ЦБ починит сети

Государство займется регулированием обращения электронных денег. Через Интернет можно будет проводить платежи на сумму не более 100 тыс. рублей.

Оплатить штраф в ГИБДД, не вставая из-за компью-тера? Пожалуйста! Купить электронный билет в кино, сидя в кафешке с ноутбуком? Не проблема! Есть масса способов оплаты то-варов и услуг и проведения иных платежей через Интер-нет. По статистике, 16% рос-сиян-пользователей Интер-нета регулярно совершают по-купки в различных интернет-магазинах. Из-за боязни рас-плачиваться банковскими кар-тами они предпочитают элек-тронные кошельки - на них обычно хранятся небольшие суммы, а размер переводов чаще всего не превышает $100-200.

Относительная простота использования и удобство сделали электронные кошельки очень популярными: в 2009 го-ду через них прошло порядка 40 млрд рублей, а расплатились электронными деньгами более 20 млн человек. Количествозарегистрированных электрон-ных кошельков в Рунете за про-шлый год увеличилось на 20%,до 25 млн. Однако долгое время мир виртуальных денег жил и развивался практически бе-сконтрольно. "Такой значимый сектор не может регулироваться по правилам, установленным самими же его участниками, - считает Андрей Круглов, вице-президент Русславбанка (клиринговый центр системы Contact). - Механизм взаимоотношений между платежными системами и их клиентами не должен развиваться стихийно и вне рамок закона, он нуждается в упорядочивании и контроле".

ПО МЕЛОЧИ

И вот недавно правительство наконец представило оконча-тельную версию законопроекта о национальной платежной системе, большая часть которого посвящена как раз регулированию сферы электронных денег. "Сейчас само понятие электронных денег не определено", - разводит руками Михаил Мамута, пре-зидент "Российского микрофинансового центра", своеобразного профсоюза электронных платежных систем. Законопроект рассматривает электронные деньги как разновидность безналичных пла-тежей, то есть признает пол-ноценным средством расче-тов. Значит, ими можно осуществлять все обязательныеплатежи, например оплачивать госуслуги, налоги и штрафы, хотя участники рынка боялись, что их лишат этого сегмента рынка.

Есть и другая, не менее интересная сфера применения электронных денег: с их помощью можно получать вознаграждение за работу или товары.

Платежные системы даже предлагают специальные версии электронных кошельков для пользователей социальных сетей "Одноклассники.ру" и "ВКонтакте" - дабы те могли расплачиваться не только в сетевых магазинах, но и друг с другом, а также кредитовать других пользователей. Многие молодые люди через сообщества в соцсетях предлагают, к примеру, услуги по написанию рефератов или продают заграничные ве-щи с рук. "Именно благодаря электронным платежным системам стала возможной удоб-ная оплата покупок в интер-нет-магазинах и развитие малого бизнеса в данном секторе", - рассуждает гендиректор системы "QIWI Кошелек" Андрей Попков.

После легализации элект-ронных денег ими можно бу-дет выплачивать и зарплату, полагает Ксения Великина, пиар-директор системы WebMoney Transfer. "Это поможет наладить отношения с многими банками и корпораци-ями, которые ранее не хотели иметь дела с системами электронных денег, потому что не понимали и боялись этого новшества", - говорит Вели-кина. Впрочем, без связки с банками сервисы существо-вать не могут - любой платежной системе все равно ну-жен расчетный банк. Кроме того, говорит гендиректор Сто-личной финансовой корпора-ции Павел Геннель, существует и немало совместных проектов - денежные переводы из электронных кошельковв адрес физлиц или кобрендинговые пластиковые карты, привязанные к кошелькам. Так, одним из самых известных проектов является совместный продукт Альфа-банка и системы "Яндекс.Деньги", который позволяет связать счет в банке и в си-стеме и делать переводы между счетами в режиме онлайн в обе стороны.

Однако к большинству систем - а их на просторах Рунета великое множество - банкиры относятся пока настороженно. "В настоящее время оборот электронных де-нег регулируется очень слабо, - говорит Рустем Ибрагимов, директор департамента розничного бизнеса Первого рес-публиканского банка (ПРБ). - Сейчас, если ты платишь за какие-то услуги в банке, то последний обязан соблюдать все требования ЦБ РФ, а также жесткие требования по противодействию легали-зации преступных доходов". Расчеты электронными день-гами, по словам эксперта, име-ют гораздо меньше ограничений, что позволяет использовать их для вымогательства или иных противоправных действий, поскольку не всегда просто отследить получателя и отправителя электронных денег.

Что уж говорить про обналичку - бытует мнение, что такими заработками промы-шляли и сами компании-опе-раторы. Как утверждает гендиректор компании "SAS Рос-сия/СНГ" Валерий Храбров, электронные платежи действительно активно исполь-зуются для отмывания денег. "Для борьбы с этим злом сегодня есть хорошее противоядие - это серьезные программные решения, прав-да, стоит учитывать и человеческий фактор: не всем нравится прозрачность бизнеса, а с автоматизированными си-стемами трудно "договориться", - усмехается эксперт.

Не секрет и то, что элект-ронные кошельки использу-ются для ухода от налогов - например, при той же торговле через Интернет. "Большинство продавцов, прини-мающих электронные деньги, используют их как альтернативу банковской системе, - констатирует Павел Геннель. - Между тем с точки зрения российской юстиции все они занимаются незаконным предпринимательством, оказывая услуги и продавая товары без регистрации юридического лица или индиви-дуального предприниматель-ства, сдачи отчетности и уп-латы налогов".

ПОД КОНТРОЛЬ

Если будет принят упомянутый выше законопроект, правила игры станут прозрачнее. В законе прописано, что заниматься выпуском электронных денег сможет специальная НКО с уставным капиталом 17 млн рублей. С одной стороны, регулирование систем Центробанком будет способствовать защите прав потребителей.

Сегодня, если возникают проблемы с переводом электронных денег, неизвестно, кому предъявлять претензии, кроме собственно оператора. После принятия закона жалобы можно будет подавать в ЦБ и органы защиты прав потребителей.

Но, с другой стороны, закон может привести и к повыше-нию комиссий за услуги, поскольку вырастут издержки операторов. Сейчас элект-ронные платежные системы зарабатывают в основном на комиссии за проведение тран-закций, которая в среднем составляет 0,2-0,5%, что прак-тически незаметно для пользователей.

После введения лицензирования, по словам Мамуты, рост тарифов может составить "от нескольких процентов в случае адекватного регулирования до нескольких раз в случае избыточного - этот рынок очень чувствителен к административной нагрузке".

Чтобы электронные платежи не использовались для незаконных операций, размер транзакций ограничен 100 тыс. рублей. Зато законодатели отказались от идентификации пользователя элек-тронного кошелька: раскры-вать информацию о себе поль-зователь обязан только присумме платежей свыше 15 тыс. рублей. Значит, граждане по-прежнему смогут зарабатывать на интернет-торговле и не платить налоги - для этого достаточно будет дробить платежи.

"Разрешен и другой острый спор: новый законопроект за-крепляет возможность расче-тов электронными деньгами без открытия банковского сче-та", - добавляет Александр Турсков, вице-президент Интеркоммерцбанка.

"Нам удалось договориться с регуляторами о том, что организации, выпускающие электронные деньги, должны по-особому регулироваться. Обычно в рамках электронных платежей проходят небольшие суммы, при этом все электронные деньги являются предоплаченными. Эта специфика ограничивает риски деятельности операторов электронных денег, поэтому за ними не должно быть такого жесткого надзора, как за полноценными банками", - рассказывает Мамута.

Так что электронные системы и банки будут жить все-таки отдельно, хотя и те, и другие должны будут выполнять требования ЦБ.

Правда, большей части иг-роков все же придется уйти с рынка из-за высокой планки по капиталу.

Как отмечают участники рынка, ужесточение правил может иметь и другие последствия, в частности усиление позиций иностранных компаний, которые, приходя в Россию, будут работать по своему, зачастую более либеральному законодательству.

"Поэтому так важно обес-печить разумный баланс надзорных требований, чтобы электронные деньги были до-ступны повсеместно и чтобы иностранные операторы, которые сегодня активно вхо-дят на наш рынок через Интернет, не обладали преимуществами перед российскими", - резюмирует Михаил Мамута.

Впрочем, законопроект толь-ко-только поступил в Госдуму, и, в каком виде он ляжет на стол президенту, еще вопрос.

0,2-0,5%
составляет комиссия за проведение транзакции

А СЛОНА-ТО И НЕ ПРИМЕТИЛИ

Сейчас абонентам мобильной связи предоставляется возможность оплачивать "коммуналку", покупать билеты или делать переводы с помощью специального сервиса - деньги списываются с мо-бильного телефона. Однако деятельность сотовых операторов в сфере электронных платежей будет регулировать другой законопроект, который тоже находится на рас-смотрении в Госдуме (поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О связи"). Но пока нет единого мнения по этому закону. У депутатов опасения вызывает то, что операторов мобильной связи, по сути, наделяют банковскими функциями, при этом операторы не отчитываются перед ЦБ, как банк, не выполняют нормативов по капиталу и не формируют резервы.

А ЧТО У НИХ?

На Западе электронные платежные системы ориентированы в ос-новном на обслуживание микроплатежей, а также аукционных покупок. Несмотря на то, что государственное регулирование их деятельности минимально, контроль за самими плательщиками с точки зрения борьбы с уклонением от уплаты налогов или отмыванием денег очень строг. В частности, кошельки и счета пользователей могут быть без предупреждения заблокированы в случае возникновения лишь признаков или подозрений в том, что их деятельность является незаконной.

Наталья Еремина, Инесса Паперная

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе