Россия долго не дождется

Дешевого Интернета 

Представитель «Связьинвеста» на прошедшей в середине мая выставке «Связьэкспоком» в присутствии министра связи Щеголева пообещал во имя преодоления «цифрового неравенства» Интернет со скоростью 1 мегабит за 250—350 рублей в месяц для каждого гражданина (живущего в охваченной холдингом зоне). На практике это выглядит так: «Сибирьтелеком» объявляет тариф «Социальный» с убогими 64 Кбит/с за 400 руб. для жителей отдаленных поселков, и притом с ограничением трафика. Аналогичное заявление делает «Центртелеком», правда, в центральной России все несколько дешевле — 128 Кбит/с за 250 рублей. Аналогичный тариф введут в ближайшее время все «дочки» «Связьинвеста»… 

Заявление «Центртелекома» о том, что воспользоваться таким тарифным планом «сможет любой житель центральной части России», выглядит, мягко говоря, преувеличением, и причину знает любой, кто бывал в российской глубинке, — там не то что кабелей не проложено, там и дорог-то нормальных нет. И понятно, что никто не будет кабели эти тащить в деревню, где официально проживает пяток-другой стариков (а неофициально — гораздо больше, огромное количество населения использует доставшееся им по наследству или приобретенное за бесценок деревенское жилье в качестве дач). И если такова обстановка в Центральном округе, то что говорить, например, про Дальневосточный, где проживает 4,6% населения страны, и большая часть его числится в крупных городах вроде Владивостока и Хабаровска.


Каков же выход для тех, кто остается за бортом «цифрового века»? Решение проблемы очевидно и уже реализовано в параллельной области — еще в бытность министром Леонида Реймана Минкомсвязи сдержало обещание насчет поголовной телефонизации и установило телефоны-автоматы практически во всех населенных пунктах с использованием беспроводной связи по радио. Опоздав, правда, как минимум лет на десять — к тому моменту все местные уже обзавелись мобильниками, в результате чего услуга осталась почти невостребованной, но все же «факт налицо». Так и доступ к Интернету для удаленных районов придется организовывать с помощью беспроводных технологий.

Прежде чем рассказать об этих технологиях, стоит обратить внимание на искусственные препятствия на этом пути, которых предостаточно. «Связьинвест», получивший в марте лицензии на использование частот для широкополосного доступа (ШПД) в 39 регионах России*, уже после конкурса обнаруживает, что проданные Минкомсвязи частоты на местах по-прежнему заняты военными, с которыми еще нужно договариваться. 

А правительство — как будто естественного дефицита частот мало — придумало еще одну «засаду»: в условиях конкурса была прописана обязательность использования оборудования «отечественного производства». О том, что под этим подразумевается, нигде не сказано ни слова: в рамках современного международного разделения труда понятие «страна-производитель», особенно для электронных устройств, размыто до крайности. И вот уже Минкомсвязи ведет многомесячный спор с Минэкономразвития по этому поводу, привлекая в качестве арбитра президента России и высчитывая проценты «отечественных комплектующих», — это притом что, согласно условиям конкурса, уже через полтора года все должно заработать. 

Понятно, что обход всех этих препятствий выливается во вполне конкретные деньги, которые возвращать придется клиентам, — так, «Группа Альянс» с партнерами уже объявила о вводе в строй завода для производства «отечественного» коммуникационного оборудования, а современные электронные заводы обходятся недешево. Но в этом вопросе есть еще несколько обстоятельств, которые уже относятся к нюансам использования технологий. 

Есть две основные беспроводные технологии, которые потенциально подходят для подключения к Интернету удаленных пользователей — WiMax и LTE. Первая уже развивается в разных странах (в России это «Скартел», действующая под торговой маркой Yota), а вторая — дело будущего, и на рынке пока еще нет под нее даже клиентских устройств.

К некоторому сожалению, операторы в основном делают ставку именно на LTE (фактически синоним модного термина «4G»), которая, по сути, является надстройкой над обычной мобильной связью, только с супервысокими скоростями передачи данных. «Скартел» со своими уже построенными сетями WiMax (в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи и Краснодаре) тоже объявила, что новые сети будут создаваться исключительно по технологии LTE. Эта технология потенциально быстрее WiMax и к тому же совместима сразу с обоими стандартами сотовой связи — и с доминирующим GSM, и с более совершенным, но и более дорогим CDMA (представленным у нас «Скайлинком»). Так разве неправы операторы, делающие ставку на LTE?

Все дело в том, что LTE рассматривается не как самостоятельный сервис, а как развитие мобильной связи. Конечно, с распространением новой услуги, как это часто бывает, у пользователей мобильных устройств могут возникнуть новые потребности, но этому уже мешает то, что беспроводной Интернет всегда останется дорогим (частотный ресурс ограничен и, напомним, большей частью — более 90% — уже принадлежит военным) и к тому же менее надежным, чем стационарный проводной. Поэтому LTE — не замена проводного Интернета, а лишь дополнение к нему, как бы ни старались операторы представить дело иначе.

А WiMax, который, по идее, должны были внедрять обычные интернет-провайдеры, задумывался и проектировался как решение «последней мили» — как раз в замену проводным способам доступа в Сеть, и к сотовым стандартам он отношения, вообще говоря, не имеет. У стационарного WiMax радиус действия на открытом пространстве — до 10 км (а в хороших условиях — и в разы больше), и это качество делает его незаменимым для интернетизации необъятных российских просторов. 

LTE на первый взгляд в этом параметре ничуть не проигрывает WiMax — все зависит от мощности станции и высоты антенны. Но в развитии сотовой связи операторы традиционно ориентируются не на полный охват аудитории, а на массовость, и им выгоднее строить плотные сети в густонаселенных районах. Причем массовости такой услуги в существенно большей мере мешает упоминавшийся дефицит частотного ресурса. Из-за этого дефицита мобильный Интернет у меня в деревне, как ни парадоксально, работает лучше, чем в Москве, где частота оказывается забита звонками, которым отдается приоритет. 

Но лучше — не значит хорошо, и притом это относится к обычной технологии GPRS, а что будет с LTE, которая к частотному ресурсу гораздо требовательнее? Есть большая вероятность, что операторы, не получая должной отдачи от технологии LTE, просто не найдут средств на ее достаточное развитие, тем более в регионах с невысокой плотностью потенциальных клиентов. А из-за этого и сама LTE будет работать неудовлетворительно, как сейчас плохо работает GPRS, — круг замыкается. 

Вот предвзятость сотовых провайдеров, непременно рассматривающих широкополосность в одном пакете с мобильностью, и настораживает в намечающемся перекосе в сторону LTE. Может быть, все же отделить мух от котлет и заняться «преодолением цифрового неравенства» как отдельной актуальной задачей?

По всем данным, и «Связьинвест» собирается на основе полученных частот строить сети LTE, а не WiMax (об этом уже заявляла крупнейшая из его «дочек» — «Ростелеком»). И возможно, жители отдаленных поселков дождутся обещанного мегабита за 250 рублей, но разве что где-нибудь после 2018 года.

* Вопрос о том, почему почти все лицензии достались государственной компании и лишь одна — частному оператору (которых хватает), оставим висящим в воздухе.

Юрий Ревич

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе