27 декабря 2010 ● Андрей Николаевич Зайцев
Накануне Рождества пользователи православных интернет-ресурсов соревнуются в аскетизме
Православные и светские СМИ, сайты и блоги перед Рождественским или Великим постом непременно поднимают тему постного стиля жизни православных христиан. Авторы статей, конечно, напоминают о том, что пищевое воздержание совсем не главное в посте, что без молитвы любое ограничение превращается в диету, но каждый раз абсолютное большинство публикаций сводится к обсуждениям, что можно есть, смотреть, посещать или носить в эти предпраздничные дни.
Создается стойкое ощущение, что интернет-собеседники крайне нуждаются друг в друге – священнику или верующему врачу очень важно в тысячный раз дать ответ на вопрос: можно ли беременной женщине, двухлетнему ребенку, пытливому юноше или красной девице кушать в Рождественский пост икру красную, щеки осетра, взбитые сливки, сметану, творог, молоко, сыр... Число вопросов столь же бесконечно, как и список продуктов во всевозможных сочетаниях. Поэтому каждый год можно найти новый повод задать свой гастрономический вопрос православному эксперту. В результате духовенство превращается в своеобразных ресторанных критиков, а миряне – в кулинаров, которые придумывают все новые и новые сочетания и блюда. Наградой таким усердным в вере служит надежда на то, что именно их сочетание продуктов признают самым постным и питательным. На православных форумах побеждает тот, кто предложит самое необычное сочетание, которое отвечает идеальному образу монашеской трапезы, помещенной в Типиконе – уставе православного богослужения, в последний раз обновлявшегося на Руси в XVII веке.