На нескольких полотнах - дети художника. Вот сын, уснувший на стуле в костюме ворона, а вот маленькая дочь с огромным не по росту красным шаром, а за ней - взрослое застолье, на фоне которого она кажется потерянной и одинокой. Есть на работах и теща живописца («Бархатный сезон»), и бабушка за фортепьяно.
- Это бассейн, - рассказывает художник, показывая на головы людей, которыми усеяно ярко-голубое полотно. - Это вот мой сын, это моя жена. А тут вот просто головы кукол. Сейчас бы я такого, конечно, не написал, а тогда был человеком невоцерковленным, позволял себе такие вот вольности.
Вольностей на стенах, действительно, немало. А вот самые серьезные работы - иконы, которые Соколов начал писать несколько лет назад, с легкой руки настоятеля храма Параскевы Пятницы на Туговой горе, все в церквах да монастырях, причем, больше в Костромской епархии. Другие картины маслом - парадные портреты почетных граждан Ярославля можно увидеть в галерее славы в музее истории города. Приходилось писать ему и Анатолия Лисицына.
- Губернатор мне не позировал, - признается Сергей Николаевич. - Писал с фотографии.
- ЧТО: Выставка живописи и графики Сергея Соколова.
- ГДЕ: Центральный выставочный зал Ярославского союза художников, ул. Максимова, 15.
- КОГДА: 19 ноября - 7 декабря, с 10.00 до 17.00, выходной - вторник.
- ПОЧЕМ: Стоимость билета - 30 рублей.
КП-Ярославль
Родился 27.07.1956 г. в Кинешме Ивановской обл.
Окончил Ивановское художественное училище (1975), живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1984).
Член Союза художников России (1987). Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Германия, Франция) выставок.
Персональные выставки - Ярославль (1999, 2009).
Произведения находятся в собрании Ярославского художественного музея, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.
«Сергей Соколов – личность яркая и самобытная в современном искусстве. Его картины обращают на себя внимание прежде всего своеобразием художественной манеры и свежим, оригинальным взглядом на мир.
Он художник городской и живет в калейдоскопе впечатлений, в пространстве зрительных оговорок и каламбурной спутанности фрагментов. Точный, мастерский рисунок и открытый, интенсивный, откровенно условный цвет создают тот зазор, в котором странности жизни оборачиваются искусством – а искусство перетолковывает, присваивает их и переводит в свою систему.
Как художник Соколов принадлежит к академической школе со всеми присущими ей особенностями – четким, столетиями отшлифованным объемно-пластическим восприятием формы, продуманной композицией, точной и образной интерпретацией натуры. По окончании Ивановского художественного училища он продолжил образование в Ленинградском художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры имении И.Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств), в мастерской народного художника СССР Е.Е. Моисеенко.
Время его учебы в Ленинграде (1978-1984) было тем периодом, когда изменения вызревали и в самой жизни, а искусство, преодолевая идеологический диктат и иллюстративность, стремилось обрести творческую свободу, приобщаясь к современному художественному опыту. Потребность в более открытом и экспрессивном художественном языке ощутили и многие мастера академической школы, а учитель Соколова, Евсей Моисеенко, был знаковой фигурой этих перемен…
Соколов – художник интеллектуальный, и главная его сила – рисунок, - искусство, невозможное без осмысления и понимания формы. Рисунок не просто фиксирует форму – он выстраивает, собирает, концентрирует ее… Но не только в мастерском овладении материалом и инструментарием искусства видел свою цель молодой художник. Сергей мыслил себя не графиком или живописцем, а Художником. Его интересовали смысл и предназначение искусства и творчество как процесс трансформации реальных форм в символические формы искусства.
В то же время художнику кра1йне важно общение с натурой, именно в ней он находит вдохновение. И потому предрасположен к портрету – основному жанру в его творчестве. Портретность, документальная точность – это его принцип отношения к любой натуре, будь то природа, ситуация или отдельный предмет. И это позволяет ему легко переходить границы жанров, добиваясь наибольших успехов в композиционной картине.
Сергей Соколов – мастер композиции, и главное, что волнует его, - это построение пространства картины, взаимодействие отдельных элементов, поиски гармонии и цельности. Он принадлежит к тем художникам, которые остро чувствуют не только пластический, но и метафорический смысл каждой формы, мастерски обыгрывая их сопоставления и созвучия…
Художник почти не пишет пейзажей. Пейзаж виден в раскрытую дверь или в проеме окна, в люке иллюминатора или отражен в зеркале. У Соколова, так крепко привязанного к реальности, к натуре, отношения с окружающей действительностью все-таки сложные. При всей очевидности реальность остается для него чем-то непредсказуемым, загадочным и полна скрытой новизны…
Художник тренирует и зрителя, расставляя «ловушки» его вниманию. Назвать картину по незаметной детали, сделать акцент на второстепенном, соединить в композиции множество элементов, неравноправных в смысловом отношении, или смешать жанровые границы – вот его характерные приемы.
В творчестве художника сплавлены мягкая ироничность, интеллектуальная игра и непосредственное восхищение многообразием жизни. Особенно характерны в этом отношении его автопортреты. Соколов часто пишет себя, но остается при этом неуловим: его лицо теряется в отражении зеркал, скрыто в размеренной череде предметов натюрморта или сливается с пышной листвой комнатного цветка…
Необычные ракурсы, неожиданные сопоставления предметов, монтажные врезки и использование цитат из иных пластических систем – лубка, детского рисунка, фотографии, - «арсенал» Соколова неисчерпаем. Благодаря этому его творчество обретает новое свойство, оно открыто, разомкнуто и позволяет ощутить жизнь в широком контексте – и предметном, и социальном, и в соотношении с природной средой…»
Л.Л. Юрова, искусствовед