Гоголь, компьютер и ползучая революция

Сегодня открывается фестиваль «Театральная паутина»

Из всех искусств для нас важнейшим становится Интернет. Поэтому «Театральная паутина» -- уникальный фестиваль. Дело не только в том, что пионерской была сама идея проведения театрального фестиваля в Интернете -- прежде так не делали нигде и никогда. Но и все шестилетнее существование проекта в некотором смысле не имеет аналогов. В сущности, этот фестиваль, как вершина айсберга, лишь часть постоянной работы, осуществляемой группой энтузиастов под руководством Игоря Овчинникова. В этой работе много рутины: съемки спектаклей, согласование авторских прав, ведение сайта www.cultu.ru, освоение инновационных технологий, поиск новых форм сотрудничества. Но за техническим фокусом -- передачей по проводам театрального спектакля -- часто забывают о сути дела: на наших глазах происходит очередное вмешательство в древнюю природу театра...  

Художественный руководитель и директор «Театральной паутины» Игорь Овчинников вслед за соавтором идеи фестиваля профессором Еленой Левшиной, увы, ныне покойной, не устает повторять во всех интервью: интернет-трансляции не заменят похода в театр, это лишь средство привлечь к театру потенциальных зрителей, в силу разных обстоятельств лишенных сегодня доступа к этому неповторимому, нетиражируемому, существующему здесь и сейчас искусству. Есть тут, конечно, некоторое лукавство и дань консерватизму театральной общественности. Действующие режиссеры упорно твердят, что спектакль теряет в записи половину своего очарования, что в театре в основном используется общий план и зритель сам волен выбирать, на чем ему сосредоточиться, что главное в театре -- атмосфера и дыхание зала, что от настроения публики многое зависит... Однако сегодняшняя медийная реальность создает свои вызовы, и на них приходится отвечать.

Когда в 20-е годы прошлого уже века появилось радио, одним из первых искусств туда пришел театр. Сначала в виде прямых трансляций, затем в виде радиоспектаклей -- и несколько десятилетий радиотеатр (в том числе и у нас, в СССР) формировал и воспитывал аудиторию и для реального театра, и для культуры в целом. Старшее поколение еще помнит, какой мир возникал за доносящимися из радиоточки звуками и шумами, как сплетались текст и музыка, как врезались в память голоса актеров. Приказ увеличить количество советских кинокартин, иссякших после жесткого сталинского отбора, привел к созданию фильмов-спектаклей. Заснятые на кинопленку образцы театрального искусства 50-х стали самостоятельными произведениями нового типа. А в 60--70-е годы телевидение, вставая на неокрепшие технические ноги, обогатило отечественную культуру безусловными шедеврами, создав новый жанр -- телетеатр. (Как тонко чувствовали его природу Анатолий Эфрос и Петр Фоменко! А незабываемые «Игроки» Романа Виктюка?)

Интернет привели в театр так рано, что даже сами создатели этого жанра не успели осознать, что именно они сделали. Первый фестиваль «Театральная паутина», что состоялся в 2004 году, начался с конфуза: гостей привезли в Театральный центр на Страстном смотреть трансляцию, а сервер рухнул. Рухнул из-за того, что количество подключившихся к проекту зрителей оказалось непредвиденно большим. Ничего, потом наладили, и поначалу со скрипом, а потом все совершеннее и четче спектакли пошли по выделенным каналам, заставляя пользователей увеличивать скорость и отказываться от лимита, увлекаясь процессом присоединения к театральному миру в его новой, ранее невиданной форме.

Кстати, лишь в 2006 году в Метрополитен-опере впервые попробовали транслировать спектакли по Интернету. В Москве к этому времени уже были показаны и опера, и балет, и драма, и даже театр кукол...

Конечно, простая архивация хрупкого театрального искусства уже благое дело. И команда Овчинникова этим занимается -- записывает, сохраняет, показывает все, что возможно, что еще цело, что удается очистить от обременения авторскими правами (в театре же авторами являются и режиссер, и драматург, и художник, и композитор -- в общем, все создатели спектакля за исключением... актеров). Но вокруг этого простого и доступного пониманию даже театральных директоров процесса развивается и что-то другое.

Первые фестивали были столичными -- известные московские спектакли пошли по стране. Потом по России поехали съемочные группы, чтобы вести трансляцию из Владивостока или Петрозаводска. Факт их приезда уже изменял жизнь провинциальных театров, в которых с этих пор стали понимать, что они включены в общую систему искусства, доступного самым широким кругам. У спектаклей появились английские субтитры -- оказывается, весь мир смотрит на российский театр, хочет видеть и понимать. Спектакли стали снимать с высоким разрешением, что позволяет разглядеть все мельчайшие подробности, да так пристально, как никакой театральный бинокль не поможет. Разве это не влияет на постановщиков и актеров? Дело не только в продлении жизни спектакля и расширении его аудитории, но и в потенциально глобальном к нему доступе, и в возможном пристальном внимании...

Но и это еще не все. Увлеченные первыми успехами организаторы фестиваля сначала просто хотели делиться с окружающими теми спектаклями, которые сами считали достойными внимания. Программа была не так важна, как процесс подключения большой аудитории к изначально камерному представлению. Но потом возникла необходимость сознательного формирования программы, то есть создания смыслового поля, где будут существовать выбранные произведения. А это уже невозможно, к примеру, на телевидении, обреченном на формат и малую подвижность.

Нынешний, шестой фестиваль закручен вокруг Гоголя (в честь его 200-летнего юбилея). Он не просто собирает постановки его пьес, но предлагает нетривиальные театральные решения гоголевской прозы, разножанровые и разнокалиберные спектакли московских и петербургских театров, лекции, комментарии, мастер-классы -- то есть создает и продвигает особое гоголевское пространство, доселе несуществовавшее. Отсюда уже недалеко и до продюсирования: не за горами инициация новых театральных проектов, для которых возможности интернет-трансляций (и высокая четкость, и вероятность интерактива, и легкость ассоциативных связей -- специалисты знают что еще) могут стать сознательно выбранными средствами выразительности.

Всю информацию о расписании трансляций можно узнать на сайте www.cultu.ru, там же инструкции по подключению, а смотреть спектакли разрешается совершенно бесплатно -- с самого начала жизни проекта это было важнейшим условием его организаторов. А для тех, кому наслаждаться театром в одиночестве кажется неестественным, организованы специальные площадки с большим экраном и качеством HD, где трансляция будет прямой. Правда, пока такие места есть не везде -- только в Москве, Перми, Хабаровске и Екатеринбурге. 

Время новостей

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе