Режут по живому

Трагедия в Кутаиси острой болью отозвалась в России. Под обломками взорванного памятника погибли восьмилетняя девочка и ее мама - Нино и Екатерина Джинчарадзе. Зловещий символ. Горький оскал судьбы. Получилось так, что две невинные жертвы легли на алтарь грузинской независимости. Хотя в цивилизованном мире человеческие жертвоприношения прекратились задолго до Рождества Христова.

Казалось бы, при чем здесь Россия? Из-за хребта Кавказа раздаются голоса: мы независимое государство! не вмешивайтесь в наши внутренние дела!

Нет, не можем молчать. И дело не только в том, что погибли люди и не в пресловутой всемирной отзывчивости русской души.
Вот если бы грузинские власти, например, взорвали мемориал или памятник своему земляку Иосифу Джугашвили на его родине в городе Гори. Или - не дай Бог - памятник основателю Тбилиси Вахтангу Горгасали, или древний храм Свети-Цховели, то могли бы еще ссылаться на «внутренние дела». Конечно, вмешались бы коммунисты, ЮНЕСКО, международные организации, но у России в целом не было бы особых прав на негодование и скорбь.

А на сей раз такое право есть. Потому что женщина и ребенок заплатили своими жизнями за взорванный в Кутаиси мемориал Славы, посвященный погибшим во время Великой Отечественной войны. Ибо на том месте, где он находился, было высочайше решено построить еще одно здание парламента независимой Грузии.

Сооружать по резиденции своего парламента хоть в каждой деревне - сугубо внутреннее дело республики Сакартвело. Рушить мемориал, посвященный жертвам нашей общей войны - совсем другая история. На ту войну ушли не меньше 700 тысяч грузин, около 300 тысяч из них не вернулись.

 РИА Новости. Давид Хизанишвили | Купить иллюстрацию
На месте взрыва "Мемориала Славы" в Кутаиси, в результате которого погибли два человека.

И что? Дать вот так запросто растоптать их память? Это не внутреннее одного из клочков, фрагментов бывшего СССР. Это наше общее дело.
Из-за хребта Кавказа раздаются вялые оправдания. Дескать, это не единственный мемориал, другие никто взрывать-разрушать не планирует. Видимо, предполагается, что за это надо сказать спасибо тбилисским властям.

Мол, кутаисский памятник находился в плохом состоянии, он был разграблен и сильно пострадал во время гражданской войны начала 1990-х. Неужто восстановлению не подлежал? Фотографии с места событий не дают такого впечатления. И уж совсем непонятно, почему именно в этой точке надо было строить здание парламента, если кругом и рядом - чистое поле.

Звучат и совсем другие голоса. Вот цитаты из материала, размещенного на информационно-аналитическом портале Грузия Online:
«Мы 65 лет с упорством, достойным лучшего применения, празднуем факт потери 10% населения в чужой войне… Мы не первые, кто проливал кровь в чужих войнах - такова участь колоний… Где тут место Грузии? Империю мы не создаем, под немецкой оккупацией мы не находились, персонального врага в этой войне у нас не было. За что сражались 700 000 уроженцев Грузии?».

Нет, это пока не официальная точка зрения. Наверное, в верхах еще понимают, что сотни тысяч жителей Грузии погибли, в том числе, ради того, чтобы не оказаться под немецкой оккупацией. Но борьба за независимость Грузии явно близка к своему апогею. Вернее - к апофигею.
В «аналитическом» опусе есть характерная фраза: «такова участь колоний». В Тбилиси три года назад открылся «Музей советской оккупации Грузии».

Не буду уходить в далекую эпоху Георгиевского трактата, когда ошметки Грузии разрывали Персидская и Османская империи, и присоединение к империи Российской было единственной возможностью сохранить нацию. Не буду лишний раз напоминать о национальном происхождении Иосифа Джугашвили-Сталина, олицетворявшего ту самую - оккупационную - советскую власть.

Но я слишком часто бывал в этой «колонии», на «оккупированной» территории Грузии, чтобы можно было воспринимать всерьез эти хлесткие исторические ярлыки. Напрашивается русская народная поговорка ХХ века «маразм крепчал».

Хотя… Помнится, в 1980 году, когда я был еще студентом и приехал в Тбилиси по обмену, наш тамада по имени Реваз, после длительного и бурного застолья, повел нас в Парк Победы, что в конце проспекта Руставели. Парк был на пригорке, и там, наверху, Реваз произнес удивительные слова: «Это не Парк Победы в Великой Отечественной войне. Это парк победы всего грузинского народа!».

Тамада выпил немало, но что у трезвого на уме… А у меня к тому моменту хмель выветрился, и слова эти врезались в память. Но смысла их я тогда не постиг. Неужели именно о такой «победе» мечтали Реваз и его соотечественники? О полной и сокрушительной победе над здравым смыслом.

Каждый народ имеет право на независимость - если он массово этого желает. В том числе, и абхазский, между прочим. Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого. К государственной независимости это также относится. И стоило бы задуматься о ее цене

Кутаисский мемориал спешили взорвать потому, что спешили к 21 декабря. К дню рождения - нет, не Джугашвили, а Саакашвили. Конечно, никто не хотел человеческих жертв. Просто поторопились, проявили преступную халатность. И вышло так, как вышло.

Когда режут по живому - это очень больно.

Николай Троицкий

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе