. Согласно опубликованному Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви в 1914 году реестру, в Османской империи насчитывалось более 2549 армянских храмов. К 1923 году их осталось 913. В 1974 году ЮНЕСКО констатировало, что от 464 из них не осталось и следа, 252 находятся в руинах и лишь 197 возможно реставрировать. На 2011 год в Турции функционировали 34 армянские церкви.

Борьба с армянской топонимикой на востоке Турции началась еще в 1880 году, когда название области Армения было запрещено и заменено на Анатолию или Курдистан. Изменение географических названий продолжалось весь XX век. Лингвист Севан Нисаян, автор фундаментального этимологического словаря современного турецкого языка, насчитал до 3,6 тысячи измененных армянских топонимов. В 2005 году указом турецкого Министерства окружающей среды и лесного хозяйства были изменены латинские название нескольких видов животных, например, косуля Capreolus capreolus armenius стала называться Capreolus capreolus capreolus. В 1934-м в Турции был издан закон о фамилиях, согласно которому регистрация документов на фамилии с окончаниями -ян и рядом других окончаний запрещалась, они должны были быть заменены на окончания -оглу.

Армянские беженцы. Место съемки не установлено
Фотография: opb.org


Протоиерей Стефан Ванеян
доктор искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ
«Символично, что условной датой начала геноцида считается 24 апреля 1915 года, когда в Константинополе были арестованы более 600 представителей армянской интеллигенции и духовенства. Уничтожение началось именно с цвета нации. Но если, как и холокост, геноцид как физическое уничтожение имел начало и конец, его результатом стало истребление армян на территориях исторической Армении, то уничтожение духовных ценностей продолжается до сих пор. На опустевших землях, в опустошенных кварталах Трапезунда, Муша, Вана, Смирны и Севастии продолжалось уничтожение памяти, культурный геноцид. Имела место чудовищная попытка истребить меморативные следы целого народа, начиная с топонимики и заканчивая, так сказать, архитектоникой. Уничтожены были фантастические культурные ценности, в том числе храмы, монастыри, скриптории и рукописи. имеющие значимость на уровне всей человеческой цивилизации. На протяжении XX века те армянские храмы, которые не были сразу уничтожены, использовались как мечети, как склады и как учебные цели для турецкой артиллерии. Я бы называл это войной против человечества как такового— уничтожаются следы присутствия человека на земле, упраздняется память.

Некоторые исследователи ставят этот культурный геноцид в один ряд, начинающийся с уничтожения конкистадорами Кортеса культуры ацтеков до ковровых бомбардировок Дрездена, но если Фраэункирхе в Дрездене была восстановлена, то в Турции на уровне государства все не просто отрицается, а продолжается. Представитель Венской школы искусствознания Йозеф Стржиговский в работе «Архитектура армян и Европа», изданной в 1918 году после экспедиции по исторической Армении, выводил готику из армянской архитектуры. И чисто хронологически некоторые элементы готики, например, стрельчатая арка, впервые прослеживаются именно в армянской храмовой архитектуре. На исторической территории Армении, бывшей пограничной, самой восточной провинцией Римской и затем Византийской империи, всегда проходил цивилизационный рубеж христианского, европейского мира. Ранняя работа того же Стржиговского называется «Orient oder Rom?» («Восток или Рим?»). Он еще мог задаваться этим вопросом, как мог и изучать памятники древнеармянской культуры, от которых до наших дней почти ничего не дошло, да и от Востока не осталось — христианского, ближайшего для Европы Востока не осталось. И вопрос или — или уже не стоит. Хорошо, что это понимает Рим, в том числе в лице папы Франциска. Следует твердо верить, что память невозможно уничтожить».


Армянские беженцы. Место съемки не установлено
Фотография: opb.org
 
Как геноцид отразился в искусстве

Тема геноцида проходит лейтмотивом через армянскую культуру XX века. Ею проникнуто творчества одного из основателей абстрактного сюрреализма Аршиля Горки, в 1915 году ребенком вместе с семьей бежавшего из города Ван. Одна из самых известных его работ «Портрет художника и его матери» написана под впечатлением детской фотографии Горки с матерью, сделанной в Ване.

В 1919 году в Нью-Йорке вышел немой фильм «Аукцион душ» по книге Авроры Мардиганян «Растерзанная Армения». Ее семья во время геноцида была депортирована, а сама Аврора (настоящее имя Аршалуйс) была продана в гарем. Аврора сбежала из гарема и после больше года скитаний в лесу добралась до занятого русскими войсками Эрзурума, где была спасена американскими миссионерами.

Тема геноцида фигурирует в творчестве американского писателя Уилльяма Сарояна, лауреата Пулицеровской премии и «Оскара» (за литературный первоисточник «Человеческой комедии»). Роман Курта Воннегута «Синяя Борода» рассказывает историю художника Рабо Карабекяна, сына выживших в геноциде беженцев. История геноцида армян и греков рассказывается в фильме Элиа Казана «Америка, Америка» 1963 года, награжденном «Оскаром» и «Золотым глобусом».

Геноциду посвящены произведения главных армянских композиторов XX века Арама Хачатуряна и Комитас. Преступления, увиденные Комитасом после депортации в 1915 году из Стамбула, вызвали у него травму — последние 20 лет жизни он провел в психиатрической больнице. К теме геноцида часто обращается американская группа System of a Down, все участники которой являются потомками бежавших от геноцида армян. Сегодня System of a Down впервые выступят в Армении с бесплатным концертом на площади Республики.

Главным международным гуманитарным проектом к 100-летию геноцида является благотворительный проект 100 LIVES, в котором участвуют армянское предприниматели и филантропы, а также Джордж и Амаль Клуни.


Армянские беженцы в Сирии
Фотография: American Committee for Relief in the Near East

Рубен Варданян
предприниматель и филантроп, сооснователь проекта 100 LIVES и премии Aurora Prize, партнер-учредитель Московской школы управления «Сколково»
«На идею этого проекта меня натолкнуло понимание того, что нужно переосмыслить события 100-летней давности, а также личная история моего деда. Его родители погибли в результате геноцида, а сам он попал в дом для сирот в Восточной Армении, который поддерживали американцы. Вообще очень многие американцы и европейцы помогали армянским детям, хотя об этом не принято было рассказывать в советское время. Сейчас очень важно не только помнить о погибших, но также говорить о тех, кто делал все для спасения наших предков, рискуя при этом жизнью. Я считаю важным для нас избавиться от психологии жертвы. Да, геноцид — страшная трагедия, унесшая жизни очень многих людей. Тем не менее мы выжили, сохранились как нация, стали успешными во многих странах и внесли большой вклад в развитие мировой культуры и науки. И это очень важный позитивный посыл. Притом что важно передать новому поколению идею о том, что нужно помнить о тех событиях, главное сейчас — показать, что мы живы, мы сильны и мы готовы сказать спасибо тем, кто помогал армянам, а также их потомкам, и таким образом вернуть в том или ином формате то, что было сделано для нас. Сохранение памяти о прошлом — это один компонент проекта. Второй связан с сегодняшним днем — это Aurora Prize, который будет вручаться ежегодно 24 апреля людям и организациям, которые борются за жизни других людей в наши дни. Очень важно, чтобы эти люди получали поддержку — и финансовую, и моральную, чтобы их истории не замалчивались, а рассказывались бы миру. Третий компонент связан с будущим. К сожалению, ни геноцид в Османской империи, ни холокост, ни события в Руанде и Камбодже ничему не научили людей. Мы хотим сказать, что человеческая жизнь бесценна, и выразить благодарность через разные проекты. Первый проект, который мы уже объявили, — это 100 стипендий для детей из Сирии, Египта, Ливана и Ирака, которые будут учиться в UWC Dilijan College. Это дети, которые потеряли родителей, свои дома и которым очень тяжело вернуться к нормальной жизни. Мы делаем это в благодарность за помощь, которую в начале прошлого века многие арабские семьи оказали беженцам-армянам. В этом заключается связь времен, и поддержка образования — важный элемент будущего.

Другие проекты, которые мы реализуем в Армении, объединены идеей перехода от выживания к процветанию. По Булгакову, разруха не в клозетах, а в головах. Модель выживания мешает думать о будущем, планировать вдолгую. Изменить эту ментальность можно через масштабные, долгосрочные, успешные проекты, которые помогают Армении развиваться и позволяют людям видеть и верить, что невозможное возможно».
 

Текст Григор Атанесян
Автор
Текст Григор Атанесян
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе