Святочная фотослужба

Проект Михаила Розанова на "Винзаводе"

В центре современного искусства "Винзавод" открылась выставка фотографа Михаила Розанова "Служение". Современное искусство на службе православия не вдохновило АННУ ТОЛСТОВУ. 

Проект Михаила Розанова, фотографа стильного и модного, круга "Новой академии" Тимура Новикова и галереи "Айдан", обратившегося, подобно многим "тимуровцам", к "новой серьезности", посвящен земному служению Христа — от Крещения до Вознесения. Святочная неделя подходит для столь благочестивой выставки и по мирским соображениям: Москва еще не вышла из рождественской спячки, вернисажей нет, а посему можно заполучить и огромный "винзаводский" Цех Белого под камерную экспозицию и всех модников арт-тусовки на открытие. "Служение" вообще сделано весьма грамотно. Ввиду нынешнего государственного поворота к православию, можно сказать, политически грамотно. 
В прошлом году Михаил Розанов отправился в Святую землю снимать места, где разворачивались евангельские события. Галилейское море, река Иордан, синагога в Капернауме, гора Фавор, гора Елеонская, Львиные врата, стены Храма, Гефсиманский сад, Via Dolorosa и стояния Крестного пути — все это запечатлено на больших черно-белых фотографиях, которые сопровождаются цитатами из евангелий и "Библейской энциклопедии" архимандрита Никифора, выполненными неким манерным каллиграфом. 

Этот иллюстрированный путеводитель по местам проповеди и страстей Христовых не имеет ничего общего с туристическими проспектами: снимки сдержанные и многозначительные, отсылающие к архитектурной съемке начала XX века, иногда напоминающие Пола Стрэнда. В основном статичные фронтальные кадры, разве что изредка появится ракурс снизу — из прежнего, светского архитектурного фотографа-неоакадемика, воспевавшего красоты неоклассического Петербурга и индустриальной Москвы в неоконструктивистских одах. Пейзажи "Служения" составлены из первоэлементов, очищенных от сиюминутных подробностей: вода, земля, неподвижные ветви олив, древние камни — все здесь должно говорить о вневременности и вечности. Кажется, Михаил Розанов пошел путем прерафаэлита Холмана Ханта и передвижника Поленова, ездивших в Палестину в надежде, что сохранившийся там дух Священной истории возвысит их натуралистическую живопись. Паломничество в евангельские пределы сделало и без того минималистскую розановскую фотографию еще более минималистской, совсем отказавшейся от искусства — вполне в русле старинной фотографической мифологии, провозглашавшей светопись делом божественным в силу самой природы фотопроцесса, где свет играет главенствующую роль. Только вместо пикториалистских "светописных" приемов у Михаила Розанова — лезущее зерно фотографий, разогнанных до формата 100х120 см. Наверное, предполагалось, что из межзерновых пустот на зрителя польется Фаворский свет. Но оттуда сияет лишь холодная конъюнктурность.

Анна Толстова

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе