Закон, ставящий крест на Рунете: интернетчики поддержали пиратов

В минувшую пятницу Госдума приняла закон о борьбе с пиратством в Интернете сразу в двух чтениях. Уже 1 августа закон, который представители IT-компаний называют угрозой всей интернет-отрасли России, должен вступить в силу.

«В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем — даже не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом — это все равно, что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария», - говорится в блоге «Яндекса».

Фото: shutterstock.com

«Этот закон, в силу его непроработанности, ставит под угрозу существование любого сайта в Рунете», - предрекает черная заглушка на сайтах издательского дома Look At Media. Любимые хипсерами Look At Me, The Villlage, Hopes&Fears сегодня на час ушли в оффлайн в знак протеста против «антипиратского» закона.

Чем же так страшен законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»? Все самое страшное перечислено в самом начале. Это два новых определения, вводимые в Гражданский кодекс – «предварительные обеспечительные меры» и «информационные посредники».

Допустим, на каком-то сайте лежит пиратское видео. Правообладатель подает заявление в Мосгорсуд (и только туда), приложив к заявлению документы, подтверждающие его права на размещенный контент. Мосгорсуд рассматривает заявку и передает ее в Роскомнадзор. Люди из Роскомандзора в течение трех дней обязаны найти провайдера хостинга сайта, уличенного в распространении пиратского контента и отправить ему письмо на русском и английском языках, уведомляющее о том, что незаконные материалы должны быть удалены. Хостинг-провайдер должен в течение суток уведомить об этом владельца сайта; если владелец в течение трех суток не удалит противоправный контент, то провайдер обязан заблокировать страницу с пиратским видео, или полностью весь сайт. На это ему тоже дается трое суток. Ни владелец, ни хостинг-провайдер не выполнили требования властей? Тогда мяч переходит к операторам связи, которые также обязаны заблокировать для своих абонентов либо страницу, либо весь сайт.

Таким образом, еще до подачи правообладателем искового заявления отдельные страницы и целые сайты могут быть заблокированы по одной его жалобе. Это называется «предварительными обеспечительными мерами». Иск должен быть подан правообладателем в течение 15 суток с момента подачи жалобы, в противном случае блокировка с контента снимается, а владелец сайта имеет право подать в суд для компенсации ущерба. Если же иск подан в срок, то блокировка длится все время разбирательства вплоть до принятия решения.

Законопроект вводит в Гражданский кодекс новую категорию субъектов права – информационных посредников. Информационный посредник – это и обычный пользователь, разместивший в Интернете контент, и владелец сайта, который предоставляет площадку для его размещения. Информационный посредник несет ответственность за размещение в Интернете пиратского контента. Закон предусматривает некоторые условия, при которых эта ответственность с посредника может быть снята, однако суть их такова, что фактически оштрафовать за пиратство все равно можно будет кого угодно. Например, чтобы меня как пользователя не наказали за загрузку в Интернет фильма, я должна доказать, что не была инициатором передачи, никак не изменяла материал после его получения и вообще не знала о том, что он нарушает чьи-то права. Однако даже и в том случае, если все три условия выполнены, «к информационному посреднику, не несущему в соответствии с настоящей статьей ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней».

Пока законопроект распространяется только на видеоконтент – фильмы и сериалы. Однако уже в сентябре в него могут добавиться другие формы контента – фото, аудио и книги. Первые на очереди – аудиозаписи. Музыка изначально присутствовала в тексте законопроекта, инициированного тремя депутатами Госдумы – режиссером Владимиром Бортко, актрисой Еленой Драпенко и певицей Марией Максаковой-Игенбергс, но во втором чтении ее решили убрать.

Законопроект вызвал негативную реакцию интернет-компаний. Гуру российской интернет-индустрии не нравится, что на их плечи перекладывается нагрузка по мониторингу и блокировке пиратского контента, которая неизбежно понесет за собой значительные трудовые и финансовые затраты. Правообладатель не обязан даже указывать в жалобе конкретные адреса страниц, на которых размещен противоправный контент, говорится в заявлении РАЭК. Ему достаточно просто написать название фильма и указать, что его пиратские копии размещены, например, «ВКонтакте». Или на video.yandex.ru (потому что формулировка «информационный посредник» не исключает и поисковики). Получается, что интернет-компании нужно самой промониторить все свои страницы, найти противоправные материалы, а потом еще и удалить их до решения суда (в рамках «предварительной обеспечительной меры»), потому что иначе ее по закону может ждать полная блокировка вообще всех сервисов, которые висят на одном IP с противоправным контентом.

Вопросы вызывают и методы реализации закона. Рассмотрение ВСЕХ жалоб всех правообладателей из любых регионов России ложится на один Мосгорсуд, а рассылка уведомлений – на Роскомнадзор, работники которого уже заняты добавлением сайтов в реестр запрещенных. Как стало недавно известно, эту работу там выполняют всего четыре человека, которые посменно «пашут» по 12 часов. Все мы видели, во что это выливается: по ошибке в черный список уже попадали и Google, и «Яндекс», и «ВКонтакте».

Ксения Швецова, менеджер Ruformator.Ru

Руформатор

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе