"Оптимизация" Фаворского

Зачем уничтожают классическое художественное образование

Возможно происходящее на графическом факультете Московского Университета печати (бывший "Полиграф") в сравнении с Пермской трагедией или Ограблением обменника на 9 миллионов рублей покажется локальным недоразумением, но этот скрытый от софитов публичности конфликт, является характерным примером тех тектонических процессов, что происходят в наших профессиональных и образовательных средах.

В чем же суть конфликта? Вот как определяет его Владимир Косынкин, доцент кафедры рисунка и живописи ФГИ МГУП: "Была предпринята попытка перепрофилирования факультета графических искусств. Нас хотят превратить в чисто дизайнерский факультет, лишая фундаментальных дисциплин - рисунка и живописи. Это недопустимо!". Почему? Во-первых, Художественно-графический факультет - это наследник по прямой легендарного ВХУТЕМАСа, "средоточие уникального и очень глубокого художественного опыта, уходящего своими корнями к Фаворскому, Истомину, Флоренскому и далее, в XIX век к великим теоретикам искусства Гильдебрандту и Гансу фон Мера". Эти слова художницы Ольги Иордан специально для тех, кто не считает сколько-нибудь ценными традиции, сложившиеся после 1917 года.

"Мы призвали руководство учебного заведения соблюдать положения Закона "Об образовании" и действующие нормативы. Мы выступили с требованиями прекратить разрушение учебного процесса в МГУП, предоставить необходимые для организации учебного процесса площади, соблюдать установленные законом нормативы численного состава учебных групп, а также не понижать зарплаты преподавателям и не увольнять их", - говорит далее профессор кафедры иллюстрации и эстампа Юрий Чувашев. Как выяснилось, 20 из 28 преподавателей кафедры рисунка и живописи готовы уволиться, если эти требования не будут выполнены, как они говорят, "в знак протеста против административного произвола". Они проводили уже предупредительную забастовку, создали профсоюз. Каковы их требования? Они считают, что режим "оптимизации", вводимый администрацией в последний год, перечеркивает процесс обучения в целом. На факультете каждый год уменьшается количество бюджетных мест, плата за обучение очень высока, однако студенты испытывают нехватку самого необходимого инвентаря. В мастерских не хватает печатников, лаборантов. Недостаточно площадей для практических занятий, при этом помещения сдаются в аренду 28-ти различным фирмам, причем, под благовидными предлогами сотрудничества с зарубежными полиграфистами.

Вместо профессиональных моделей позируют студентки и... манекены. У студентов последних курсов отнимают часы практических занятий, а сами дисциплины низводят до вспомогательных. На втором курсе у студентов должна быть история искусств, из-за отсутствия преподавателя предмет заменили культурологией. Для тех кто не в теме, это все равно, что заменить преподавание истории, обществоведением. Последние годы в погоне за деньгами администрация постоянно увеличивала количество принимаемых на факультет слушателей. Принимали даже без экзаменов, только плати. Курсы дневного отделения выросли с 40-50 человек до 75-80. При этом количество преподавателей предполагается не только не увеличивать, но и уменьшить. Весной была проведена манипуляция с расчетом учебной нагрузки, в результате чего руководство приказало уволить или сократить пятерых преподавателей кафедры рисунка и живописи. Аналогичные сокращения были предложены всем кафедрам Университета печати, но протестовать решили только художники. "Не подчинились не потому, что решились побузить, а потому что действия начальников оказались в грубом противоречии с Госстандартом по высшему художественному образованию, и их реализация привела бы к уничтожению одной из старейших и самобытных школ российского изобразительного искусства", - пишут преподаватели факультета в своем открытом письме.

В советские времена в полиграфе, помимо "художников книги", готовили еще и инженеров, технологов и других специалистов по полиграфическому оборудованию. Но сейчас Механический факультет "полиграфа" давно превратился в ПТУ, который готовит технологов для обслуживания импортного оборудования. Интересно, что перестройку и последующие годы МГУП пережил. "Оптимизация" пришла в конце нулевых. Ее уже сравнивают с репрессиями, обрушившимися на кузницу полиграфистов в 1938 году. Тогда выкорчевывали троцкистов и прочий несоветский элемент. Теперь убирают экономически неэффективных, неадекватных коммерциализации.

Каковы аргументы "оптимизаторов"? Неужели картина, складывающаяся в МГУП, напоминает иллюстрацию к басне Ивана Крылова "Свинья и дуб"? Когда ради желудей единовременной утилитарности подрывается вековое дерево традиций. "А сейчас проще эти учебные заведения закрыть. Какой смысл поддерживать то, что себя изжило? Ну, нет спроса. Что ж делать? Пусть примут это, как данность", - пишет, к сожалению анонимный, участник дискуссии блогеров о происходящем в МГУП. Возможно, школа графики Фаворского-Гончарова, уже какая-то архаика. Но почему тогда, страны далеко ушедшие впереди нас в области электронных технологий, лелеют у себя книгопечатные традиции? Преподаватели говорят о студентах, не считающих нужным учиться рисовать. Аргумент - компьютер нарисует, а дело художника креатив дизайна. Примерно так рассуждал недоросль Митрофан у Фонвизина - географию учить не следует, кучер довезет. А если серьезно, то говорить об актуальности "компьютера" и неактуальности "рисования", несколько преждевременно. Не устареют ли компьютерные знания, до того, как выпускник получит заветный диплом? В век стремительного бега технического прогресса. И стремительно изменяющегося спроса. Тем более "бумажная" книга сдаваться не собирается, несмотря на несмолкающие похоронные марши. Опыт показывает, что, например, художники по книжным обложкам, даже работающие в крупных издательствах, не профессионалы, а самоучки, занявшиеся компьютерной графикой, когда это было инновационной экзотикой. В споре преподавателей и администрации вопрос о "востребованности профессиональных навыков" нужно рассматривать не с позиций "сакральности" традиций, а с совершенно утилитарных позиций. Перепроизводство полуграмотных мастеров "макинтоша" коммерчески выгодно только администрации университета, так как студент (особенно платящий за образование) в проигрыше, выпускник, которому придется переучиваться - в проигрыше, работодатель - в проигрыше, книжная отрасль - в проигрыше. И даже национальный престиж в проигрыше, так как "самая читающая страна" читает аляповато оформленные книги, изготовленные методом франчайзинга культурных традиций.

"Классическое художественное образование становится в нашей стране эксклюзивным, и многие готовы платить немалые деньги за возможность научиться рисовать. Попытки "оптимизации" могут загубить художественное образование", - говорит народная художница России, лауреат государственной премии Элеанора Жаренова. Единственное, что приходит на ум в этом случае - это история про птероцид воробьев устроенный маоистами. Да, давайте истребим всяческие некоммерческие знания, а потом будем закупать учителей в Голландии.

В последние год-два нашу систему образования постоянно трясет. Как правило, эти "подземные толчки" связаны с желанием администраций рассматривать ВУЗы как средство обогащения. Застрельщиками выступают, как правило, студенты. Это неудивительно, так как система высшего образования предназначено для них, а не для "торговли знаниями". Не как "личное хозяйство" преподавателей и тем более руководителей ВУЗов. Данный случай, скорее исключение. Тут "верхи" сами решили оздоровить ситуацию пока еще не поздно.

Как же реагирует высокое начальство на требования преподавательского состава? В совершенно идентичном духу ранней "перестройки" особом стиле. Вот выдержка из обращения ректора А.М. Цыганенко к "личному составу": "Соблюдение трудовой дисциплины, Трудового кодекса РФ, Правил внутреннего трудового распорядка, Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса в университете. Проверки соблюдения требований трудовой и учебной дисциплины проводятся в отношении сотрудников, преподавателей и студентов всех факультетов МГУП, не носят унизительного характера и не являются введением режима поднадзорности в отношении преподавателей конкретной кафедры. Предлагаю деканату ФГИ и руководству кафедры Рисунка и живописи самостоятельно решить вопрос с обеспечением контроля за соблюдением трудовой дисциплины. Отсутствие нарушений трудовой дисциплины автоматически приведет к отказу от необходимости дополнительных контрольных мер со стороны администрации МГУП. От имени Ученого совета университета обращаюсь к преподавателям кафедры Рисунка и живописи с просьбой принять все необходимые меры в целях нормализации ситуации на факультете, обеспечения соблюдения трудовой и учебной дисциплины, прекращения волнений в студенческой среде, распространения недостоверной информации, наносящей ущерб деловой репутации университета".

Если руководство пытается этими парткомо-профкомовскими заклинаниями решить конфликт, то единственное что остается делать - это напомнить, что хватит этих "танцев на граблях" в области образования. Угар перестройки давно закончился, и сомнительная коммерческая выгода не повод для уничтожения уникальной художественной школы.

В оформлении использована работа польского художника Гжегоша Кмина "Работницы"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе