Тарелку спрятал Врубель. Дракон Кандинского был найден век спустя

Кустодиев, Врубель, Кандинский... Кажется, что эти художники изучены полностью, и места для открытий почти не осталось. Но время таит свои сюрпризы. В небольших магазинах можно вдруг отыскать акварельные наброски Сурикова, а от экспертов придет весть о том, что расписанная тарелка принадлежит кисти Врубеля.
Русские Венеры, купцы и купчихи, широкие ярмарки и деревенские гулянья — сюжеты полотен Бориса Кустодиева узнаваемы и широко известны. Однако немногие ценители живописи знают, что писал художник и натюрморты. Постановочные, когда приходилось после серьезной операции подолгу сидеть в инвалидном кресле.



Директор научно-исследовательской независимой экспертизы имени Третьякова Александр Чвала держит в руках натюрморт Бориса Кустодиева. Обнаруженное полотно было приклеено на картонку. Теперь оно — в золоченой раме
Фото: Павел Волков

Незамысловатый букет — будто только что принесенный с полей. Скатерть, фужер. Желтый, фиолетовый, белый и красный цвета.

— Картина датируется 1918 годом — временем, когда Борис Кустодиев был прикован к постели, — говорит директор научно-исследовательской независимой экспертизы имени Третьякова Александр Чвала. — Обнаружили полотно случайно. Примечательно, что картина была наклеена на картонку — папку с репродукцией Васнецова.

Подпись к тому моменту, когда полотно попало в руки экспертов, практически отсутствовала. Определяли принадлежность кисти автора по рентгеновским снимкам.

— Только в инфракрасных лучах обнаружили остатки подписи Кустодиева, — продолжает Александр Чвала.

В последние годы подобных сюрпризов для экспертов остается все меньше. Но тем ценнее находки. 27 октября директор научно-исследовательской независимой экспертизы отдал на оформление керамическое блюдо, расписанное Михаилом Врубелем.

— Нам пришлось очень долго определять подлинность этого предмета, — отмечает Александр Чвала. — Мы выяснили, что в конце XIX века у Саввы Мамонтова в Абрамцеве по средам собирались художники. В эти дни они занимались керамикой.

Эксперты установили, что именно в 1889 году Михаил Врубель экспериментировал с различными техниками.

Расписывать тарелки нравилось и Исааку Левитану. Однако до наших дней «дожил» только один экземпляр. Об увлечении Врубеля эксперты до определенного момента даже не догадывались. В этом и была сложность — доказать подлинность керамического блюда с изображением. Несмотря на наличие подписи проверять пришлось долго. На изучение писем художника, поиске упоминаний в архивах, у специалистов ушло более двух с половиной лет.

— На предмете маслом и акварелью изображен рыцарь, — рассказывает Чвала, добавляя, что зарисовка, по всей видимости, была приурочена к театральным постановкам Саввы Мамонтова. — Как раз в тот период на сцене ставили «Каменного гостя».

Эксперты сожалеют — Михаил Врубель многие свои наброски и эскизы уничтожал, а часть других, в первую очередь акварельные рисунки, подписывал крайне редко.

— Рисовал Врубель даже на салфетках, чтобы, к примеру, расплатиться в ресторанах, — говорит Чвала. — У художника иногда даже не было двух-трех лишних рублей в кармане. Зато впоследствии его работы оценивались очень дорого. После того, как к Врубелю пришла известность, за любой клочок бумаги с его рисунком коллекционеры готовы были отдавать сотни рублей. Огромные суммы по тем временам.



«Дракон» Василия Кандинского. Мифологический сюжет на пожелтевшей бумаге эксперты относят к мюнхенскому периоду творчества художника
Фото - Павел Волков

«Удивил» экспертов и Василий Кандинский. Совсем недавно был обнаружен акварельный рисунок художника. На пожелтевшей бумаге изображен дракон, тянущий за собой черные тучи. В углу — буква «К» в треугольнике. Сомнений нет — произведение имеет музейное значение.

— Не так часто, но открываются неизвестные вещи вроде бы изученных художников, — говорит директор научно-исследовательской независимой экспертизы. — Иногда они проходят через руки дилеров либо их находят меценаты на западных аукционах. Как-то неожиданно обнаружили акварельный рисунок. Продавцы в одном из самых обычных магазинов просили минимальные деньги. Как оказалось позже, эта работа принадлежит кисти Василия Сурикова.

Цена рисунка возросла в сорок раз. Конечно, такая удача — огромная редкость. Как, собственно, и полотна, наброски, эскизы к постановкам давно признанных мэтров.

— Открывались нам Александр Шевченко, Василий Голынский, Андрей Рябушкин, совсем неожиданно подтверждали подлинность этюда Аполлинария Васнецова и полотна Николая Крымова. Уверен, открытия еще будут, — резюмирует Чвала.
Автор
Василиса Чернявская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе