Продажные ценности

"Антикварный рынок возвращается к вечным ценностям. Если это мировое искусство - то старые мастера, если русское - то классика", - уверена директор и совладелица Дома MacDougall`s Екатерина МакДугалл 

Как раз в эти дни в Лондоне проходит так называемая "Русская аукционная неделя". Ведущие дома признанной мировой столицы антикварной торговли устраивают серию торгов, посвященных исключительно искусству нашей родины. Вот уже лет десять как такие недели стали регулярными. Дважды в год - на переломе весна-лето и осень-зима в столице Великобритании появляется все лучшее и самое дорогое русское искусство, которое по всему миру по крупицам - а сейчас и в условиях жестокой конкуренции - собирается представителями крупнейших и старейших аукционных домов - Bonham`s, Christie`s, Sotheby`s. Пять лет назад к китам аукционного бизнеса неожиданно присоединился новичок, названный по фамилии создателей - аукционный дом MacDougall`s. И уже сейчас по объемам продаж русского искусства они выходят на второе место в мире. С директором и совладелицей MacDougall`s Екатериной МакДугалл "Итоги" поговорили о сегодняшнем состоянии мирового рынка русского искусства.


- В аукционном бизнесе есть такое понятие - "топ-лот". Самый обычно дорогой предмет, козырь, обладающий к тому же хорошим происхождением - "провенансом". Выставлено ли что-то подобное на нынешней "Русской неделе"?

- На торгах мы выставляем роскошную работу Зинаиды Серебряковой. Между прочим, Серебрякова стала входить в орбиту интересов русских коллекционеров - и цены на нее стали расти - только с конца 90-х годов. Помните, знаменитая выставка в русском посольстве в Париже в 1995 году? Кстати, все показанное на выставке было предложено правительству России. Тогда это никого не заинтересовало. И всего-то с этой выставки было продано пять работ в частные коллекции. Так вот, самая дорогая картина всех русских аукционов этой осени - это именно наша "Обнаженная" Серебряковой, оцененная сейчас в 1-1,5 миллиона фунтов стерлингов. Она выставлялась как раз на той самой выставке и была продана тогда в частную коллекцию. Висела на стене во Франции все эти годы, пока мне в один из своих приездов не удалось "заманить" ее на наш аукцион.

- Конкуренты козни не строили?

- Борьба между аукционными домами в этом сезоне была особенно жесткой. Хотя, на мой взгляд, боролись все исключительно честно.

- Помнится, как год назад, на прошлой осенней "Русской неделе", все реальные покупатели говорили: "Мы знали, что будет плохо. Но чтобы вот так..."

- Пошло падение в пропасть. Да и зима была тяжелая. Хотя мне кажется, что во время кризиса сильные стали сильнее. На самом деле кризис дает огромные возможности для развития. Это и наличие хороших специалистов - недорого. И то, что аукционные дома идут на страшный прессинг цен. Вот, к примеру, человек купил когда-то работу, скажем, за 1000 долларов. Сегодня ему предлагают за нее 500 - конечно, он воздержится. А если ему предложить, скажем, 800, вполне возможно, что такой вариант его устроит.

- Есть известная байка: коллекционер - это тот, кто собирает то, что смог купить. Галерист - это тот, кто собирает то, что не смог продать. Ну а кто же тогда аукционист?

- Думаю, аукционист - просто человек очень азартный. В этом смысле можно считать, что история нашего аукционного дома начиналась еще с моего прадеда. Который был необыкновенно увлекающимся человеком. Играл на скачках. И много покупал на аукционах. Особенно на тех аукционах-распродажах после революции, где продавались вещи царской семьи. Родители мои тоже были собирателями. Уильям (муж Катерины и совладелец Дома MacDougall`s. - "Итоги") - на четверть русский. Дед его служил скрипачом в Большом театре. В коллекции их семьи есть и работы Гончаровой, и портреты Яковлева. На момент возникновения аукционного дома MacDougall`s мы с мужем уже были коллекционерами с 10-летним стажем. И по наивной простоте считали, что разбираемся в этом бизнесе.

- Помните свое первое приобретение?

- Это было масло Судейкина "Испанка"- мы, помнится, купили картину за 700 фунтов стерлингов. Хотя и бились тогда за картину Сомова, которая в результате ушла за целых 25 тысяч фунтов. В начале 90-х - я тогда как раз переехала в Лондон - это казалось невероятной суммой. Основа нашей коллекции закладывалась, когда русское искусство было все же еще не слишком востребовано. Тогда в мире проводилось всего три аукциона русского искусства в год.

- Теперь они проходят даже целыми сериями. Но вы из моноориентированного дома русского искусства постепенно перерождаетесь в диверсифицированный международный. Как вы решились замахнуться на так называемых старых мастеров - западноевропейское искусство до XVIII века?

- Действительно, будущим летом мы устраиваем аукцион старых мастеров. История с этой коллекцией началась, когда один из сотрудников сказал мне, что пришел некий граф. Хочет поговорить. Я спросила: "Ну и какие там у него картины?" - "Ранний Кончаловский, трехметровый Маковский, Судейкин…" Таких неизвестных коллекций просто не бывает. "Гоните графа!" А сотрудник в ответ: "Но он одет в костюм ручного пошива!" Я ему: "Все равно гоните". Граф ушел, но оставил диск с картинами. Я между делом вставляю его в компьютер, и передо мной на экране выплывает невероятный Маковский. Ничего дальше уже не смотрю, кричу: "Верните графа!" В результате самые крупные наши продажи последних аукционов происходят как раз из этого собрания: и подборка рисунков Сомова, и рекордный Кончаловский ("Мальвы" ушли за 2 миллиона долларов), и тот самый трехметровый Маковский ("Убийство Лжедмитрия" осенью 2007-го было продано за 2,01 миллиона долларов). Как выяснилось, семья графа русское искусство собирала постольку-поскольку. Зато на протяжении последних 50 лет коллекционировала старых мастеров. Так нам потихонечку начали отправлять... контейнеры с их картинами. Уже целый год этим занимаемся.

- Надеетесь на успех?

- Сегодня уже совершенно очевидно, что рынок преодолел очередной виток. Мы находимся на пороге нового этапа, как бы пафосно это ни звучало. И на этом, если хотите, посткризисном этапе все возвращается к вечным ценностям. Если это русское искусство, то - классика, если мировое - то старые мастера.

- А повлиял ли кризис на потенциальных покупателей искусства?

- Вообще их состав очень сильно поменялся. Многие ушли. Появился новый класс покупателей - в основном из России и Украины. Даже из Грузии. Причем часто это действительно совсем неофиты в аукционных покупках. В том смысле, что пока боятся участвовать в аукционах. Может, поэтому у нас особенно в прошлом году был очень велик процент так называемых private sales - частных покупок.

Очень модна сейчас казахская тема. Я знаю, что наши конкуренты ездят в Казахстан большими делегациями. Тем не менее я очень скептически отношусь к потенциалу этого рынка. Тут можно допустить классическую ошибку. Она заключается в том, что, казалось бы, если у человека много денег, то он будет покупать искусство. А одно с другим не связано. Он может покупать самолеты, арабских скакунов, китайские вазы. Но это совсем не значит, что он будет покупать искусство, в частности - русское. Зато у русских и украинцев с их общими культурными корнями безумный интерес к русской живописи остается неизменен. Дмитрий Буткевич

Дмитрий Буткевич  

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе