Влиятельный Таможенник. Анри Руссо между старыми мастерами и авангардом

Выставка в Орсе подает знаменитого примитивиста вместе с другими гениями



Анри Руссо. Двуколка папаши Юнье. 1908.
Холст, масло. 92 х 129. / © RMN-Grand Palais (musée de l’Orangerie) / Franck Raux


Выставка в музее Орсе. " Таможенник Руссо. Архаическая невинность" сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844–1910) и его влиянии на искусство модернизма. Ее сокуратор Беатрис Аванци считает, что, хотя художник, будучи самоучкой, и совершал ошибки в своих картинах, часто он делал это преднамеренно. Кроме того, его самобытное искусство возникло вовсе не на пустом месте: Руссо обращался за темами и к старым мастерам. Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889–1890) из Национальной галереи в Праге — автопортрет художника с Сеной на заднем плане.
 Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр. Но представленный рядом "Портрет человека в красном головном уборе" (1490–1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции. Для выявления невидимых на первый взгляд связей примитива Руссо с классикой, а также влияния художника на современников на выставке помимо 40 картин самого Руссо представлена еще сотня работ разных авторов, как мало известных сегодня широкому зрителю, так и знаменитых – Жоржа Сёра, Робера Делоне, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Диего Риверы. Экспонаты — из музея Орсе и музея Оранжери в Париже, а также из других ведущих мировых институций, в том числе из ГМИИ им. А.С.Пушкина. Особенно заметное влияние на модернистов, по мнению кураторов, должны были оказать картины Руссо на тему джунглей и диких зверей, представленные в последней части экспозиции.

Среди них такие известные, как "Сон" (1910) из Музея современного искусства в Нью-Йорке и "Голодный лев, бросающийся на антилопу" (1898–1905) из Фонда Бейелера в Базеле. Эти фантастические сцены, вероятно, произвели неизгладимое впечатление на того же Пикассо или художников «Синего всадника», в частности на Алексея Явленского.



Анри Руссо. "Голодный лев, бросающийся на антилопу".



Витторе Карпаччо. "Портрет неизвестного в красном берете".



Анри Руссо. "Сон".

После Парижа (22 марта2016-17 июля 2016) выставка отправится в Национальную галерею в Праге (16 сентября — 15 января 2017).



Анри Руссо "Свадьба". 1904-05



Анри Руссо. "Война" - "Всадница раздора"

Автор
Мартин Бейли
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе