Читательский инстинкт ведет в Интернет

Всемирная паутина постепенно убивает «бумагу»

Если обернуться назад, то мы обнаружим, что всплеск читательской активности в нашей начался с нулевых годов.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Если обернуться назад, то мы обнаружим, что всплеск читательской активности в нашей начался с нулевых годов (в 90-х, ввиду их «лихости», россиянам было не до духовной пищи, время и силы уходили на добычу хлеба насущного). С началом нового века мы не только вернули великую классику на причитающееся ей место в нашем досуге, но и поддались напору новой русской литературы. А с развитием технологий появился и новый тренд: продажи книг в бумаге падают на 5-10% в год, продажи электронных книг растут примерно на 100% в год, то есть удваиваются. Пока в основном за счет молодежи (с 36,7% в начале 2012 до 41% в конце 2013 году) – она активнее пользуется смартфонами и планшетами и все больше предпочитает покупать книги в электронном формате, а не классические бумажные. Электронные книги сейчас читает, как минимум, каждый второй пользователь Рунета. Тем более, то они гораздо дешевле, а книжные стеллажи для них заменяет гаджет величиной с ладонь. Производители электронных носителей, учитывая многовековую человеческую привычку к бумаге, даже создали и совершенствуют устройства с полной иллюзией чтения бумажной книги.

Самый крупный официальный магазин цифровых книг в Рунете – это «Литрес». Впрочем, легальных продавцов у нас пока не так много, как хотелось бы, - развиваться им очень мешают пиратские ресурсы, но об этом ниже. С помощью статистики Литреса «Комсомолка» составила электронный читательский портрет России.

От Москвы до Магадана

В целом в 2013 году в нашей стране первенство по продаваемости электронных книг стабильно удерживают детективы Акунина, Донцовой и Марининой, а также фантастика Лукьяненко. Из иностранцев больше всего читают Дэна Брауна и эротическую сагу писательницы под псевдонимом Э.Л Джеймс. Это все беллетристика, а из нон-фикшн у нас предпочитают книги по нетрадиционной медицине, хиты по психологии и бизнесу.

Но по регионам все же картина отличается. Например в столице вместо Донцовой читают Санаева («Похороните меня за плинтусом» - 1 и 2). В Петербурге – к женским детективам примкнула Татьяна Устинова, а так все те же самые авторы. В Сибири вместе с беллетристикой активно покупают научную фантастику и самоучитель по английскому языку. На Урале (в Свердловской области) – четыре первых места занимают книги Марининой и на пятом – фэнтези Вадима Панова. В теплом Краснодаре предпочитают эротику ЭЛ Джеймс («50 оттенков серого») и только потом – детективы. В средней полосе России картина стандартная: Лукьяненко, Донцова, Полякова. Но некоторые районы страны выбиваются по своим запросам. В Коми и Иванове пользуются повышенным спросом книги по медицинской магии – проще говоря, заговоры. В Чечне на первом месте справочное пособие М. В. Зарва «Слово в эфире», то совершенно необъяснимо. В Еврейской АО в Сети покупают книжку по методике йогов. В Костроме интересуются устройством компьютера. В Магадане – мистическими мелодрамами. А во Владимире читают про самогон!

На Чукотке, Алтае и в Тыве за весь прошлый год не было продано ни одной электронной книги!

Дамы читают больше кавалеров

Если в начале 2012 года распределение на М и Ж было практически 50/50, то в конце 2013 года женская аудитория начала немного, но стабильно расти (52% - 48%). По исследованиям всего рынка бумажных книг около 70% читателей - женщины и лишь 30% мужчины, поэтому с ростом доли электронных книг в книжном рынке распределение по полу будет также стремиться к показателям по бумажным книгам, а именно 70/30.

Но по данным «Литрес», прекрасная половина в целом хуже адаптируется к новым технологиям, поэтому пока что доля мужчин, покупающих электронные книги, существенно больше чем в бумажной области продаж. Мужчины быстрее разбираются с онлайн-платежами, охотнее пользуются пластиковыми картами, поэтому им проще разобраться с процессом покупки, но это лишь вопрос времени и адаптации женщин к чтения не с бумаги, а с экрана.

Любопытный факт: покупательское поведение меняется и с возрастом. Отказов от покупок у взрослого поколения меньше на 40%. То есть людей постарше не смущает, что за электронную книгу надо заплатить. Студент скорее купит пиво, сигареты, билет в кино, чем заплатит за книгу, поэтому молодежь пока что очень любит кнопку «скачать бесплатно» и часто пасется у пиратов, подхватывая на свой компьютер всякие вирусы. . . В целом возрастная аудитория вдумчивее подходит к подбору книги, проводя на сайтах все больше и больше времени.

Школьники на Литрес читают книги школьной программы в основном бесплатно.

Любовь к разным жанрам

То что эротику, любовные романы и детективы больше читают женщины – факт предсказуемый, как и то, что мужчины помоложе любят фэнтези, а мужчины в возрасте довольно часто покупают в интернете серьезные книги по религии.

Но такое явное смещение по детективам в сторону женской аудитории - 85/15, также как и возрастное смещение (детективы читают в основном женщины возраста около сорока) – все же аналитиков удивляет.

Очень хорошие показатели по классике, тем более, что более 26000 наименований на «Литрес» доступны бесплатно. Интересный нюанс в том, что классику активно «берут» в интернете люди в возрасте 25-34. видимо отдохнув от школьно-студенческой принудиловки, они обнаруживают интерес к хорошим книгам позже. Здесь опять же перевес в сторону женщин 63,2%/36,8% что не удивительно - женщины классику любят и знают в целом лучше чем мужчины. Мужикам подавай боевики, фантастику, фентези.

В последние недели, к примеру видно, что среди классики доминирует Вий, потому что скоро премьера фильма. Так что можно сказать нашей киноиндустрии спасибо за продвижение русской классики.

Книги по бизнесу покупают 40% посетителей электронного книжного магазина в возрасте 25-34 - самый активный возраст работоспособного населения страны. Причем женщины и девушки деловую литературу читают не менее активно, чем мужчины!

Пиратов – на абордаж!

Что ж, рынок электронной книготорговли уже перестал быть экзотикой и экспериментом. А с принятием соответствующего закона перспективы развития стали вполне радостными. Пираты присмирели, а самые крупные и живучие типа Либрусека, базирующегося в Эквадоре, теперь даже делают шаги к сотрудничеству, если можно так выразиться. Эта пиратская библиотека тормозит выкладывание у себя новинок, по джентльменскому соглашению с «Литресом».

Кроме того, пираты, поскольку хорошо смыслят в технологиях, помогают «советом»

Например основатель «Либрусека» Илья Ларин говорит в интервью о будущем электронных книгопродаж: «Может быть, будет подписка на новинки. Может, оплата за трафик. Может, просто, некий налог. Может, писатель будет отдавать текст даром, а издательство станет зарабатывать на футболках с изображениями героев – кто знает. Может быть вообще все, что угодно, схемы будут совершенно другие, явно не поштучная продажа за большие деньги. «Литрес» вот уже сделал подписку, а это не совсем классические продажи… закон о запрете распространения книг в течении 70 лет со дня смерти автора, является бредом, и отомрет»

Основной инстинкт

История продаж неувядающего хита Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого» и его продолжений – сама по себе аттракцион и детектив. Эротический роман о внезапно вспыхнувшей любви между юной студенткой Анастейшей Стил и миллионером Кристианом Греем издан в 2012 году и содержит уж очень откровенные сцены – впрочем, о такой страсти, как у героев Джеймс, вряд ли можно написать завуалировано. И хотя книгу принято ругать за плохой стиль, статистика упряма: ее скупают вагонами и килобайтами. Большей частью женщины (перевес - 74/26), оно и понятно. Можно предположить, что если появится книга, с похожим повествованием от мужского лица, то эффект может быть таким же сильным. Впрочем, мужчины больше предпочитают видео такого пикантного содержания, чем тексты. Но как знать. Если брать возраст, то здесь лидер, конечно, молодое и сексуально активное население, 18-24 и 24-34 года (в сумме на их долю приходится 70% покупок). Но вот что интересно, эту книжку очень полюбили солидные дамы постарше – несмотря на то, что им приходится прятать от детей и мужа столь компрометирующее чтиво. Специально для них даже выпускалась «маскирующая» суперобложка – женщины, прикрыв ею «срам», спокойно доставали книжку из сумки и читали ее в метро. Но именно потому, что дамы стесняются покупать «50 оттенков» прилюдно в магазине, молниеносно выросли электронные продажи горяченькой книжки – смекалистые читательницы теперь прячут ее не под подушку, а в компьютерах. Стоит отметить, при взрыве популярности книги, количество запросов по теме БДСМ (интимные отношения с играми в господство и подчинение) выросло на 33%, что хорошо видно на статистике поисковых запросов. То есть шутки шутками, но именно основной и инстинкт заставил многих дам бальзаковского возраста освоить технологии и прописаться на просторах Сети.

Что читают в мире?

10 лет назад компания BBC после скрупулезных опросов составила список самых «лучших» романов – всего 200 книг. И то вы думаете? На первом месте «Властелин колец» Толкиена. Его ближайшие соседи по первой пятерке – «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Гарри Поттер» Роулинг. «Война и мир» Толстого – замыкает двадцатку («Анна Каренина» - на 54 месте) . И это очень отрадно, если учесть, что такие авторы, как Достоевский (в этом списке из наших писателей только он да Толстой), Хаксли, Маркес и Уайльд вообще оказались в хвосте симпатий населения планеты.

Анна БАЛУЕВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе