Праздник с постной миной

Накануне Рождества пользователи православных интернет-ресурсов соревнуются в аскетизме

Православные и светские СМИ, сайты и блоги перед Рождественским или Великим постом непременно поднимают тему постного стиля жизни православных христиан. Авторы статей, конечно, напоминают о том, что пищевое воздержание совсем не главное в посте, что без молитвы любое ограничение превращается в диету, но каждый раз абсолютное большинство публикаций сводится к обсуждениям, что можно есть, смотреть, посещать или носить в эти предпраздничные дни.

Создается стойкое ощущение, что интернет-собеседники крайне нуждаются друг в друге – священнику или верующему врачу очень важно в тысячный раз дать ответ на вопрос: можно ли беременной женщине, двухлетнему ребенку, пытливому юноше или красной девице кушать в Рождественский пост икру красную, щеки осетра, взбитые сливки, сметану, творог, молоко, сыр... Число вопросов столь же бесконечно, как и список продуктов во всевозможных сочетаниях. Поэтому каждый год можно найти новый повод задать свой гастрономический вопрос православному эксперту. В результате духовенство превращается в своеобразных ресторанных критиков, а миряне – в кулинаров, которые придумывают все новые и новые сочетания и блюда. Наградой таким усердным в вере служит надежда на то, что именно их сочетание продуктов признают самым постным и питательным. На православных форумах побеждает тот, кто предложит самое необычное сочетание, которое отвечает идеальному образу монашеской трапезы, помещенной в Типиконе – уставе православного богослужения, в последний раз обновлявшегося на Руси в XVII веке.

В свою очередь, духовенство вполне привыкло к роли критиков и дает на все вопросы типичные ответы, состоящие из нескольких тезисов. Пищевое воздержание не главное в посте, но нельзя полностью отказываться от всех ограничений. Мера поста для человека определяется его духовником, не нужно сразу поститься полностью по Типикону, но за год практики мирянин вполне может приблизиться к этому идеалу, постепенно уменьшая число продуктов, которыми он будет питаться во время многодневного периода ограничений.

Стоит заметить, что сетевое и реальное гастрономическое состязание православных очень выгодно и различным книгоиздателям, которые выпускают все новые сборники под названиями типа «100 рецептов постных блюд, которые можно приготовить за две минуты». На любой православной ярмарке значительная часть стендов будет посвящена либо кулинарным книгам, либо постным монастырским продуктам.

Покончив с проблемами питания, участники православных интернет-форумов обычно переходят к проблеме воспитания, и здесь также открывается широкое поле для диалога. В Рождественский пост обычно главными остаются два вопроса: можно ли праздновать Новый год, а также ходить с детьми и друзьями в гости или на елки. Иногда попадаются совсем уж экзотические ситуации – у священника могут спрашивать, можно ли во время поста стричь волосы или читать газеты (при том, что смотреть телевизор или слушать радио в период поста, конечно же, запрещено, объясняет ищущий ответа свою позицию). Представитель духовенства быстро находит соломоново решение в обоих случаях – волосы можно стричь, если они секутся, но специально ухаживать за собой ради внимания противоположного пола в пост не стоит, а газеты читать не нужно, поскольку «правды из них все равно не узнаешь». Неоднократно мне приходилось встречаться с тем, что запрет на чтение газет размещен в Интернете, что придает некоторую пикантность этому совету. Видимо, Сеть теперь считается вполне постным средством получения информации.

Так же просто разрешаются проблемы, связанные с Новым годом. Чаще всего священники призывают прихожан умеренно отмечать наступление новолетия, не превращая ночь на 1 января в пирушку. Самая радикальная, но уже редкая точка зрения состоит в том, чтобы объявить Новый год бесовским праздником, который придумали большевики, переведя Россию на григорианский календарь. В праздничные дни уходящего года на одном из епархиальных сайтов можно было найти проповедь с таким колоритным высказыванием: «Сколько еще горя может принести в наши семьи неверно и греховно устроенное безбожниками празднование Нового года!» Проповедник так увлекся борьбой с любимым россиянами праздником, что забыл о запрещении большевиков праздновать Новый год, которое действовало до середины 30-х годов прошлого столетия. Тогда в «маленькой елочке» видели пережиток религиозного или буржуазного сознания, сейчас – остатки мнимого безбожия.

Читая подобные ответы на вопросы и проповеди, иногда начинаешь думать, что у тех, кто объявляет Новый год диверсией против православия или призывает полностью изолировать себя от людей, закрывшись в своем скопческом мирке, совсем не было детства. Они не ждали Деда Мороза, не заглядывали утром 1 января под елку, в их семье не было радостных игр или праздничного стола. Эти люди, наверное, родились на другой планете, где мужчины появляются на свет с бородой, в рясе и с крестом, а женщины – в платьях до пят. В этом дивном новом мире нет книг, из которых можно узнать, что до XII века Рождественский пост продолжался всего семь дней вместо нынешних сорока.

По счастью, реальная практика современного русского православия все-таки отличается от виртуального стиля суперпостной жизни.

Андрей Николаевич Зайцев - журналист.

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе