"Яндекс" попал под "РосПил"

Крупнейший российский поисковик размещает акции в США на фоне скандала с утечкой данных

Самый крупный российский поисковик "Яндекс" начал подготовку к первичному размещению акций на американской бирже NASDAQ - во вторник прошли первые встречи банков-организаторов с потенциальными инвесторами. Происходит это на фоне скандала, связанного с утечкой из "Яндекса" информации о пользователях, которые перечисляли деньги на проект блогера Алексея Навального "РосПил"

Ценовой диапазон продаваемых бумаг, а также их количество пока не определены (по данным источников, близких к процессу, случится это к концу майских праздников). По данным The Wall Street Journal, стоимость компании "Яндекс" перед IPO составляет $6-9 млрд. При этом инвесторам будет предложено 10-20% акций. Таким образом, в результате выхода на биржу компания намерена привлечь порядка $1 млрд.

"Яндекс" подумывал об IPO еще в 2008 году. Планам помешал экономический кризис, когда инвесторам стало не до покупки новых бумаг. После этого слухи о готовящемся размещении возникали неоднократно. Западная пресса, к примеру, сообщала, что поисковик планирует привлечь $1,5 млрд на Лондонской фондовой бирже. Но в результате компания остановилась на NASDAQ, где торгуются такие гиганты высокотехнологического сектора, как Microsoft, Google и Apple.

- На американской бирже работают профессиональные инвесторы, которые могут оценить "Яндекс" по более высокой стоимости, чем, например, это было бы в России. К тому же условия корпоративного законодательства в США способствуют тому, чтобы компании размещались именно там, - считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Артищев.

Предыдущие громкие IPO российских IT-компаний - "Рамблер" и Mail.ru. - также прошли на Западе. "Первопроходцы" разместили свои бумаги на Лондонской фондовой бирже (правда, "Рамблер" в конце 2009 года провел делистинг, то есть ушел с биржи). Заметим, что именно Mail.ru сейчас является главным конкурентом "Яндекса". Также поисковик испытывает прессинг со стороны социальных сетей Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассники".

Накануне IPO "Яндекс" выпустил проспект, где рассказал инвесторам о потенциальных рисках. Речь, в частности, идет о национальной поисковой системе, разработкой которой занимаются власти. Кроме того, "Яндекс" не чувствует себя защищенным от олигархов, которые могут "интересоваться получением операционного контроля или долей в привлекательных российских бизнесах, полагаясь на свое экономическое или политическое влияние, а также связи в правительстве".

Но проблемы пришли оттуда, откуда их не ждали. Стоило материнской компании "Яндекса" - Yandex N.V. - подать на регистрацию в комиссию по ценным бумагам и биржам США документы по IPO, как в блогосфере разразился нешуточный скандал. В Сети появилась информация о том, как "корреспонденты" разных изданий обзванивают людей, перечисливших деньги на "РосПил" (сайт предназначен для мониторинга госзакупок и выявления заведомо коррупционных заказов) через платежную систему "Яндекс.Деньги". "Журналистов" интересовало, почему жертвователи поддерживают Навального, сколько денег они перечислили на проект и т.п.

Далее началось самое интересное. Блогеры выяснили, что все "журналисты" звонили с воронежского номера, который принадлежит комиссару движения "Наши" Юлии Ивашовой. И решили, что прокремлевская молодежь решила собрать компромат на оппозиционных политиков и общественных деятелей.

Некоторая ясность в этом деле появилась после заявления "Яндекса". Компания сообщила, что передала данные о ряде доноров "РосПила" ФСБ - после соответствующего письменного запроса.

- Нам важно разобраться и узнать, каким образом ответ на официальный запрос правоохранительных органов мог попасть к посторонним, представлявшимся "журналистами". Наши юристы изучают возможность подачи заявления в правоохранительные органы с просьбой провести расследование, - сообщила нашей газете пресс-секретарь "Яндекс.Деньги" Ася Мелкумова.

"Известия", в свою очередь, попытались самостоятельно выяснить обстоятельства утечки информации у ФСБ, направив в ведомство официальный запрос. Но в службе пообещали дать ответ только 10 мая.

Между тем пресс-секретарь движения "Наши" Кристина Потупчик подтвердила нам, что Юлия Ивашова (в социальных сетях значится под фамилией Дихтяр) является комиссаром движения "Наши", однако никаких звонков "спонсорам" "РосПила" она не осуществляла. Дозвониться самой Ивашовой вчера не удалось - ее телефон был выключен весь день. Потупчик также предположила, что утечку могли организовать люди самого Навального с целью саморекламы и дискредитации "Наших".

История с утечкой данных только подстегнула интерес к проекту. За 29 апреля на кошелек "РосПила" поступило 20 переводов. За 30 апреля - 14. А в ходе истории с утечкой, за 1 и 2 мая, - 315 переводов.

"Наши" могут открещиваться сколько угодно, заявил "Известиям" Навальный:

- Есть факт, у меня таких данных нет. Ни у одного человека из группы контроля пожертвований (создана при проекте. - "Известия") таких данных тоже нет. У "Яндекса" эти данные запросила ФСБ, после чего они утекли. Здесь я вижу, как минимум, основание для служебной проверки внутри ФСБ.

Сторонники Навального (около 100 человек) - не единственные пострадавшие во всей этой истории. Теоретически из-за утечки данных может пострадать и репутация "Яндекса", выходящего на IPO. Но известный интернет-эксперт Антон Носик (входит в группу контроля при "РосПиле") полагает, что скандал не приведет к удешевлению пакета акций, которые будут предложены инвесторам.

- То, что компании, работающие в России, подчиняются российским законам, не должно быть новостью для людей, инвестирующих в наш рынок. Для вменяемых людей эта история не стала большим сюрпризом.

Что касается самой утечки, то пока ее источник доподлинно неизвестен, а "Наши" и Навальный подозревают друг друга, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев в интервью "Известиям" высказал мнение, что подобные утечки исходят, как правило, не от госорганов, а от сотрудников самих компаний.

В утечках виноваты сотрудники компаний

В интервью корреспонденту "Известий" Павлу Арабову министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев рассказал, кто виноват в участившихся утечках данных, как с этим бороться гражданам и какие новшества готовит государство.

Известия: Можно ли вообще гарантировать человеку личную тайну или лучше просто меньше "светить" персональную информацию?

Игорь Щеголев: Лучше меньше светить. Законодательство, конечно, защищает права субъекта, но если ваши данные стали кому-то известны, то практически всегда в результате преступления, то есть кражи. Утечки уходят из незащищенной системы, оттуда, где нарушено применение закона по защите персональных данных. Вы сами прекрасно понимаете, большая часть утечек данных происходит не в результате вмешательства хакеров извне, а в результате действий сотрудников, собственно там, в самих компаниях, которые обрабатывают персональные данные. Ведь во многих местах в нашей стране можно приобрести диски CD с записанными на них базами данных.

и: А что государство делает для защиты персональных данных?

Щеголев: У нас есть органы, которые занимаются борьбой с такого рода явлениями. Со своей стороны мы разрабатываем технические условия, согласно которым все государственные информационные системы обязаны соответствовать определенным правилам и требованиям именно по обеспечению своей внутренней информационной безопасности.

Поправки к закону "О персональных данных" (ФЗ 152 - "Известия") были внесены в Думу еще в июле 2010 года. (Первое чтение прошло до июля 2010 года, второго чтения документ пока так и не прошел.) Они предлагают прагматичный подход к защите персональных данных. В зависимости от ситуации и пользователей требования к защите персональных данных меняются. То есть в переписке с друзьями используется более простой уровень защиты, а в переписке с госорганами - более сложный.

и: На какие категории Минкомсвязь предлагает поделить персональные данные?

Щеголев: Речь идет не о данных, а о системах для их защиты. Если поправки будут приняты, то уровней защиты станет больше, чем в действующем законе - от самого простого, который может использоваться в местной больнице на 15 человек, до самого сложного, применяемого в многотысячных медицинских центрах или на крупных предприятиях.

и: Недавно стало известно, что компании Google и Apple могли следить за своими клиентами с помощью смартфонов. Тем же занимаются поисковики. Это нарушает российские законы?

Щеголев: Строго говоря, многие современные информационные системы коммерчески ориентированы на то, чтобы как можно больше узнать о пользователях и потом "продать" эти знания рекламодателям. И общая задача регулятора, законодателей и пользователей как раз заключается в том, чтобы указать коммерсантам четкие границы, за которые нельзя переступать. В любом случае пользователь вправе знать, какие данные о нем и как используются. Но важно и самому внимательно читать лицензионные и пользовательские соглашения, в том числе те пункты, которые набраны самым мелким шрифтом.

и: Может быть, стоит пойти "от противного" - взять и объявить полную свободу работы с персональными данными?

Щеголев: Федеральный закон 152 никто не отменял. Есть ли секрет в ФИО, номере телефона и адресе - каждый должен решать сам, для каждого конкретного ресурса и абсолютно осознанно.

и: Видите ли вы возможность продажи человеком своих личных данных, скажем, поисковику? Это будет законно?

Щеголев: Каждый волен решать за себя сам. Но нужно помнить, что один раз написанное электронным пером уже нельзя будет вырубить никаким топором. На Западе известны случаи, когда на основании данных из Сети людям отказывали в приеме на работу. Тоже на законных основаниях...

Павел Арабов

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе