Поход в музей

Бывает, нахлынет такое настроение, когда почему-то тянет пойти в музей. Обычно это случается ненастной осенью или скучной и холодной зимой. И вот ты снова оказываешься в тиши залов, где не спеша можешь рассматривать экспонаты, подолгу стоять у картин, знакомых тебе едва ли не с детства. У нас в городских
музеях много интересных, а порой и удивительных исторических и художественных коллекций.

Сравнивая ярославские музеи с их «братьями по духу» из других провинциальных городов, где довелось побывать, понимаешь, какие же замечательные наши экспозиции и как богаты они собраниями старинных икон и художественными картинами великих живописцев!


В залах художественного музея любуешься работами кисти Айвазовского, Шишкина, Брюллова, Саврасова, Маков­ского, Васнецова, Поленова, Кустодиева, Рериха. Одно лишь перечисление имён авторов многое говорит об уровне экспозиции музея. Их полотна – реалистическое искусство прошлого с его тонкой передачей состояния природы и человека, мастерское владение кистью, раскрывающее поразительные возможности красок в руках художника. Смотришь на картины, как на прошедший этап развития живописи, не пытаясь найти в них образец для сегодняшнего подражания.

У картин великого Константина Коровина, который и сегодня по-настоящему современен, хочется задержаться надолго. Ради одного Коровина можно приходить в музей и, постояв у его полотен, унести с собой яркий свет, необыкновенный колорит, поэтическое настроение. Восторг и вдохновение – это именно то, что происходит в душе. Большинство произведений Коровина попали в наш музей из Франции. Может быть, это картины как раз из тех, что на чужбине писал и продавал Коровин, проматывая деньги со своим другом Фёдором Шаляпиным. Задумчиво рассматривая картины, вспоминаешь и дачу Кон­стантина Коровина в ярослав­ской деревне Охотино, построенную по его собственному проекту. Просто замечательно, что дача сохранилась, удивляя нас своей скромностью и той гармонией, с которой она вписалась в русскую деревню.

Как-то в книге «Ярославль» 1985 года издания я увидел небольшую репродукцию картины «Встреча друзей» работы художника Александра Самохвалова (1894 – 1971), принадлежащую художественному музею. Однако в экспозиции эта картина не выставлялась. Репродукция так мне запомнилась, что я часто раскрывал дома книгу и подолгу её рассматривал. Картина стояла у меня перед глазами, и меня иногда снова тянуло взглянуть на неё. Это продолжалось несколько лет, но однажды мне необыкновенно повезло, и я попал в запасники художественного музея, где попросил хранителя показать мне картину «Встреча друзей». Буквально через минуту она оказалась у меня в руках, так быстро, как будто картина ждала, когда о ней вспомнят. Небольшой формат, этюдное исполнение, а на меня пахнуло светом и теплом. Этот этюд до сих пор видели немногие, и поэтому мне хочется поделиться своими ощущениями от картины.

После войны, после Победы в ресторане встретились друзья, ещё не снявшие погон. Видно, что воевали они в разных войсках. По-видимому, один из них был в пехоте, другой – танкист, а их спутница – военный медик. Этим военным людям с планками орденских наград на кителе, без сомнения, есть что вспомнить о войне, есть за что поднять бокалы. Для этого они и встретились. Впереди – мирная жизнь. В радостном застолье победителей образовалась пауза, такой миг, когда все как бы замерли. Женщина смело повернулась в сторону танкиста и, восторженно глядя в его глаза, задержала взгляд. Этот взгляд, как электрический разряд, как молния осветил картину. Танкист как будто ждал этого момента, легко поймав её взгляд. В этот миг они поняли главное и сказали об этом друг другу. «Больше слов порою взгляды говорят», – эти слова из песни лучше всего подходят для этой сцены. В картине главное – объяснение в любви. Так я понимаю. Это картина о любви и передаёт её ярко, просто и совершенно необыкновенно. Пехотинец в центре картины на втором плане почувствовал трепетность момента и, опустив глаза, не мешает им. Замерла на миг и официантка в лёгкой, грациозной позе, всей своей фигурой предполагая дальнейшее движение. Взгляды влюблённых пронизывают светлое, воздушное пространство этюда. И девушка-официантка с янтарного цвета пивом на подносе пронзительно светла. Картина просто наполнена сиянием света. В ней нет ничего лишнего, нет деталей, отвлекающих от главного. Удивительно, как лаконично на небольшом кусочке холста и с такой художественной выразительностью передана главная мысль картины.

Признаюсь, не припомню какую-либо другую жанровую картину, и не только из нашего музея, возле которой возникают подобные чувства и мысли.

В прошлом году в художе­ственном музее прошла тематическая выставка «Советская сюита», составленная из картин, находящихся в его фондах. Эта экспозиция вызвала очень тёплые отзывы у тех, кто её посетил. На мой взгляд, одной из самых замечательных картин явилась «Встреча друзей», представленная в золочёном багете, подчеркивающем величие Победы, благодаря которой друзья и собрались.

Вот какие необыкновенные экспонаты хранятся в фондах наших музеев, и мы вполне можем надеяться и на другие, не менее интересные для себя открытия. Главное – идти навстречу этому.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе