Овсянка, герр!

Лауреат Премии Кандинского художник Вадим Захаров: "Галеристы, кураторы, директора музеев потеснили художника. Они определяют правила игры, запросто бросая: "Ну что же… Если тебе не нравится проект, найдем другого художника" 

Обладателем премии Кандинского - самой крупной негосударственной премии в области современного искусства и 40 тысяч евро - стал художник Вадим Захаров. Его инсталляция "Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши" был назван лучшим проектом года. Описать ее непросто: несколько предметов мебели, копирующих изображение с древних икон и выполненных в обратной перспективе (так, что кажется, будто они устремлены вверх), а перед ними набросанные овсяные хлопья, на которые сверху проецируются как будто булькающие пузырьки. При этом в мебель врезаны суперматические треугольники - как стрелы в тело Святого Себастьяна.


Художник, архивист, коллекционер и издатель - это все о Захарове. Родился в Душанбе, учился в Москве, живет в Кельне и Москве. Принадлежит к младшему поколению московских концептуалистов - художников, которые во главу угла ставят концепцию и так или иначе работают со словом. Их романтический дух протестного нонконформизма 50-летний художник сохранил поныне. По крайней мере, на церемонии вручения Премии Кандинского Захаров прочел речь в защиту независимости художника.

- Откуда такая любовь к овсянке? Воспоминания детства?

- Кто любит овсянку в детстве? Но дело, конечно, не в гастрономических вкусах. Прежде всего хотелось избежать пафоса двух русских традиций. Иконопись и русский авангард - слишком высокая планка. Одновременно заезженная. Очень много спекуляций вокруг. Поэтому возникла подпись - "Овсянка спасет современное искусство от дури самоуверенности".

- Вы хотите сказать, что все проходит, остается каша? В головах потомков и нерадивых студентов?

- Нет. К овсянке мы приходим, когда мы нездоровы, когда что-то болит или с возрастом. Овсянка - это матрица еды. Проще не бывает.

- А мебель? Она у вас как способ высказывания? Вот ваш памятник Теодору Адорно во Франкфурте представляет собой письменный стол, стоящий в прозрачной комнате посреди площади...

- Так получается. Но не надо сводить мою работу к примитиву. У меня еще был стул "Наказание любовью". Я гулял по музею в Германии. И увидел маленький стульчик, на который сажали детей. Стул с дыркой. Провинившегося ребенка сажали на него как на горшок. И прижимали ножки деревяшкой, чтобы сидел, пока не сделает выводы. Я выполнил этот стул большим - под 2,5 метра. Для взрослого человека. Снизу поставил живую розу. Получился странный сложный образ, растянутый во времени. Ведь роза растет. Вроде бы наказание. С другой стороны, если роза дорастет до сердца, может быть, в нем расцветет любовь?

- Ваша победившая работа - этакая прививка авангарда к дереву национальной культуры. Но почему вы ее назвали "Святой Себастьян…"?

- Всегда полезно посмотреть на себя со стороны. "Святой Себастьян..." отсылает к западной традиции. Опять же - живопись пришла в Россию в Петровскую эпоху. В XVIII веке она была вполне западным саженцем. Меня интересовала встреча разных традиций искусства - западной и восточной, русского авангарда и русской иконописи.

- Есть ли специфически русская традиция в современном искусстве?

- Мне сложно сказать. Например, московский концептуализм сплавляет и русскую, и западную, и восточные традиции. Начало, конечно, пошло от Дюшана, группы Флуксус, Джозефа Кошута, который ставил стул, рядом вешал рисунок с его изображением и листок со словом "стул". Но таких, как московская группа "Коллективные действия", активно работающая уже более 30 лет, ни в Европе, ни в Америке не было.

- Вы попали в круг московских концептуалистов благодаря художнику Юрию Альберту?

- Мы познакомились в 1977 году, когда поступали в МГПИ на художественно-графический факультет. Юра многих неофициальных художников знал лично. Например, Комара и Меламида. Но не все художники того времени были концептуалистами. Мне вообще кажется, частое упоминание слова "концептуализм" только принижает и вульгаризирует это понятие. Ведь каждая вторая статья об искусстве упоминает концептуализм к месту и нет. Это вызывает ярость со стороны художников других направлений. Дескать, мы как бы все захватили… А что мы захватили? Ничего. Единственное, что мы создали, это фундамент в культуре для будущих надстроек. Его не видно тем, кто не хочет этого видеть, но они постоянно спотыкаются о его первую ступеньку. А это, естественно, раздражает. Надо меньше болтать, а больше изучать свою традицию.

- Получая премию, вы сказали, что художник должен говорить с позиции силы. Когда-то художник чувствовал себя пророком, позже говорил от лица народа или власти. Что теперь?

- Нет-нет. Пророк - другая тема. Говорить от лица власти и народа - для меня табу. Художник никогда не должен говорить от лица власти. Никогда такие заигрывания не приводили к добру. Я говорил о силе творческой позиции художника. О том, что сейчас существует явная диспропорция в отношениях между художником и арт-институциями. Галеристы, кураторы, директора музеев потеснили художника. Они определяют правила игры, запросто бросая: "Ну что же… Если тебе не нравится проект, найдем другого художника".

- Художник перестал быть ключевой фигурой в искусстве?

- Конечно, есть художники, которые диктуют. Но в принципе - да, художник попадает часто в зависимость от тех, кто покупает работы, и тех, кто их выставляет. Я не говорю о том, что нужно избегать общения с галеристами. Это глупо и невозможно. Но в культуре должен быть баланс между галеристом, арт-институцией и художником. Необходима деликатная соавторская работа.

- Но это ситуация не только российская?

- Разумеется, нет. Это общий процесс. Мне он не нравится. Я за активную позицию художника. Я хотел напомнить, что художник и сам многое может. Делать выставки. Устраивать обсуждения, дискуссии. Приглашать друзей, знакомых, коллег. Самый неизвестный художник может сделать каталог своих работ, как делали самодельные брошюры неофициальные художники до перестройки. Сегодняшняя техника предоставляет художнику огромные возможности. Я уж не говорю про Интернет.

- В Интернете без навигатора делать нечего.

- Молодым сегодня сложно. Я постепенно начинаю это понимать все больше и больше. Сегодня им приходится продираться сквозь заросли никчемной информации и чудовищный мусор. Мы были избавлены от этого. Но надо изготовить себе мачете, чтобы прорубать дорогу, но не среди коллег, а в своей голове.

Жанна Васильева

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе