В Эрмитаже открылась выставка японского художника Шиниши Савада

В Государственном Эрмитаже открылась выставка японского художника-аутиста. Мир услышал имя Шиниши Савада после Венецианской биеннале в 2013 году.



В Петербург привезли пять работ художника. Это фантастические фигуры, которые похожи на персонажей древних японских легенд. Шиниши Савада свои скульптуры обжигает в земляной печи. Сам художник живет в специализированном интернате. В Эрмитаже говорят, что стараются поддерживать людей с особым видением мира.

    «Действительно нужно поддерживать людей, у которых особые потребности, сложности, помогать влиться в наш мир. Но еще нужно показывать их особый художественный мир. Это нужно всем, это развитие нашего эстетического кругозора», — отметил гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Выставка японского скульптора проходит в рамках международного симпозиума «Аутсайдер арт и инклюзивные практики в музее». Она будет открыта до 17 сентября.

Подробности

Государственный Эрмитаж открыл во вторник выставку произведений современного японского скульптора-аутиста Шиниши Савады и провел международный симпозиум «Аутсайдер арт и инклюзивные практики в музее», на котором обсуждалось, как искусство может помочь людям с особенностями развития.

    «Для многих людей с аутизмом искусство — единственный способ общения и возможность показать богатство своего внутреннего мира. Яркий пример — замечательный японский художник Шиниши Савада, выставка которого открылась сегодня в фойе Эрмитажного театра.

    Мы должны создать все условия для того, чтобы люди с особенностями развития могли самостоятельно посещать наш музей, участвовать в его работе, возможно, дать ему что-то новое и важное. И сегодняшний симпозиум, безусловно, поможет нам в реализации этих планов, ведь здесь представлены лучшие мировые практики», — сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на симпозиуме.

Он отметил, что Эрмитаж уже реализовал ряд программ по вовлечению людей с аутизмом в мир искусства. Музей разрабатывает программу интерактивных экскурсий и мастер-классов, проводит обучение работников музея общению с людьми с особенностями развития и планирует создать специальную студию для занятий с ними. Главная цель этой работы — социализации людей с особенностями в развитии через изобразительное искусство.

Художник Шиниши Савада проживает в интернате для людей с особенностями психического развития в городе Кусацу (Япония) и создает из глины выразительные скульптуры фантастических существ. Он не разговаривает, и его скульптуры — это основной способ общения с внешним миром. Работы Савады есть в ведущих собраниях искусства аутсайдеров в Швейцарии и Нидерландах, они также выставлялись в рамках Венецианской биеннале.

О творце

Шиниши родился в 1982 году в префектуре Сига, Япония. После нескольких лет обучения в специализированной школе его перевели в интернат в городе Кусацу, где у него было диагностировано расстройство аутистического спектра. В интернате он начал посещать гончарную мастерскую.

В 2001 году руководитель мастерской организовал для гончаров строительство небольшой хижины, расположенной в глуши, на расстоянии нескольких километров от основного здания. Именно здесь, в этом укромном уголке, в полной тишине, Шиниши Савада и создаёт свои скульптуры.

Он обжигает фигуры в большой земляной печи, которая разжигается лишь дважды в год, сообщает сайт Itartass-sib. Так его скульптуры приобретают естественный блеск и характерный красновато-коричневый оттенок – более светлых или темных тонов в зависимости от пламени. Затем он укладывает их на полки в своей самодельной мастерской, куда приходит тоже лишь два раза в неделю.

Его работы усеяны многочисленными шипами, придающими фигурам – демонам, чудищам или маскам? – замысловатую и вместе с тем пугающую красоту. Художник неторопливо изготавливает каждый шип и один за другим покрывает ими туловища своих скульптур.



До сих пор неясно, следует ли Савада за неким уже сложившимся образом в своем сознании, но то, как он работает – спокойно и размеренно, без промедлений – говорит о том, что он ясно представляет, как должно выглядеть его произведение в завершённом виде. Даже крупные скульптуры ему удаются всего за четыре-пять дней.

Возможно, его работы являются отсылками к древним цивилизациям, например, культуре Дземон. Возможно, эти фантастические фигуры – плод личной мифологии, вдохновленной персонажами древних японских легенд: зверями, привидениями, духами. Его творчество перекликается с масками театра Но, героями манги и искусством африканских племен.

Работы Шиниши Савада были представлены на выставках «Японский Ар брют» (“Art Brut du Japon”, 2009), «Незримая красота, искусство японских аутсайдеров» (“Hidden Beauty, Outsider art from Japan”, 2012, Музей разума “Dolhuys”, Нидерланды), «Соузоу» (“Souzou”, 2013, музей “Wellcome Collection”, Лондон), «Энциклопедический дворец» (“The encyclopedic Palace”, 2013, Венецианская биеннале), Боннефантенмузеум (2014, Маастрихт, Нидерланды) и «Япония» – выставке по случаю открытия Музея аутсайдер арт в Выставочном центре «Эрмитаж–Амстердам» (“Japan”, 2016).

Его работы входят в собрание музея «Dolhuys», Нидерланды, а также выставлены в Музее аутсайдер арт в Выставочном центре «Эрмитаж–Амстердам» и Музее Ар брют в Лозанне, Швейцария.

Выставка проходит в рамках Международного симпозиума «Аутсайдер арт и инклюзивные практики в музее» и организована при поддержке ООО «Объединённые Пивоварни Хейнекен».



Фото: PixaBay
Автор
Соломия Корнеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе