Библиотека без библиотекаря

Образование давно требует новых инструментов. И они появляются в Интернете!


Однажды Платон собрал своих учеников, чтобы объявить, кто станет главой Академии после его смерти. Первым среди учеников всегда был Аристотель. Но неожиданно Платон отдает предпочтение Ксенократу - одаренному, но все же не столь заметному философу. На гневный вскрик Аристотеля: «Но почему?!», учитель спокойно ответил: «Ксенократу нужны шпоры, Аристотелю - узда».


Академия Платона – самое известное образовательное учреждение за всю историю. Успех этого заведения заключался в уникальном подходе Платона к обучению и столь же редком желании учеников узнавать новое. Платон проводил занятия, гуляя по чудесным садам Греции неподалеку от Афин. Никакой иерархии и расписания не было предусмотрено: вопросы задавал не Платон, но его ученики, беседа могла проходить даже без активного участия учителя. Ученики знали: получить новые знания можно только с помощью собственного желания и трудолюбия.


Академическое обучение, к сожалению, просуществовало недолго. В 529 году император Юстиниан закрыл все философские школы. С этого момента всю власть над образованием получает духовенство. Вместе с этим возникает новая модель обучения – монастырская.


Эта модель была полностью противоположна Академии. Во-первых, строжайшая иерархия не подвергалась сомнению: сказанное учителем – истина в последней инстанции. Слово «декан» как раз и переводится как «настоятель монастыря», что снимает все вопросы о принципе работы наших университетов. Во-вторых, установленное «сверху» расписание четко регламентировало всю жизнь монашества, несоблюдение устава строго каралось.


Следующим этапом в образовании стало книгопечатание. В общем-то, изменилось только одно: боготворить стали не старца из кельи, а книгу, в которой были сохранены его слова. С изобретения Гуттенберга начинается тотальный книжный диктат. Принцип «что написано пером – не вырубишь топором» становится основополагающим вплоть до 20 века. В 20 веке репутация печатного слова оказалась подмоченной из-за появления СМИ: ангажированность и гонка за сенсациями сделали свое дело.


Таким образом, за всю историю человечества появилось всего два подхода к образованию – Академия и Монастырь. Какой из этих подходов эффективнее – сказать трудно. Наше классическое образование стоит на позиции Монастыря, строго блюдя нормы и ценности, доставшиеся нам из исторической традиции. Понятие «классическое» крепко связано в нашем сознании только с этой самой традицией и преемственностью. Но чтобы быть классическим, нужно быть современным. Чтобы быть современным, нужно постоянно развиваться.


Образование сейчас немыслимо, как и всё в период глобализации, без доступа к www. Интернет – это самое большое на сегодняшний день хранилище знаний, но, как и любая библиотека, без библиотекаря это хранилище использовать нельзя. Таким библиотекарем пытаются стать социальные сети. Но Вконтакте, Facebook и прочие Twitter`ы стремятся не научить пользователя чему-то, а проинформировать о новых событиях: при таком подходе важнее сенсационность, чем достоверность.


Необходимо будет развернуть один или целую серию масштабных проектов в сфере образования, которые помогли бы сети стать программным обеспечением для процесса преподавания (от полной научно-учебной библиотеки вплоть до механизма сбора работ и их оценки в электронном виде). И лучше всего было бы сделать это при поддержке государственных институтов развития (вроде Сколково, АСИ или Российской венчурной компании), которым имплементация новых образовательных сервисов ВКонтакте могла бы дать повод говорить о реальном вкладе в модернизацию общества.

Эластичный рынок


Кроме того, социальные сети – слишком масштабны, чтобы за короткое время перестроится на просветительскую деятельность. Иван Засурский недавно уже писал о перспективности образовательной сферы и о том, как сложно перестроить социальную сеть под нужды образования, тем не менее, предсказывая образовательному рынку попадание в пятерку наиболее привлекательных и быстрорастущих в ближайшее время.


Пока большие проекты думают, в Сети стали появляться ресурсы куда менее объемные, но направленные исключительно на образование. Lektorium.tv, Univertv.ru, университетские ресурсы демонстрируют, на что способен синтез классического образования и современных технологий. Результаты их деятельности впечатляют, но отсутствие единого доступа довольно сильно снижает эффективность.


Богатство информационного общества равно сумме знаний (под которыми понимается информация во всех её формах, включая научные и художественные произведения, образы и метафоры), умноженной на скорость распространения или оборота знаний, умноженной на доступ в квадрате, или $$$i = Knowledge x Speed x Access2. «ВКонтакте» совмещает в себе все три составляющих — сами знания (пока больше в мультимедийной форме), способ ускорить их распространение и собственно доступ к ним, который решает всё.

Давно «ВКонтакте» и дальше будут


В другой своей статье Засурский вывел замечательную формулу для подсчета богатства информационного общества: $$$i = Knowledge x Speed x Access2. Богатство информационного общества = знания х скорость распространения х доступ в квадрате. Именно «доступ решает все». И этот важнейший параметр – самая большая брешь в современном российском интернет-образовании.


Как любая брешь требует латания, так любой недостаток требует исправления. Неповоротливость крупных проектов и отсутствие фактического взаимодействия между небольшими ресурсами стали причинами для появления ресурса нового поколения. Vnimanietv.ru – проект современной Академии, который не отрицает достижения классического обучения, но логически дополняет и расширяет их. Этот ресурс по возможности решает проблему доступа к образовательным ресурсам: 200 видео-проектов, более 400 номинированных видео в 30 категориях, десятки известных людей, которые рассказывают о проблемах современного общества и методах их решения.


Премия «Внимание», организованная на сайте, присуждается за лучшее образовательное видео и лучшие образовательные видеопроекты. Спектр тем максимально широкий, от макияжа до квантовой физики. Номинантами премии могут быть как отдельные видео, так и сайты, каналы на YouTube, архивы видеолекций и передач. Номинировать видео могут как сами авторы, так и люди, не имеющие отношения к его созданию. Впервые премия будет вручена 28 ноября 2011 года в московском центре Digital October.


Выбор за вами – шпоры или узда?


Михаил Тупикин 


СНАSKOR.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе