В США новое движение — «Долой Ренуара из музеев!»

Сначала громкое движение Black Lives Matter («Жизни чёрных имеют значение»), затем не менее шумное Me Too («Меня тоже»), а теперь «Ренуар — отстой».

Нет, французского художника-импрессиониста Огюста Ренуара не обвиняют в насилии или принуждению к сексу своих натурщиц (пока). Просто протестующим ребятам не нравится, как он рисовал!


Первый пикет протестующих у Музея изящных искусств в Бостоне состоялся в 2015 году. Манифестанты требовали, чтобы музеи убрали его картины со своих стен. Их доводы были довольно просты: они утверждали, что Ренуар плохо разбирался в искусстве. После Бостона последовала акция протеста в нью-йоркском музее искусств Метрополитен.

Движение «Ренуар — отстой» (если его можно так назвать) это детище Макса Геллера и зародилось после его знакомства с коллекцией картин Ренуара в филадельфийском фонде Барнса. Трибуной ренуаро-ненавистника стал его аккаунт в соцсетях, где тот публикует картины Ренуара, сопровождая их сатирическими и пространными критическими замечаниями.

Группа протестующих, увешанная плакатами «Бог ненавидит Ренуар», «Мы не иконоборцы, просто Ренуар отстой в живописи» и «РеНетнуар» на короткое время привлекла внимание средств массовой информации, а сами музей просто проигнорировали хейтеров. Однако коллеги-ненавистники выразили свою поддержку, разместив свои фотографии, на которых они показывают средний палец картинам Ренуара, сопровождая их хэштегом #renoirsucksatpainting.


Ненавистники Ренуара у здания Бостонского музея изящных искусств.


Хайп в медиа побудил праправнучку художника Женевьеву Ренуар высказаться. Она заметила, что свободный рынок однозначно высказался в пользу таланта её предка. Ушедший же на Sotheby’s «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» за 78 млн долларов словно показал язык участникам пикета.

Геллер ответил, что свободному рынку не хватает здравого смысла и вкуса, сославшись в качестве доказательств на телевизионную рекламу, изменение климата и уничтожение мест обитания птиц. Справедливо.

Закидывая грязью Ренуара, Геллер говорит, что так он пытается заставить музеи пересмотреть художественные достоинства картин своих коллекций и внести изменения, в идеале в пользу цветных художников-мужчин. Он назвал это «культурной справедливостью».

Хайп Геллера очевидно новомодный приём, однако его ненависть к Ренуару весьма стара.

Эта ненависть имеет как моральную, так и эстетическую подоплёку. За изображение бесчисленных обнажённых женщин с не самыми умными лицами Ренуара посмертно обвинили в сексизме. А его позиция в довольно спорном «деле Дрейфуса» побудила некоторых назвать его антисемитом.

И даже эстетические обвинения носят довольно личный характер.


Пьер-Огюст Ренуар, Группа купальщиц (1916)


Ренуар, керамист по образованию, присоединился к компании Альфреда Сислея и Клода Моне, художников, выступавших против академизма, которые впоследствии стали частью движения импрессионистов. В моде тогда были яркие цвета и изображения современной жизни. Формализм, вычурные детали в стиле рококо и грандиозные мифологические сцены были исключены.

Однако Ренуару нравился академизм, эта уходящая эстетика. «Я из 18-го века», — сказал он однажды. Поэтому, когда наступили тяжёлые финансовые времена, он вернулся к написанию «буржуазных» портретов. Это сделало его богатым и всемирно известным. Иными словами, его клеймят продажным художником.

Можно подумать остальные денег за свои картины не берут, и им не надо кормить детей.

Критики утверждают, что Ренуар не обращал внимания на линию или композицию и игнорировал современные проблемы своего времени. Самым возмутительным, по-видимому, является то, что картины Ренуара красивы. Хорошее искусство, конечно, не может быть просто красивым.

Что совсем вызывающе, так это то, что его любит Дональд Трамп.

Автор
Иван ЕГОРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе