«Культура – это состояние души»

Гость «ЛГ» – Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства


Леонид Колпаков, заместитель главного редактора. Понятно, что Союзное государство существует, но что ещё предстоит сделать для его полноценного функционирования?

Г. Рапота. Давайте называть вещи своими именами: государство как единый юридически оформленный государственный организм пока не существует. Есть замысел создать это государство, есть понимание, что для этого надо сделать, и одним из окончательных этапов может стать принятие конституционного акта.

А вот то, что на пути создания такого государства многое уже достигнуто и есть предпосылки для дальнейшего формирования такого государственного образования, утверждать можно. Это касается экономической сферы, социальной, военной и области безопасности и правопорядка. Есть движение вперёд, достигнуты такие формы взаимодействия, которые отсутствуют во взаимоотношениях с другими государствами СНГ. Достаточно упомянуть отсутствие границ, таможенного и пограничного контроля. Сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся, что правильно. К хорошему люди привыкают быстро. Это уже большое достижение, что жители Российской Федерации и Беларуси могут на территории друг друга свободно перемещаться, жить и работать там, где они хотят, учиться. Это уже элементы Союзного государства.

В области обороны создана единая группировка войск под единым командованием, которая вступает в действие в случае чрезвычайных обстоятельств. В экономической сфере существуют совместные проекты, нацеленные на создание нового инновационного продукта.

Таким образом, Россия и Беларусь сформировали некий пилотный проект, который впоследствии может распространяться на более широкий круг государств. Впервые именно между нашими государствами были подписаны соглашения о режиме свободной торговли, потом это было достигнуто на территории ЕвразЭС, сейчас эта задача решается уже в рамках СНГ. Впервые именно на двухсторонней основе было подписано соглашение о Таможенном союзе, и сейчас союз трёх государств стал реальностью.

Людмила Мазурова, редактор отдела «Общество». Какие выгоды рядовым гражданам даёт этот союз двух государств?

Г. Рапота. Давайте договоримся не о терминах, а о понятиях. Вообще для чего людям нужны интеграционные процессы? Почему Европа стремится к объединению, почему у нас тенденции к такому объединению, причём не в ущерб нашим взаимоотношениям с остальной Европой? Что является критерием успешности интеграционного процесса? Считаю, что один из главных критериев – чтобы люди не чувствовали себя на территории другого государства иностранцами. Даже решение только этой задачи – уже большой успех. Но сейчас вопрос стоит не только о том, что для граждан Союзного государства нет ограничений при приёме на работу. Скажем, приняли на работу, а работа связана с гостайной, и нужно получить допуск к секретной информации, а это гражданин другого государства. И что? Уже стоит на повестке дня вопрос об участии в гособоронзаказе или просто в госзаказе предприятий Беларуси в России и российских в Беларуси. Это ещё расширяет возможности в поисках работы. Или другой пример: в Союзном государстве сейчас в принципе решён вопрос о пенсионном обеспечении, люди могут получать пенсию на территории другой страны, но мы уже идём дальше. От нас требуют этого жизнь и сами пенсионеры: «У меня есть пенсионное удостоверение, я могу по нему бесплатно ездить в Минске, а почему у меня нет такого права в Москве?» Вот уже для нас сигнал задуматься – это вообще решаемая задача или не решаемая? Вот так, шаг за шагом, решаются проблемы, важные для простых людей.

Игорь Серков, заместитель главного редактора. Когда заходит разговор о России и Беларуси, невольно у меня всплывает: «А Украина, с ней как?»

Г. Рапота. Я отвечаю за отношения двух государств, но в уме это тоже всплывает.

И. Серков. И всё же, как будут складываться отношения с Украиной? Каковы перспективы на украинском фронте?

Г. Рапота. Нет, фронт нам не нужен. Скажу о том, что знаю. Когда я работал в ЕвразЭС, в начале 2003 года появилась идея создать единое экономическое пространство в рамках четырёх государств, включая Украину, Казахстан, Беларусь и Россию. Было создано отдельное подразделение, которое этим занималось. Нам было поручено разработать проект девяноста соглашений по разным направлениям. В итоге свыше пятидесяти соглашений были созданы. Впоследствии они легли в основу тех документов, которые сейчас регулируют единое экономическое пространство на территории России, Казахстана, Беларуси. Украина сначала участвовала в этом процессе, но потом заняла следующую позицию: «Мы готовы участвовать в зоне свободной торговли». Вы знаете, что это первая ступень экономической интеграции, следующая ступень – Таможенный союз, затем – единое экономическое пространство. А двигаться в направлении создания Таможенного союза Украина в тот момент отказалась. «Нам надо определиться с вектором интеграционного развития – таков был её аргумент – Европа нас привлекает больше». На этом диалог о том, быть ли Украине членом Таможенного союза или единого экономического пространства, приостановился. Сейчас Украина активный участник СНГ, на недавнем совете глав правительств в Ялте пять государств уже ратифицировали соглашение о свободной торговле, и в числе первых была Украина. Это положительный фактор. Заинтересована ли Российская Федерация в более тесном взаимоотношении с Украиной? Уверен, что да.

Владимир Сухомлинов, обозреватель отдела «Политика». В каждой из областей Беларуси есть свободные экономические зоны. Чем руководствовались, когда эти зоны открывали? Что это даёт?

Г. Рапота. Не только в Беларуси, но и в России есть свободные экономические зоны. Они дают ощутимые преференции по налогообложению, по таможенным тарифам, облегчают движение необходимых товаров – обычно это оборудование, высокотехнологичная техника, необходимые для развития производства. Для Беларуси это особенно важно, потому что она, в отличие от России, не обладает сырьевыми запасами. В СССР Белоруссия была зоной высокотехнологичного производства, впрочем, так же как и Украина. Поэтому всё, что содействует поддержанию и развитию высокотехнологичной продукции, активно поддерживается, в том числе и в свободной экономической зоне.

В. Сухомлинов. Как вам работается с руководством Беларуси?

Г. Рапота. Стараемся работать с правительствами России и Беларуси с должным уважением и пониманием. У каждой из двух стран своя история развития, в том числе и в сфере политического строительства, свои традиции. Это не мешает нам взаимодействовать и делать общее дело.

Юрий Поляков, главный редактор. «Литературная газета» уже десять лет публикует приложение, посвящённое белорусской культуре. Мы хотели назвать его «Братчиной», но кому-то показалось, что «Братчина» с намёком на братков, и мы с Алесем Кожедубом сошлись на «Ладе».

Г. Рапота. Очень хорошее название.

Ю. Поляков. Когда мы начали выходить, со стороны либеральных изданий послышались оскорбительные выпады, что появилось издание, которое в Беларуси поддерживает антидемократические силы, с которыми надо бороться. Потом те же самые либеральные издания сами стали печатать у себя вкладыши. Космополитизм начинается там, где деньги, а патриотизм заканчивается там, где деньги. Ничего не поделаешь. Тем не менее это первородный грех нашей отечественной прессы, которая с самого начала невзлюбила путь, которым пошла Беларусь, хотя на самом деле Россия тоже пошла этим же путём, просто мы об этом не говорим. По телевидению показывают совершенно нормальное мероприятие в Беларуси, где принял участие президент Лукашенко, и обязательно будет какая-нибудь подковырка. Происходит демонизация личности руководителя и демонизация государства. Наше информационное пространство до сих пор наполнено достаточно серьёзным негативом, не всегда откровенным, но действующим на подкорку и направленным против государства, с которым мы строим единое союзное образование. Может быть, длинновата преамбула, но вот мой вопрос: пытается Постоянный Комитет Союзного государства этому противодействовать?

Г. Рапота. Естественно. Причём всей своей деятельностью, и, кстати сказать, с вашей помощью тоже. Мы вам очень признательны за «Лад». Нести в прессу доброе и вечное вообще сложнее, чем неприятности, такова природа журналистики. Когда я ещё в Приволжском федеральном округе работал, мы проводили школьную баскетбольную лигу. Начали её в Пермском крае, потом в округе, и распространилась она на всю Россию. Сейчас в ней участвуют двести тысяч школьников, каждая команда получает бесплатно форму, мячи. Победители потом едут на Лигу четырёх в Европу. Это же фейерверк! Я журналистам говорю: «Расскажите об этом, покажите счастливые лица ребят. Смотрите, они просто светятся, это праздник». В ответ: «Если бы здесь крыша обвалилась…» Понятно, тяжело интересным сделать положительный материал, для этого надо думать, вникать в природу явления. Что мы делаем для того, чтобы эту демонизацию, как вы правильно сказали, как-то развеять? Во-первых, мы имеем свои средства массовой информации. И телерадиовещательная организация у нас есть, и журнал «Союзное государство», выпуск которого мы возобновили. Есть газета «Союз. Беларусь–Россия», которая выходит в «Российской газете», она общеполитическая. У нас существует ряд издательских программ, например, мы хотим издать альманах молодых российских и белорусских писателей на русском и белорусском языках. Что же касается демонизации, я думаю, мы с вами примерно одинаково мыслим на этот счёт. Во внешней политике вообще нельзя давать волю эмоциям, это неправильно. «Нравится – не нравится» не те категории, которыми при этом стоит руководствоваться. Если мы считаем, что Российской Федерации нужно выстраивать отношения с Республикой Беларусь, значит, нужно это делать.

Анастасия Ермакова, редактор отдела «Спецпроекты». В деле сближения народов трудно переоценить роль культуры. Какие проекты осуществляются под эгидой Союзного государства?

Г. Рапота. Во-первых, всем известен «Славянский базар». Я в первый раз побывал на нём, мне очень понравилось. На этом празднике мы вручаем премию Союзного государства, в этот раз её получили белорусский художник Поплавский и российский поэт Горбовский. Постоянный Комитет участвовал в восстановлении двух памятников героям Отечественной войны 1812 года – в Полоцке и в селе Красном Смоленской области. Мы также участвовали в восстановлении комплекса Брестской крепости. Недавно в Ростове-на-Дону прошли молодёжные встречи, концерты и программы обмена творческими коллективами. Считаю, что культура – не просто духовная, но и экономическая материя. В тех регионах, где культуре уделяется повышенное внимание, сокращается число молодых людей, которые хотят покинуть свой собственный регион. Культура в широком смысле этого слова – это и спорт, и театры, и выставки. И вообще состояние души.

Александр Кондрашов, редактор отдела «ТелевЕдение». Существует замечательный проект Союзного государства – фильм «Брестская крепость», который стал событием и в кино, и на телевидении как многосерийный фильм. Намечается ли продолжение такого сотрудничества в театральной сфере, на телевидении?

Г. Рапота. У нас есть телерадиовещательная организация, программы которой в России по кабельному телевидению могут смотреть 36 миллионов человек. Не могу сказать, что мы вполне удовлетворены качеством этого канала, потому что творческий процесс – бесконечный. Мы договорились, например, чтобы больше было союзной тематики на российских каналах. У ТРО есть реальная возможность расширить сетку вещания на радио. А радио у нас слушают многие. Вообще наше отечественное телевидение мало говорит о соседях – Украине, Казахстане и других, если, конечно, там не случается какое-то ЧП…

Александр Хорт, администратор «Клуба 12 стульев». Насколько эффективна сегодня эта телерадиовещательная организация Союзного государства?

Г. Рапота. На кабельном телевидении она имеет свою нишу. ТРО создаёт информационный продукт, показывает художественные и документальные фильмы. Там есть определённая идеология. И она мне в принципе кажется правильной. ТРО, например, не показывает фильмы со сценами насилия, где кровь льётся ручьями.

Алесь Кожедуб, заместитель главного редактора. Григорий Алексеевич, а у вас есть время читать, смотреть спектакли или фильмы?

Г. Рапота. Я пытаюсь найти время. Покупаю кассеты и смотрю фильмы. Вот, например, недавно посмотрел фильм Киры Муратовой «Девочка и смерть». Потрясающая совершенно вещь, там играют Табаков и девочка, всего два актёра. Из иностранных картин пытаюсь не пропускать те, которые получили «Оскара». Перечитал недавно «Горе от ума» Грибоедова и лишний раз убедился, что мы всю книгу растащили на цитаты. Улицкую почти всю прочитал. Недавно для себя открыл Пантелеймона Романова – выдающийся автор, кстати, совершенно забытый. Вообще мне литература 20-х годов очень нравится.

Ю. Поляков. В 20-е годы это был один из самых знаменитых писателей.

Евгений Федоровский, бильд-редактор. Раньше в Минске проводилось очень много фотовыставок, конкурсов. Нельзя ли такой конкурс провести под эгидой Союзного государства?

Г. Рапота. Думаю, можно. Выходите с инициативами, формулируйте предложения.

Ю. Поляков. А по поводу премии можно вопрос задать? Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы, вручая эту премию, мы совершали открытие?

Г. Рапота. Я понимаю, о чём вы говорите. Чтобы сделать открытие, надо, конечно, работать с молодыми авторами. Вот мы хотим издать двуязычный альманах молодых писателей, о котором я уже говорил. Обсуждается вопрос и о том, чтобы вручать премии авторам, которые проявили себя в последние пятнадцать лет. Но, с другой стороны, есть же такие столпы в искусстве, в литературе, которые поддерживают своей творческой деятельностью всё самое лучшее. Их тоже надо замечать.

Ю. Поляков. А может быть, действительно одну номинацию отдать молодым? Тогда премия Союзного государства будет и воздаянием за такой жизненный вклад, потому что, конечно, Поплавский и Горбовский – это два крупнейших деятеля, каждый в своей сфере. Им дали как бы по совокупности заслуг. А молодому человеку – за яркий старт.

Г. Рапота. Давайте предложение. Вы входите в комиссию по премиям Союзного государства? Как вы на комиссии решите, так и будет.

Арина Абросимова, редактор отдела «Искусство». Григорий Алексеевич, о чём вы будете говорить с министрами культуры России и Беларуси?

Г. Рапота. Будем говорить о культурном взаимодействии. Мы, например, заинтересованы, чтобы таких проектов, как фильм «Брестская крепость», было как можно больше. Но мы столкнулись с формальными сложностями, трудно было финансировать этот проект, и в конечном счёте всё кончилось политическим решением. Но мы же не можем с каждым таким вопросом выходить на уровень президента страны. Нужен механизм, который бы работал. Есть идея создать фильм о Первой мировой войне. Это малоизвестная страница нашей истории, там очень много было драматических и трагических событий. Эта тема касается России и Беларуси в равной степени, события разворачивались на западной территории.

Андрей Лоскутов, директор по развитию. У вас редкая фамилия, какова её этимология?

Г. Рапота. Это загадка, мы сами не можем её до конца разгадать. Матушка у меня из Воронежской области, её фамилия чисто русская, Шлыкова. У отца фамилия Рапота. Он родился в Казахстане. Его дед во время Столыпинской реформы осваивал Сибирь. Под Харьковом было село Рождественское, где эту фамилию носила большая часть жителей. Во время Столыпинской реформы в Сибири давали земли. И мой прадед по отцовской линии поехал туда с передовой группой, посмотрели новые земли, им понравилось, и там образовалось село Апановка. Сейчас это Кустанайская область Казахстана. Но есть ещё семейный миф о том, что якобы наши более ранние предки были крепостными крестьянами где-то в Эстонии, и их проиграли в карты и перевезли на Украину. Это узнал мой отец, который специально искал документы, копался в истории. Ещё он нашёл упоминание о том, что в XVI веке был какой-то опричник с такой фамилией. В словарях, кстати, приводится значение слово «рапота» – «буйный, непоседливый».

Ю. Поляков. Спасибо за интересный разговор. Надеюсь, это не последняя наша встреча в «Клубе-206», на которой будет идти речь о строительстве Союзного государства. Но и не только о нём.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Григорий Алексеевич Рапота (5 февраля 1944 года, Москва) – российский государственный и политический деятель, генерал-лейтенант запаса.

Родился в Москве в семье военнослужащего. Отец – авиатор, мать – педагог.

Окончил МГТУ имени Баумана в 1966 году по специальности «инженер-конструктор», впоследствии окончил Краснознамённый институт КГБ СССР.

С 1966-го по 1990 год ра­ботал в Первом главном управлении КГБ (внешняя разведка), был в длительных командировках в США, Швеции и Финляндии, в период 1990–1994 годов – заместитель начальника, начальник отдела ПГУ. С 1994-го по 1998 год занимал должность заместителя директора Службы внешней разведки России, курировал партнёрские связи с иностранными спецслужбами.

В период с апреля по ноябрь 1998 года – заместитель секретаря Совета безопасности России, с ноября 1998-го по сентябрь 1999 года – генеральный директор госкомпании «Росвооружение». С сентября 1999 года по май 2000-го – первый заместитель министра торговли России, занимался военно-техническим сотрудничеством. В период с июня 2000-го по октябрь 2001 года – первый заместитель министра науки, промышленности и технологий. С октября 2001-го по октябрь 2007 года – генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества.

9 октября 2007 года назначен полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, а с 14 мая 2008 года – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

С 25 ноября 2011 года назначен на пост Государственного секретаря Союзного государства.

От редакции

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе