Меньше слов – меньше мыслей?

Литературная классика может стать жертвой нового формата общения в Интернете

Дело не в том, что объем в 140 символов оскорбителен для «Войны и Мира». Проблема в том, что этот объем подается как универсальный масштаб измерения действительности. И житель потребительского рая в определенный момент будет уже не в состоянии усвоить больше 140 символов. Он станет требовать синопсисов вместо произведений, а превышение указанного объема будет восприниматься как посягательство на свободу мысли.

Британская газета The Daily Telegraph анонсировала новейшую книгу Тима Коллинза «The Little Book of Twitter». Как явствует из названия, всему виной – новый вид сетевого общения под названием микроблоги. Существенное отличие микроблога от обычного дневника заключается в особо кратком варианте. В настоящее время эта усеченность приобрела черты изощренного позерства, когда автор реплики буквально составляет ее из смысловых обрубков и нечленораздельных междометий. В сочетании с сетевым слэнгом и желанием выпендриться получается кич. Настоящий прорыв в этом направлении был совершен lifestream сервисом Тwitter. Буквально за пару лет у него появились десятки более и менее удачных клонов по всей глобальной паутине: Plurk, Mmm... tasty, Tumblr и др.

Но не только личные эмоции и банальные бытовые темы попадают в спектр интересов микроблоггеров. Теперь амбиции оперирующего междометиями разума простираются уже на памятники мировой литературы. Пока «переосмыслению» подверглись только шедевры английской классики. Автор книги, Тим Коллинз не стал изобретать велосипед, а собрал в нее супер-краткие изложения известных произведений англозычного литфонда прямо из Твиттера. Например, пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» удалось втиснуть в две фразы: «Владимир и Эстрагон стоят у дерева и ждут Годо. Их он-лайновый статус не меняется». Роман «Улисс» Джеймса Джойса сжат до трех простых предложений: «Человек ходит по Дублину. Мы узнаем о каждой мелочи в его распорядке дня. Возможно, он слишком много пишет в Twitter». От «Гордости и предубеждения» Джейн Остин остается такой синопсис: «Женщина знакомится с ужасным Дарси, но, оказывается, он хороший. У них все сложилось». В целом Little Book of Twitter выглядит довольно сдержано. Могло быть и хуже.

Зная молниеносные способности отечественного инфо-конвейера снимать копии, остается предположить, что скоро мы увидим русскоязычное продолжение британского проекта. На первый взгляд ничего нового и страшного для Достоевского и Пушкина эти игры разума не несут. Мировая культура уже прошла испытание постмодернизмом и обнаружилось, что процессы полураспада не угрожают памятникам искусства, как не способен переваренный пирог угрожать свежевыпеченному. Но массовый аппетит подобные выходки определенно портят.

Дело не в том, что объем в 140 символов оскорбителен для «Войны и Мира». Проблема в том, что этот объем подается как универсальный масштаб измерения действительности. И житель потребительского рая в определенный момент будет уже не в состоянии усвоить больше 140 символов. Он станет требовать синопсисов вместо произведений, а превышение указанного объема будет восприниматься как посягательство на свободу мысли. Аналогичные процессы давно происходят в современной рыночной литературе, где ни один издатель сегодня не примет книгу с длинными описаниями и лирическими отступлениями.

И если мы обратим внимание на другие проекты Твиттера, то обнаружим, что TWHistory содержит те же самые 140 символов на статью. Историю закатали в баночки из под пепси.

С одной стороны – это объективный процесс: перенасыщенная информацией планета, нашла лекарство от интеллектуальных перегрузок. Урезанный словообмен довольно практичное изобретение: завсегдатаи паутины теперь тратят меньше времени на чтение бесполезных буквенных объемов. Недаром новый масштаб в первую очередь опробовали на себе новостные ресурсы. В подражание «плебсу» собственные микроблоги завели президенты и шоу-мены, но в отличие от дневников простых граждан они не блещут оригинальностью. Допустим, заходя в микроблог Виктора Ющенко в предвкушении сенсаций, испытываешь разочарование. Все невероятно тоскливо.

С другой стороны – сокращение речевого объема явно влечет за собой сокращение объема интеллектуального. Особенно это заметно в низовой, народной блогосфере. Микроблоги быстро сомкнулись с социальными сетями и сетями продаж, помимо изощренного спама они привели к еще большему отупению пользовательской аудитории. Недаром российская версия популярного блога Jaiku, в русской транскрипции обрела дополнительный смысл «Жуйка» – поток недожеванных комментов. Oneword подходит к делу еще более радикально- все записи ограничены одним словом. Лента, состоит из сплошных «жру, сплю, работаю».

Видеоблоги, выстроенные на той же базе, дали деструктивный результат, превратившись в пристанище он-лайнового порно. Сервис социального видео Seesmic предпочел вмешаться когда один из участников попытался совершить суицид онлайн. Основатель и глава сервиса, Loic Le Meur, позвонил в полицию и сообщил им IP-адрес парня после получения множества писем от пользователей. Полиция приехала по адресу, но что было дальше, не сообщается.

Излагать собственную жизнь при помощи смс-сообщений и видеофрагментов в подавляющем количестве стали патологически озабоченные граждане.

Разгадка этого явления скрывается в претенциозности подхода. Как и многие объекты массового культа, изломанная, изнасилованная речь – просто повод поглумиться над традиционными формами общения.

Понятие «lifestream сервис» вызывает прямые аналогии с потоком сознания, который так любят постмодернисты. Микродневник – это что-то вроде кардиограммы мыслей. Традиционный чукотский вид релаксации под названием что вижу, то пою. Но чукча видит тундру, скованную льдом, горизонт, размытый полярной ночью, слышит дыхание оленей. А автор микроблога видит рекламно-развлекательный контент и слышит урчание собственных внутренностей. Поэтому Lifestream чукчи – произведение искусства, а lifestream cовременного пользователя – это спам.

Человечество пользовалось дневниками в разные эпохи своего существования. Они различались по профессиональной нагрузке: от корабельного журнала до подростковой тетрадки под кроватью. Они различались по степени конфиденциальности: от дневника Ж. Руссо до альбома дворянской девицы, куда пописывали и порисовывали ее великосветские ухажеры. Совершенно особое явление – литературные дневники, некоторые из них даже были сделаны наподобие стихотворений в прозе, и ставили своей целью отразить не событийный ряд, а духовно-символический путь человека.

Есть дневники настолько глубокие и сильные, что люди до сих пор не в состоянии осмыслить их в полной мере, поражаясь богатству внутреннего мира автора. Таков дневник Паскаля под названием «Мысли». Наконец, не будет преувеличением сказать, что Твиттер был изобретен много веков назад в древней Руси. Монахи и простые послушники, переписывая летописи, оставляли на полях короткие заметки, вроде «устал зело», чертили сказочные орнаменты... Все это богатство сегодня обозначают термином палеография – специфическая наука о древнем тексте.

Радикальной особенностью современных пользовательских дневников и их главным отличием от всего, что было раньше прежде, является отсутствие какого-либо намека на интроверсию. Поэтому из пристанища оригинальных мыслей они превращаются в мусоросборники позерских амбиций.

Все это, впрочем, не отнимает у микроблогов возможности родить нечто достойное. Кому-то все же удастся заговорить с паутиной афоризмами и японскими стихами, но вряд ли это получится у всех. Поэтому старый добрый ЖЖ гораздо более человечный формат общения. Кстати, ЖЖ появился в древнем Риме: одним из первых блогов на планете является интерактивный «журнал» под названием «Нравственные письма к Луцилию» на аккаунте Луция Аннея Сенеки. К сожалению, модераторы стерли все комменты. Но есть надежда, что когда-нибудь археологи их найдут.

WIN.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе