Антисоциальные сети

Когда 30 сентября этого года федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк Прит Бхарара громогласно объявил о поимке банды "русских хакеров", многие решили, что правоохранительные власти опять стрельнули из пушки по воробьям. Во-первых, как явствовало из обвинительного заключения, арестованные никакие не хакеры, а "мулы", как называется на уголовно-полицейском жаргоне мелкий посредник, не знающий ни начала, ни конца цепочки. Во-вторых, украли-то они с банковских счетов беспечных американцев всего-навсего три миллиона долларов - это на 37 фигурантов.

Зато на пресс-конференции присутствовало самое высокое начальство: помимо прокуроров, начальник полиции города Нью-Йорка, ответственные лица ФБР, Министерства внутренней безопасности и Бюро дипломатической безопасности в составе Госдепартамента США.

"Эра цифровых технологий, - вещал с трибуны Прит Бхарара, - несет с собой много благ, но и множество проблем для стражей закона и наших финансовых учреждений. Как показывают сегодняшние аресты, для того чтобы совершить современное, высокотехнологичное ограбление банка, нет нужды в оружии, масках и автомобиле, чтобы удирать в нем от полиции. Банк теперь можно ограбить в мгновение ока, одним кликом мыши".


Эх, некому было рассказать прокурору, что в России виртуальное мошенничество изобрели гораздо раньше Интернета и компьютера! Русский барин, живя в столицах или за границей, понятия не имел, что творится у него в имениях, зачастую отродясь и не видал этих имений - виртуальный староста жаловался ему на виртуальный неурожай и недоимку, а тому и горя мало: он занимал под вексель и жил все на ту же широкую ногу безо всяких кредитных карт. А покупка виртуальных крестьян Павлом Петровичем Чичиковым! И нам еще рассказывают про "схему Понци" - гениальное будто бы изобретение финансовой пирамиды!

Так, может, и правда американцы устроили скандал на ровном месте?

Не все так просто. Мало кто обратил тогда внимание на то, что в пресс-релизе по случаю ареста членов преступной группы выражается благодарность правоохранительным органам Великобритании, Нидерландов и Украины. И тем более никто не связал аресты в США с событиями в Англии, где двумя днями раньше арестовали 19 выходцев из постсоветских стран, включая регионального вожака, гражданина Украины по имени Евгений Кулибаба.

А 1 октября выяснилось, что день в день с американскими арестами Служба безопасности Украины задержала пятерых предполагаемых участников той же международной сети компьютерных мошенников и провела восемь обысков; в этих мероприятиях было задействовано около 50 сотрудников СБУ.

Про задержанных на Украине пока никаких подробностей не сообщается. Британская же группа пользовалась тем же трояном "Зевс", похитив со счетов наивных англичан шесть миллионов фунтов за три месяца. В пресс-релизе ФБР от 1 октября сказано, что аресты по обе стороны Атлантики стали итогом совместной операции спецслужб нескольких стран под кодовым наименованием "Удар трезубца", которая началась в мае прошлого года в городе Омаха, штат Небраска, где местных агентов ФБР вдруг осенило: все недавние "кражи личности" идентичны. В поединок с Зевсом вступил, стало быть, Посейдон.

Американская пресса отнеслась к событию легкомысленно - отписались и забыли. "Кража личности" (то есть личных данных, с помощью которых можно снять деньги с банковского счета) в Америке уже давно обычное дело. Некоторое оживление наблюдалось лишь в бульварных газетах, положивших глаз на одну из арестованных, 21-летнюю уроженку Ставрополя Кристину Свечинскую: способна ли она заменить Анну Чапмен по части гламура? Видно, Анюта глубоко запала в романтическую американскую душу.

Кристина и ее товарищи по несчастью приехали в США по студенческим визам и были завербованы в криминальную сеть уже на месте. По крайней мере так утверждает обвинение, хотя кое-кто, вероятно, мог получить задание и дома - почти все они прибыли на краткосрочные летние курсы.

Их задачей было открыть счет в банке, а когда на него поступят деньги, перевести их на другой счет, за пределами США, оставив себе небольшие комиссионные - как правило, 8-10 процентов от суммы. В такой операции ничего преступного нет. Но дело в том, что "мулы" открывали счета на фиктивные имена по подложным документам. По этой причине в операции участвовало Бюро дипломатической безопасности, расследующее факты коррупции сотрудников американских консульских учреждений и визового мошенничества.

Противодействие незаконному въезду на территорию США считается одним из важнейших направлений борьбы с терроризмом, поэтому в апреле 2005 года Конгресс значительно расширил полномочия службы. В деле фигурируют отнюдь не только паспорта России и "ближнего зарубежья", но и югославские, греческие. Изготовителем фальшивок называют арестованного на Британских островах Зураба Ревазишвили. А переводились деньги на Кипр, в Гонконг и разные офшоры.

Первые приговоры уже вынесены. Антон Юферицын признал себя виновным и приговорен к 10 месяцам тюрьмы и выплате пострадавшим компенсации в размере 38 413 долларов. Александр Сорокин проведет за решеткой полгода и заплатит штраф в 100 долларов. Обвинение в обоих случаях требовало максимального наказания в виде 20 лет лишения свободы и штрафа в полмиллиона долларов. Приговор Александру Федорову, который жил в Лос-Анджелесе и координировал действия "мулов" через русскоязычные социальные сети, будет вынесен в январе.

Более активным "мулам" грозят десятилетия лишения свободы, штрафы до миллиона долларов и выплата компенсаций потерпевшим, а также, по гражданским искам, возмещение нанесенного ущерба. И это только за электронное мошенничество. За использование фальшивых удостоверений личности полагается до 10 лет тюремного заключения и до 250 тысяч долларов штрафа. Та же Кристина Свечинская может быть приговорена к 40 годам лишения свободы и выплатам в полтора миллиона, а 22-летняя Юлия Клепикова - к 55 годам тюрьмы и двум миллионам.

Говорят, при первом своем появлении в суде - в день ареста, когда ей были предъявлены обвинения, - Кристина расплакалась. Предварительное слушание по ее делу (Свечинская проходит по одному делу со Станиславом Расторгуевым) отложено на неопределенный срок. Та же история и с другими обвиняемыми, причем об отсрочке просит обвинение - на том основании, что эксперты не могут пока совладать с кодами, которыми зашифрована информация на жестких дисках изъятых у арестованных компьютеров. Вполне вероятно, что с ними ведутся переговоры на предмет чистосердечных показаний в обмен на облегчение участи, но многое ли могут рассказать "мулы" при всем желании?

Между тем в понедельник на хакерских сайтах появилась информация о том, что создатель трояна "Зевс" решил отойти от дел и передать свой продукт конкуренту, известному под никами harderman и gribodemon. Harderman в своем сообщении называет отца "Зевса" Славиком, подчеркивает, что исходные коды трояна переданы ему на безвозмездной основе, что Славик ушел из бизнеса насовсем и его контакты отныне недействительны.

Может быть, Славик замаскировался, а на самом деле, наоборот, завладел бизнесом конкурента? Об этом "черном переделе" можно только гадать. Хотя и не верится, что российским спецслужбам так-таки ничего и неизвестно.

Западные эксперты убеждены, что, например, короли российского спама действуют с ведома и под контролем спецслужб. А спамеры тесно связаны с производителями и операторами вирусов: спам, то есть компьютерный мусор, засоряющий каналы связи, рассылается через ботнеты - сети компьютеров, зараженных скрытно установленными программами.

В связи с недавним возбуждением уголовного дела против Игоря Гусева, который считается одним из крупнейших в мире производителей спама, New York Times пишет, что Гусев открыто жил в Москве, отнюдь не скрывал своих занятий, был известен "в кругах кибербезопасности" и, по сведениям "Русского Ньюcуика", был организатором спамерской атаки на Грузию в 2008 году. Гусев это обвинение отвергает и требует опровержения через суд.

Впрочем, опровержение это, если суд вынесет решение в его пользу, публиковать теперь негде - "Русского Ньюсуика" более не существует. Да и сам Гусев скрылся от правосудия - возможно, за границу.

Почему Гусев вдруг попал в немилость? New York Times предполагает, что президент Медведев стремится таким образом поправить имидж российского Интернета, который в глазах Запада является прибежищем хакеров, изготовителей детской порнографии и самых ядреных вирусов. 

Владимир Абаринов

Грани
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе