Во всем виноваты соцсети?

Что ни говори, завсегда приятно, когда российские ученые опережают британских. Особливо в области экономической теории - где мы, в отличие от практики, развиваемся бурными темпами. И если дальше так пойдет, будем скоро шагать впереди планеты всей.

Вот каким чудным откровением поделились нынче с публикой эксперты на ниве экономики, решившие подвергнуть строгому аудиту хаотическую суету соотечественников в рунете. Точнее, в соцсетях: Аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК оценили потери экономики страны от активности россиян в социальных сетях в сумму от 281,7 до 311,5 млрд. руб. в год.

«Идея состояла в том, чтобы оценить ущерб от нецелевого использования рабочего времени... В оценках эксперты ФБК исходили из того, что к концу 2012 г. число россиян - пользователей социальных сетей – достигло 51,8 млн. человек... По данным исследования СomScore, в 2012 г. россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минут в день (12,8 часов в месяц), в том числе и на работе. \...\ Согласно расчётам ФБК, за 2012 г. каждым активным в соцсетях работником было потеряно 3187,2 минуты, или 53,1 часа рабочего времени».

Была в средние века такая наука - схоластика. Вооруженные истинным догматическим знанием, преданные науке ученые самоотверженно подсчитывали, сколько ангелов поместится на кончике иглы. И вели по сему поводу промеж себя высокомудрые дискуссии, не щадя живота оппонента.

К сожалению (и к развлечению широких масс потребителей попкорна), в последнее время все чаще схоластически-математический или резонерско-догматический подход, оторванный от реальной жизни, можно наблюдать и в высказываниях отдельных гуру-от-экономики. По поводу того, что есть, они говорят - этого-де нет, поскольку не может быть (и как можно в упор не замечать реальный кризис в его ощутимых проявлениях?) А по поводу того, чего нет и не предвидится, они заявляют, что это, мол, есть или уже вот-вот прибудет (говоря о светлых перспективах экономики, причем не райских, а земных).

Конечно, все подобные заявления делаются на прочном фундаменте строгой науки, подкрепляются весомыми расчетами. Увы и ах, но методология при этом нередко оказывается в загоне. Либо страдает логическая непротиворечивость - когда научное исследование проводится по классической методологии журнала "Химия и жизнь" ("99,99% несовершеннолетних преступников ели свежие огурцы".)

Либо страдает утилитарность, то бишь связь с жизнью - в духе "если бы когда либо возможно было бы, тогда...". Иными словами, когда высокомудрые выводы высоколобых ученых оказываются созвучны размышлениям гоголевского Кифы Мокиевича: "Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь..."

И когда экономисты рассуждают о поведении людей, то до сих пор нередко опираются на представления про homo ecomomicus, соответствующие теории рациональных ожиданий. Проще говоря, в этой модели человек должен действовать как бездушный автомат, всегда выбирая "как правильно". А противоречивость модели этой заключается в том, что в ней... как раз не заложены противоречия, свойственные поведению людей в реальной жизни.

К примеру, исследованиями психологов показано, что когда сотрудники в рабочее время "лазят" по соцсетям, блогам, чатам и т.п., то это не снижает, а напротив... повышает эффективность их деятельности. Почему? Человек - не автомат, и в процессе трудовой деятельности у него неизбежно возникает утомление. Да-да, не только при физическом труде, но и при интеллектуальном тож! А снимается это утомление лучше всего не пассивным ничегонеделанием, и не никотиновым псевдодопингом, а сменой деятельности. Таков закон Сеченова - "активный отдых", один из базовых постулатов гигиены умственного труда и эргономики (а для людей, работающих за компьютером, описывается специальной теорией разделения функций).

Конечно, для полноты картины нужно рассмотреть разные сценарии.

Если сотрудник мотивирован и полностью загружен - работает, не покладая не только рук (юзающих мышку и клавиатуру компьютера), но и мозговых извилин, то эпизодическое переключение на соцсети не мешает ему, а помогает, способствуя скорейшему снятию утомления. Закройте ему доступ в соцсети - и он не будет работать лучше, скорее наоборот.

Если же сотрудник не мотивирован и толком не загружен (как бывает в бюрократических организациях), с помощью интернета маскирует свое ничегонеделание - отнимите у него соцсети, и он все равно не будет работать лучше. Разве что лучше освоит такие компетенции, как игрушки в мобильнике и разгадывание кроссвордов.

re3 Марк Сандомирский

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе