Живописец царя-батюшки

Первая в истории монографическая выставка произведений Симона Ушакова (1626-1686), старшего иконописца Оружейной палаты, основоположника нового стиля открылась в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция «Симон Ушаков — царский изограф» готовилась почти 30 лет. Считалось, что творчество мастера ознаменовало упадок русской иконописи, но создатели выставки это утверждение опровергают.




Ушаков работал в XVII веке, который считается осенью русского Средневековья, периодом перехода к Новому времени, когда уже сложившаяся рафинированная традиция иконописи со следованием византийским образцам встретилась с западноевропейским влиянием, барочными этюдами и цветущей сложностью композиций. Именно Ушаков стал тем, кто исследовал новые художественные приемы, пройдя путь от знаменщика, по рисункам которого создавались изделия в Серебряной палате и мастерских золотого шитья, до ведущего мастера Оружейной палаты.



Авторы экспозиции знакомят зрителя не только о художественным стилем мастера, но и с его творческой биографией, неизвестной широкому зрителю: он был современником Рембрандта, при этом имя русского живописца публике знакомо гораздо меньше, чем произведения знаменитого голландца.



Ушаков происходил из дворянской семьи, первые навыки мастерства предположительно получил в частном порядке — вероятно, у придворных иконописцев. Главным художественным открытием мастера было так называемое «живоподобие» — система живописных приемов, которые помогали художнику передать объем, фактуру и цвет ликов. Иногда в качестве образцов Ушаков использовал гравюры европейских изданий — Евангелия Наталиса, Библии Борхта, Мериана и Сюхта. Они существенно преобразили русскую иконографию. Однако русского иконописца нельзя упрекнуть в чрезмерном заимствовании — он не подражал западным мастерам буквально, их стилистика портрета казалась ему слишком избыточной.

Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон, значительная часть которых представлена в экспозиции. Ее первый раздел посвящен ранним работам мастера, созданным в 1650-1660-е годы. Именно здесь заметен переход мастера от традиционной манеры к первым образцам «живоподобного» стиля. В их числе — первая икона Спаса Нерукотворного из церкви Троицы в Никитниках, написанная в 1661 году. К образу Спаса художник обращался впоследствии неоднократно. Здесь же представлена «Богоматерь Киккская» 1668 года из церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке.



Спас Нерукотворный 1661 года из церкви Троицы в Никитниках


Икона канонически воспринималась как портрет, но до середины XVII века портретная живопись была в России практически неизвестна. Творческие поиски Ушакова были направлены на выявление объема, создание индивидуализированных лиц, а также убедительное изображение аксессуаров, которые вызывали у современников восхищение «премудрым живописанием».

Ушаков создал узнаваемый физиогномический тип: лики на его иконах удлиненно-овальные, с крупными правильными чертами, с выступающими носами, имеющими горбинку. Белки глаз он покрывал белилами таким образом, что создавался объем глазного яблока, а у зрачков наносились белильные мазки-блики. Расширенный диапазон переходов от темного к светлому формировал объем ликов и фигур.



Архангел Михаил

Лучшие примеры произведений живописца представлены в разделе, посвященном тому периоду, когда Ушаков уже был главным мастером Оружейной палаты. Среди них — «Богоматерь Новоникитская» 1678 года из Верхоспасского собора в Московском Кремле и комплекс праздничных икон 1673 года из иконостаса церкви Покрова в Братцеве, написанных по заказу главы Оружейной палаты боярина Богдана Хитрово.

Ушаков воспитал многих учеников, верных творческим принципам своего наставника. Среди них Илья Филиппов, Михаил Милютин, Федот Ухтомский — их работы тоже представлены в экспозиции: «Благовещение» 1670-х годов, «Царь Царем» 1694 года и другие.



Значительную роль мастер сыграл в становлении нового для России вида изобразительного искусства — гравюры по металлу. На выставке можно увидеть работы Ушакова, выполненные с использованием этой техники: офорты «Семь смертных грехов» и «Отечество».

Экспозиция дополнена архивными документами, связанными с творчеством мастера, среди которых челобитные, написанные Ушаковым царю Алексею Михайловичу, росписи материалов, выписки из разрядных, окладных и приходно-расходных книг.

Выставка открыта до 10 января 2016 года


 
     Троица
Фотографии добавлены из различных источников интернета (Карина Короткова)
Автор
Анна Нехаева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе