Рецепт обновления

В Женеве прошел салон современного искусства


Женева по праву славится престижными международными выставками. И лишь женевский салон современного искусства пока не может похвастаться устойчивым успехом, несмотря на усилия организаторов и наличие таких благоприятных предпосылок, как развитая инфраструктура, картинные галереи и музеи, широкая сеть финансовых и страховых учреждений, свободная таможенная зона «Порто франко», высокая безопасность и др.



Уже в 2009 году стало очевидно, что постепенно угасавший женевский салон Euroart требует кардинальных преобразований. Тогда новое руководство провело ряд реформ и даже сменило название на Artbygeneve, под которым он прошел в 2010 и 2011 годах, но по-прежнему без особого коммерческого успеха. Посетителей приходило много, но вызвано это было тем, что одновременно в смежных павильонах выставочного комплекса Palexpo проходили такие массовые мероприятия, как салон книг и прессы и салон студентов и образования. При этом все три салона использовали единый входной билет и всячески подчеркивали якобы существующую между ними тесную связь и синергию.


Однако галеристы, художники и арт-дилеры не были удовлетворены такой ситуацией. Они считали, что массовый наплыв посетителей превращает салон в обычную выставку, отпугивает настоящих коммерсантов и коллекционеров, а также вызывает беспокойство за сохранность ценных экспонатов.


В результате в очередной раз сменившееся руководство решило отделиться от салонов книг и студентов, отгородившись от них плотной стеной и введя собственный входной билет, а также проверку сумок при входе и выходе. Было объявлено, что с 2013 года сроки проведения салона переносятся на конец января, в том числе в расчете на богатых туристов с горнолыжных курортов в Альпах.


А пока в салоне со слегка измененным названием Artgeneve-2012 приняли участие 33 галереи: 25 из Швейцарии, 4 из Франции, 3 из Германии и 1 из Великобритании. Особо следует отметить участие галереи Gagosian. Ее калифорнийский владелец Ларри Гагосян, один из самых крупных арт-дилеров современного искусства, лишь недавно открыл свое отделение в Женеве. На салоне он выставил лишь одно, но весьма впечатляющее произведение Джона Чемберлена, умершего в прошлом году и удостоенного посмертной ретроспективной выставки в нью-йоркском музее Гуггенхайма.


Эта скульптура внушительных размеров (220х140х135 см) была выполнена Чемберленом в 2008 году и названа им ACEDIDDLEY в честь известного чикагского джазмена Бо Диддли и выпускавшей его диски фирмы АСЕ Records. Экспонат представляет собой типичное для автора нагромождение спрессованных и сваренных между собой кусков американских легковых автомобилей 50-х годов. Внутренняя напряженность и динамизм скульптуры заставляют вспомнить принятое определение творений Чемберлена как абстрактной экспрессионистской живописи в трех измерениях.


Наиболее обширная и разнообразная экспозиция была представлена на салоне женевской галереей Fine Art, возглавляемой быстро прогрессирующим торговцем предметами современного искусства Джонатаном Лахьяни. На стене при входе в павильон он выставил монументальное (12х9 м) полотно Сальватора Дали «Треугольная шляпа», задуманное как декорация для одноименного балета, поставленного в Нью-Йорке в 1949 году. Интересно, что Дали работал над картиной в нью-йоркской Студии театральных декораций, принадлежавшей Евгению Дункелю – художнику-авангардисту, эмигрировавшему из России. В 1931–1980 годах эта студия выполняла заказы на декорации для Ballet Russe de Monte Carlo, Metropolitain Opera и многих бродвейских спектаклей.


На основном стенде галерея представила полотна таких классиков, как Ренуар, Синьяк, Дюбюфэ, Леже, Ланской. Кроме того, на отдельном стенде проходило Solo Show русской художницы Наташи Ивановой, показавшей четыре больших полотна символического содержания. Среди них особенно выделялась работа «Видение Святого Юбертуса» с завораживающим изображением оленя в сказочном лесу. Особым вниманием русских посетителей, неожиданно оказавшихся в большом числе в день открытия салона, пользовалась работа Ивановой «Медсестры». На картине, как на памятной фотографии, изображены построенные в несколько рядов 52 молодые женщины в белых халатах и косынках. И хотя лица выписаны лаконично, зрителю открывается индивидуальный характер и мир каждого персонажа и даже будущая судьба. Наташа Иванова, окончившая Школу изобразительных искусств при Академии художеств в Санкт-Петербурге и Парижскую академию искусств, недавно переехала из Парижа в Женеву, где готовится к очередной персональной выставке.


Женевская галерея Bertrand & Gruner выставила работы четырех молодых художников, ищущих новые пути в фигуративной живописи. Для каталога салона галерея выбрала картину выходца из СССР Сэма Каприелова под названием «Комиссия». Выполненная пастелью по дереву картина сюрреалистически объединяет образы Америки 50-х годов и недавнего советского прошлого, остро передавая тревожную атмосферу, обычно возникающую при всякого рода комиссиях и проверках.


На стендах ряда других галерей наряду с авангардными произведениями попадались работы классиков, в том числе Пикассо, Дали, Гогена, Матисса, Леже, Миро. На этом фоне довольно курьезно выглядели скульптурные композиции из конского волоса, выполненные в конце 80-х годов Пьереттой Блох и выставленные женевской галереей Rosa Turetsky.


Помимо картинных галерей для участия в салоне были приглашены несколько известных организаций и институтов, связанных с миром современного искусства. Так, женевская Высшая школа искусства и дизайна выставила ряд оригинальных проектов, смело экспериментирующих с формами художественных изданий, оформлением выставок, изготовлением репродукций. Большой интерес посетителей вызывал стенд Экспертного института изобразительного искусства (ЭИИИ), возглавляемого директором Фонда Петра Кончаловского Александром Коновым. Этот институт был создан в 2010 году и занимается научными исследованиями предметов живописи на базе своей лаборатории в Женеве. На салоне специалисты ЭИИИ проводили ежедневные семинары на темы: современные методы исследования подлинности подписей художников, определение «возраста» пигментов, использование инфракрасной рефлектографии и радиографии для выявления нижних слоев красок на полотнах и др.


Как увлекательный детектив воспринималась информация о том, как с помощью самого современного оборудования на приписываемой Альберту Марке (Albert Marquet) картине «Обнаженная» 1912 года под верхним слоем красок был обнаружен эскиз трактора модели 30-х годов. В связи с распространением все более искусных подделок живописи известных мастеров участие ЭИИИ в салоне способствовало, как полагают, повышению его престижа.


Результаты салона Artgeneve-2012 оцениваются в целом как довольно скромные. Специалисты считают, что для создания салона международного класса и нового центра активной торговли предметами искусства может понадобиться не три-четыре года, как предполагалось ранее, а скорее восемь или даже десять лет. Поживем – увидим.

Сергей Сафронов, Женева

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе