Всемирная паутина в самых дальних уголках

Зачем российской школе Интернет и будут ли у наших школьников онлайновые учебники

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер выдвинул среди прочих антикризисных мер инициативу о переходе на онлайновые школьные учебники. В середине августа такие учебники в Калифорнии и в самом деле появились. Вот только эксперты — учителя и специалисты в области информационных технологий — высказывают сомнения в том, что онлайновые учебники в итоге обойдутся дешевле «гутенберговских», а обучение по ним будет эффективным. А как с этим делом в России? 


 Судя по сообщениям СМИ, калифорнийским налогоплательщикам каждый электронный учебник обойдется вдвое дешевле бумажного. Но к этой сумме нужно прибавить затраты на широкополосный Интернет, причем не только централизованные. Наивные дяди из калифорнийского департамента образования сочли, что для доступа к таким учебникам в классах достаточно, чтобы помещения были оборудованы проекторами. Но как учить уроки? Очевидно, что школьникам как минимум придется иметь устройства для подключения (отнюдь не бесплатного) к широкополосному Интернету, а даже в высокотехнологичной Калифорнии обеспечены таковым далеко не все семьи. Альтернативное предложение — возможность распечатывать главы из учебника в бесплатных библиотеках — может только поднять стоимость всего этого мероприятия.

 Наконец, высказываются сомнения и в качестве обучения по таким учебникам. В августе департамент образования Калифорнии получил 20 вариантов учебников, из которых только четыре прошли экспертизу и были признаны соответствующими стандартам. Возможно, что со временем положение выправится (в самом деле, срок в пару месяцев для подготовки учебников все же явно маловат), а возможно, что вовсе наоборот — опустится планка уровня образования, говорят эксперты.

В России, судя по сообщениям СМИ и бодрым рапортам с мест, со школьным Интернетом все, в принципе, в порядке. В теории на сегодняшний день до 95% российских школ подключены к Интернету. Да и то, как выразился известный предприниматель в области IT Игорь Ашманов, «ЕГЭ с Интернетом — близнецы-братья». В самом деле, не на лошадях же доставлять результаты экзамена из районной глуши? 

Но мы сейчас не о ЕГЭ. Главный вопрос: а как вообще правильно использовать школьный Интернет? Банальный ответ: «Интернет есть источник информации, большой справочник» — принимаем с большими ограничениями. Во-первых, в обычных школьных учебниках фактических сведений столько, что дай бог школьнику их-то усвоить. Во-вторых, Интернетом как справочником надо учиться пользоваться отдельно (если не считать, конечно, уровня поиска рефератов). И не всегда и далеко не все обучающие сами владеют этим искусством.

От разных экспертов я получил ответ на вопрос о роли Интернета в обучении, причем даже не один, а целых два: теоретический и практический. Теоретический ответ заключается в том, что Интернет есть часть современной жизни и странно было бы, если бы школьников не знакомили с основными правилами обитания в виртуальной среде. Обычно в политической практике при этом идет речь, как подсказал мне журналист и бизнесмен Артур Вельф, о некоем «преодолении цифрового неравенства». Это справедливо, но при этом по-прежнему неясно, чему нужно учить конкретно.

Правильный практический ответ на вопрос, зачем в школах Интернет, стоит в стороне от всех этих дискуссий. Сошлюсь на Джавада Давидовича Аветисяна, члена-корреспондента Академии педагогических наук, профессора МГПУ и заодно президента электронного издательства «Мультимедиа-технологии и дистанционное обучение». Один из основных тезисов в его работах и выступлениях звучит так: «Электронный обучающий ресурс не должен дублировать книгу, напротив, должен быть нацелен на то, чего полиграфическое издание дать не может». 

Компьютерное обучение лишь в последнюю очередь есть обучение компьютерам, информатике. А электронный учебник, скажем, по физике, не есть простая сканированная копия учебника бумажного, это должен быть специально разработанный продукт, с учетом специфики компьютерного представления информации и тех возможностей компьютеров, которых не имеет печатная книга. Тогда и только тогда компьютерное обучение будет эффективным, причем одного только специально разработанного учебника недостаточно. К нему должна прилагаться соответствующая среда: некая школьная сеть, которая позволит наиболее эффективно использовать и подобные учебники, и общеобразовательные ресурсы в Интернете, и какие-то дополнительные материалы. И тогда даже временно отрезанный от посещения школы ученик сможет в принципе ничего не потерять: достаточно ему зайти на сайт школы и получить персональное задание от преподавателя. 

 Между тем в России о таких школьных сетях, да еще и с дистанционным доступом остается только мечтать — это с большими оговорками и частично осуществимо лишь в городах-миллионниках. А просто подсоединить все 100% российских школ к Интернету, как настаивают Медведев с Путиным, или даже перевести все учебники в электронную форму, как чает Терминатор в своей далекой Калифорнии, оказывается, еще далеко не достаточно. 

Юрий Ревич

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе