Сенсационную выставку «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» представляет Еврейский музей

Главная идея кураторов выставки — рассказать о Союзе молодежи как о революционном явлении русского искусства и оценить его влияние на последующие течения авангарда





Елена Гуро. «Женщина в платке» («Скандинавская царевна»). 1910. Фото: Государственный Русский музей

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914», рассказывающая о первом в России официально зарегистрированном объединении художников-новаторов, среди участников которого были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов и многие другие представители русского авангарда, не столь известные публике.
 Летом этого года грандиозная экспозиция Союза молодежи в Государственном Русском музее стала настоящей сенсацией, а теперь она приезжает в Москву, хотя и в сокращенном виде. Общество художников «Союз молодежи» (в ранних записях именовалось также «Товарищество художников») возникло в Петербурге в конце 1909 года по инициативе художника Михаила Матюшина и мецената, знатока театра Левкия Жевержеева. Секретарем общества был Иосиф Школьник, первым председателем стал Эдуард Спандиков, а в январе 1913 года его сменил Жевержеев; деятельными его участниками были Ростислав Воинов, Владимир Марков (В.И.Матвей) и Савелий Шлейфер. Кстати, слово «молодежь» в названии не случайно: это действительно было объединение 20-летних.


Ольга Розанова. «В кафе». 1912-13. Фото: Государственный Русский музей

Зимой 1909–1910 годов новое объединение решает вопросы об аренде мастерской, организации фонда и выставки, формировании устава. Официальная регистрация Союза молодежи состоялась 16 февраля 1910 года после утверждения устава общества со следующими целями: «ознакомление… с современными течениями в искусстве, развитие… эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью». Регулярную выставочную деятельность Союз молодежи вел до 1914 года, но в разных составах и с перерывами просуществовал до 1919 года. Неизменным оставался основной принцип союза — открытость новым воззрениям, людям и течениям. В результате символизм, неопримитивизм, кубизм и футуризм мирно сосуществовали на его выставках.

В деятельности Союза молодежи приняли участие свыше 80 художников, среди них Натан Альтман, Юрий Анненков, Варвара Бубнова, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Надежда Лермонтова, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Петр Митурич, Иван Пуни, Владимир Татлин, Николай Тырса, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Павел Филонов, Марк Шагал, Александра Экстер.


Иосиф Школьник. «Натюрморт с вазами». 1912 (?). Фото: Государственный Русский музей

Пожалуй, самый важный вклад союза в развитие авангардного искусства в России (разумеется, кроме того, что основатели общества были первопроходцами) в том, что его деятельность способствовала консолидации художественных сил двух столиц. Кроме выставок общество занималось издательской деятельностью и театральными постановками. Но главное, что на выставочной площадке в Петербурге, предоставленной Союзом молодежи, были показаны молодые авангардисты во всем многообразии творческого поиска. Были и совместные акции москвичей и петербуржцев. Так, весной 1912 года в Москве состоялась сборная выставка участников Союза молодежи и объединения Михаила Ларионова «Ослиный хвост», а в начале 1913‑го появилось московское отделение союза, которое возглавил Казимир Малевич.

Казначей Левкий Жевержеев

Едва ли не за каждым громким проектом в истории художественных объединений в России рубежа XIX–ХХ веков стоит поддержка частного капитала. Издание журнала «Мир искусства» стало возможным благодаря финансовой помощи Саввы Мамонтова и княгини Марии Тенишевой; идейным вдохновителем и меценатом группы «Голубая роза» и символистского журнала «Золотое руно» был представитель финансово-промышленной династии Николай Рябушинский. Активная выставочная и издательская деятельность, проведение диспутов и даже театральные постановки Союза молодежи также были бы невозможны без участия Левкия Жевержеева.


Святослав Нагубников. «Петербург» («Андреевский собор»). 1910-е. Фото: Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Он не только обеспечил материальную сторону дела (мастерская, материалы и прочее), но и принял активное участие в формировании идеологии союза, став его учредителем, казначеем и на определенном этапе председателем.
Сын богатого купца, поставщика церковных тканей и облачения, коллекционер и антиквар, а также большой любитель театра — так можно описать род занятий и круг интересов Жевержеева. Благодаря ему Союзу молодежи удалось устроить семь выставок: пять в Петербурге и две выездные — в Риге (1910) и в Москве (1912). Членам общества выдавались так называемые субсидии (никогда не возвращавшие­ся) и безвозвратные ссуды, иногородним экспонентам оплачивалась доставка произведений в Петербург, приглашенные участники диспутов и театральных постановок были на полном обеспечении общества, финансировавшего проезд, проживание, материалы и диапозитивы. Обязательным был гонорар лекторам, авторам сборников и спектаклей. Кроме того, Жевержеев предоставил в распоряжение общества Троицкий театр миниатюр, незадолго до того выстроенный им на участке, примыкавшем к его дому. Здесь проводились знаменитые диспуты, а также


Казимир Малевич. «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна». 1913. Фото: Государственный Русский музей

было реализовано несколько театральных постановок. Важно, что Жевержеев не только спонсор общества — оказались востребованными и его организаторские способности, и амбиции театрального импресарио. Жевержеев вовлек художников Союза молодежи в создание театральных постановок. Первым таким новаторским проектом было «Хоромное действие» (художественное оформление Александра Гауша, Михаила Ле-Дантю, Евгения Сагайдачного, Эдуарда Спандикова, Иосифа Школьника).

Впрочем, именно спектакли, после которых начались разногласия Жевержеева с их участниками, стали последним проектом Союза молодежи, распавшегося в начале 1914 года.


Давид Бурлюк. «Мост» («Пейзаж с четырех точек зрения»). 1911. Фото: Государственный Русский музей

«Победа над Солнцем»


Знаменитое явление художественного и театрального авангарда — футуристическая опера-буфф «Победа над Солнцем» (1913) тоже вышла из недр Союза молодежи. Автор постановки — в соавторстве с Алексеем Крученых — Михаил Матюшин написал также музыку (он был не только живописцем, но и профессиональным дирижером и скрипачом), а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. В декорациях зрители впервые увидели его «Черный квадрат». В декабре 1913 года на сцена арендованного Союзом молодежи театра «Луна-парк» в сценографии членов общества — Малевича, Школьника и Филонова — были осуществлены новаторские постановки Первого в мире театра футуристов: «Владимир Маяковский» (при участии автора, исполнившего главную роль, и в оформлении Ольги Розановой, Павла Филонова, Иосифа Школьника) и «Победа над Солнцем».


Александр Шевченко. «Портрет женщины в зеленом платье». 1913. Фото: Государственный Русский музей

Пропаганда нового искусства


В сотрудничестве с поэтами-футуристами Союз молодежи провел в Троицком театре в 1912–1913 годах серию из шести диспутов. Стоит ли говорить, что диспуты с участием братьев Бурлюков, Малевича и Маяковского проходили в заполненном до отказа зале, почти всегда заканчивались скандалом и получили бурный отклик аудитории и прессы. На выступлениях зачитывали выдержки из манифеста Союза молодежи, написанного Ольгой Розановой: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово „устой“, ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени».


Павел Филонов. «Пир королей». 1913. Фото: Государственный Русский музей

В апреле 1912-го Союз молодежи начал выпускать первое в России периодическое издание, посвященное современному искусству, — одноименный сборник «Союз молодежи». Общий тираж вышедших в 1912–1913 годах трех номеров составил 1,5 тыс. экземпляров. В них были напечатаны основополагающие статьи Маркова (В.И.Матвея) «Принципы нового искусства», Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания», а также тексты из современных европейских каталогов, переведенные на русский язык силами Союза молодежи.



Владимир Бурлюк. «Весна». Начало 1910-х. Фото: Государственный Русский музей

Фонд 121


Русский музей располагает наиболее представительным собранием произведений художников — членов и экспонентов Союза молодежи. Документы общества, находившиеся у Спандикова и Жевержеева, сохранялись ими, вопреки изменившейся художественно-политической ситуации, на протяжении всех 1920-х годов, а затем были переданы в Русский музей и ныне находятся в отделе рукописей, образовав фонд Союза молодежи — Ф. 121.

Еврейский музей и центр толерантности
Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914
24 октября 2019 – 19 января 2020
Автор
Анна Савицкая
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе