Ярославский иконописец устроил выставку сюрреализма

Ярославский иконописец устроил выставку сюрреализма

Именно три года назад Сергей Николаевич отмечал свое пятидесятилетие, но тогда от идеи выставки отказался. Так что нынешний вернисаж отвечает всем требованиям ретроспективной выставки. Тут можно увидеть и самые ранние работы, сделанные художником еще в очень нежном возрасте («Портрет деда»), и одни из последних пейзажей («Пруд в Карабихе»). Стоишь у этой работы, смотришь, и отходить не хочется - такая красота, просто кусочек земного рая!

А вот между этими работами - практически сплошной «сюр». Просто голова кругом идет, такое немыслимое нагромождение всевозможных деталей: бутылки, белье, куклы. Сюжетов - уйма, причем с автобиографическим уклоном. Тут есть и горы игрушек, и окно мастерской Мишеля Нури, которое поразило Сергея Николаевича во время путешествия по Франции, и просто водка на подоконнике, за которым плещется на ветру белье.  

На нескольких полотнах - дети художника. Вот сын, уснувший на стуле в костюме ворона, а вот маленькая дочь с огромным не по росту красным шаром, а за ней - взрослое застолье, на фоне которого она кажется потерянной и одинокой. Есть на работах и теща живописца («Бархатный сезон»), и бабушка за фортепьяно.

- Это бассейн, - рассказывает художник, показывая на головы людей, которыми усеяно ярко-голубое полотно. - Это вот мой сын, это моя жена. А тут вот просто головы кукол. Сейчас бы я такого, конечно, не написал, а тогда был человеком невоцерковленным, позволял себе такие вот вольности.

Вольностей на стенах, действительно, немало. А вот самые серьезные работы - иконы, которые Соколов начал писать несколько лет назад, с легкой руки настоятеля храма Параскевы Пятницы на Туговой горе, все в церквах да монастырях, причем, больше в Костромской епархии. Другие картины маслом - парадные портреты почетных граждан Ярославля можно увидеть в галерее славы в музее истории города. Приходилось писать ему и Анатолия Лисицына.

- Губернатор мне не позировал, - признается Сергей Николаевич. - Писал с фотографии.

  • ЧТО: Выставка живописи и графики Сергея Соколова.
  • ГДЕ: Центральный выставочный зал Ярославского союза художников, ул. Максимова, 15.
  • КОГДА: 19 ноября - 7 декабря, с 10.00 до 17.00, выходной - вторник.
  • ПОЧЕМ: Стоимость билета - 30 рублей.

КП-Ярославль

Родился 27.07.1956 г. в Кинешме Ивановской обл.
Окончил Ивановское художественное училище (1975), живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1984).
Член Союза художников России (1987). Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Германия, Франция) выставок.
Персональные выставки - Ярославль (1999, 2009).
Произведения находятся в собрании Ярославского художественного музея, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.
«Сергей Соколов – личность яркая и самобытная в современном искусстве. Его картины обращают на себя внимание прежде всего своеобразием художественной манеры и свежим, оригинальным взглядом на мир.
Он художник городской и живет в калейдоскопе впечатлений, в пространстве зрительных оговорок и каламбурной спутанности фрагментов. Точный, мастерский рисунок и открытый, интенсивный, откровенно условный цвет создают тот зазор, в котором странности жизни оборачиваются искусством – а искусство перетолковывает, присваивает их и переводит в свою систему.
Как художник Соколов принадлежит к академической школе со всеми присущими ей особенностями – четким, столетиями отшлифованным объемно-пластическим восприятием формы, продуманной композицией, точной и образной интерпретацией натуры. По окончании Ивановского художественного училища он продолжил образование в Ленинградском художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры имении И.Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств), в мастерской народного художника СССР Е.Е. Моисеенко.
Время его учебы в Ленинграде (1978-1984) было тем периодом, когда изменения вызревали и в самой жизни, а искусство, преодолевая идеологический диктат и иллюстративность, стремилось обрести творческую свободу, приобщаясь к современному художественному опыту. Потребность в более открытом и экспрессивном художественном языке ощутили и многие мастера академической школы, а учитель Соколова, Евсей Моисеенко, был знаковой фигурой этих перемен…
Соколов – художник интеллектуальный, и главная его сила – рисунок, - искусство, невозможное без осмысления и понимания формы. Рисунок не просто фиксирует форму – он выстраивает, собирает, концентрирует ее… Но не только в мастерском овладении материалом и инструментарием искусства видел свою цель молодой художник. Сергей мыслил себя не графиком или живописцем, а Художником. Его интересовали смысл и предназначение искусства и творчество как процесс трансформации реальных форм в символические формы искусства.
В то же время художнику кра1йне важно общение с натурой, именно в ней он находит вдохновение. И потому предрасположен к портрету – основному жанру в его творчестве. Портретность, документальная точность – это его принцип отношения к любой натуре, будь то природа, ситуация или отдельный предмет. И это позволяет ему легко переходить границы жанров, добиваясь наибольших успехов в композиционной картине.
Сергей Соколов – мастер композиции, и главное, что волнует его, - это построение пространства картины, взаимодействие отдельных элементов, поиски гармонии и цельности. Он принадлежит к тем художникам, которые остро чувствуют не только пластический, но и метафорический смысл каждой формы, мастерски обыгрывая их сопоставления и созвучия…
Художник почти не пишет пейзажей. Пейзаж виден в раскрытую дверь или в проеме окна, в люке иллюминатора или отражен в зеркале. У Соколова, так крепко привязанного к реальности, к натуре, отношения с окружающей действительностью все-таки сложные. При всей очевидности реальность остается для него чем-то непредсказуемым, загадочным и полна скрытой новизны…
Художник тренирует и зрителя, расставляя «ловушки» его вниманию. Назвать картину по незаметной детали, сделать акцент на второстепенном, соединить в композиции множество элементов, неравноправных в смысловом отношении, или смешать жанровые границы – вот его характерные приемы.
В творчестве художника сплавлены мягкая ироничность, интеллектуальная игра и непосредственное восхищение многообразием жизни. Особенно характерны в этом отношении его автопортреты. Соколов часто пишет себя, но остается при этом неуловим: его лицо теряется в отражении зеркал, скрыто в размеренной череде предметов натюрморта или сливается с пышной листвой комнатного цветка…
Необычные ракурсы, неожиданные сопоставления предметов, монтажные врезки и использование цитат из иных пластических систем – лубка, детского рисунка, фотографии, - «арсенал» Соколова неисчерпаем. Благодаря этому его творчество обретает новое свойство, оно открыто, разомкнуто и позволяет ощутить жизнь в широком контексте – и предметном, и социальном, и в соотношении с природной средой…»

Л.Л. Юрова, искусствовед

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе