Никас САФРОНОВ: В третий раз женюсь на провинциалке

Одни восхищаются его творчеством, считая, что встреча с таким уникальным человеком может по-хорошему и всерьез перевернуть жизнь. Вторые изо всех сил стараются не замечать и упрекают в излишней вычурности, ангажированности, работе на потребу дня. Третьи просто завидуют таланту. Но, что бы там ни говорили, и тех и других он цепляет, бередит душу, заставляет размышлять. И уже одно это дает повод говорить о нем как о выдающейся личности. В Ярославле открылась персональная выставка Никаса Сафронова «В поисках утраченного».



-ИЗВИНИТЕ, что опоздал. Просто мне самому пришлось в выставочном зале развешивать свои картины, - с порога посетовал художник. - Вообще-то ваш зал не очень приспособлен для хороших выставок: брошенный какой-то, неухоженный. А один из людей, что должны были мне помогать, просто сказал: «Да пошел он, этот Никас, не буду я ничего делать, у меня выходной. Меня теща сегодня борщом кормит. Я лучше потом подойду к Сафронову и поздороваюсь».

Вот так-то. Но я не обижаюсь. Будем пропагандировать и такой зал, а к людям я стараюсь относиться доброжелательно. Что ж поделаешь, раз человеку важнее борщ... 
Художник говорил о себе, своей семье, конечно, об искусстве, любимых художниках и коллегах по творческому цеху. Слегка прошелся по Ксении Собчак, которая «ничего выдающегося не делает, даже молока не дает, но тем и интересна». С юмором поведал о личной жизни и потомках: «У меня трое детей, помогаю пятерым, а двадцать девять на очереди. Правда, недавно узнал, что один все же не мой». Ну и о женщинах: «Все красивые, не упустить бы свою единственную». И за час с небольшим успел ответить на многие интересные вопросы.
- Никас, почему ваша выставка называется «В поисках утраченного»?
- У каждого из нас есть что-то утраченное, невозвратное, о чем сожалеешь, но уже не можешь изменить. Мы теряем близких, родных людей. Мы проходим мимо, толкаем плечом человека, спешим по делам и не замечаем, что это наша судьба, упущенный шанс. Я в молодости особо не задумывался о смерти. Но, когда один за другим стали уходить любимые друзья - Олег Янковский, Борис Хмельницкий, Саша Абдулов и другие, переосмыслил многое...
Вообще, идея названия родилась из-за одной девушки, которую я когда-то встретил, но, к сожалению, потерял. Ее звали Мария, она была из Ярославля. Мы вместе летели в одну красивую экзотическую страну. Познакомились. А на прощание она мне сказала: «Ищи меня в этом городе...» Поэтому я долго мечтал попасть в Ярославль, и мне приятно побывать здесь. Надеюсь, Маша придет на выставку. Я, кстати, пообещал, что в третий раз женюсь на провинциалке. А если опыт будет неудачным, потом вообще зарекусь жениться.
Также добавлю, что выставка посвящена и 1000-летию Ярославля. Тысяча лет - это достаточно большой срок. Дали бы человеку столько! А он во Вселенной живет всего 3 секунды - 85 лет, и надо за это мгновение успеть сделать так много. Но мне кажется, что в вашем городе люди живут дольше, - шутит Никас. - Здесь все как-то происходит очень медленно. Вот манную кашу, которую я заказал на завтрак, ждал очень долго. А потом принесли холодный кофе. Видимо, за время приготовления он успел остыть. А когда я попросил официантку принести кипяток, она и его подала холодным. Я удивился: почему такое медленное обслуживание? На что мне ответили: «Что вы, мы даже хозяина так обслуживаем». И я понял: жаловаться в такой ситуации не на что.
- Говорят, что манная каша - ваше любимое блюдо?
- Это одно из моих любимых фирменных блюд - манная каша с коньяком. Как-то ко мне в гости заглянул хороший друг Олег Янковский. Он попросил угостить его «после вчерашнего», и я достал коньяк. А так как очень хотелось есть, подал к столу манную кашу. И вдруг Олег Иванович случайно задел бутылку и плеснул в манку коньяку. Каша казалась безнадежно испорченной. Но ничего другого у меня не было, поэтому решили все равно ее употребить. Попробовали - оказалось вкусно, очень понравилось.
А еще я люблю сказки. Их у меня в домашней библиотеке около 1000 томов. Если кто-то захочет продать книгу сказок, изданную до 1970 года, с удовольствием куплю. Кстати, так как работаю по ночам, слушаю для развлечения детское радио. Там для тех, кто не спит, часто передают разные сказки.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей выставке.
- Это сборная выставка из двух городов: Киева, где, к сожалению, моя экспозиция не открылась из-за эпидемии гриппа, и Лондона. На суд зрителей представлю картины, написанные в разных жанрах - от реализма и символизма до «Дрим вижн».
- А что это за эксклюзивный авторский стиль - «Дрим вижн»? Ваше имя ведь именно из-за этой необычной техники занесли в Книгу рекордов Гиннесса?
- Да. Это ноу-хау, открытие в области искусства, поэтому я и попал в Книгу рекордов. Во второй раз попаду как человек, написавший самое большое количество портретов президентов. «Drim vision» как бы означает «за 15 минут до пробуждения». Это сны, которые ты еще помнишь, но они уже начинают размываться. За мастер-класс по этой технике мне как-то предлагали 100 тысяч долларов. Я отказался - не вижу себя в роли преподавателя. У меня сын учится в Лондоне, в Королевской школе художников. Вот ему я и собираюсь передать свой опыт.
- Как вы собираетесь потратить вырученные от выставки деньги?
- Часть средств пойдет на благоустройство вашего выставочного зала, часть - на благотворительность, возможно, детям. Я недавно в Одессе передал 35 тысяч евро, вырученных от продажи картин на аукционе, в помощь бездомным детям и неполным, малоимущим семьям. Если в Ярославле найдутся богатые люди и состоится такой аукцион, буду только рад.
- Вы писали портреты многих видных политиков, в том числе президента России Дмитрия Медведева, председателя правительства РФ Владимира Путина, экс-президента СССР Михаила Горбачева, президента Турции Сулеймана Демиреля... Вам действительно было интересно с ними встречаться или это ради заработков? А кто как личность вам наиболее симпатичен?
- Ой, хлебом не корми, дай президентов написать, - смеется Сафронов. - А если серьезно, то это и интерес, и заработок. Убежден, что такие люди заслуживают особого внимания. Я всегда говорю, что не интересуюсь теми, кто ищет миллион, а интересуюсь теми, кто его уже нашел. Первые лица мира нашли свой миллион, когда стали президентами, вот это и притягивает. Вот я слышал, что Барак Обама умудрился каким-то образом через интернет потратить на предвыборную кампанию всего 3 миллиона долларов и вырвался в лидеры. Хотя другие на такие дела тратят не менее 10 миллиардов долларов. Разве этот человек не заслуживает особого внимания?
Не так давно я закончил портрет Калашникова. Мечтаю написать Фиделя Кастро, дал согласие позировать мне патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вообще-то с первыми лицами работать иногда сложно. У них свои капризы, запросы. Но я стараюсь к каждому найти индивидуальный подход. Леонида Кучму я писал у него на даче. Увидев на руке экс-президента дорогие часы, я сделал ему комплимент: «У вас хороший вкус». На что тот мгновенно отреагировал: «Они ваши» - и подарил часы. Мне это понравилось.
А если размышлять о том, с кем из известных людей интереснее общаться, то, думаю, со всеми. Каждый сам по себе уникален. Но есть и выпендрежные.
- Помешал ли вам как-то кризис?
- Нет. На хорошее творчество кризис не влияет. Наоборот, у меня даже стало больше заказов, появились новые клиенты. Некоторые говорят: «Чем заказывать свои портреты у художников не очень высокого уровня, мы решили сразу пойти к вам. Уж лучше потратить деньги на одну хорошую картину, чем на десять плохоньких».
- У вас очень красивые картины. А люди на них кажутся привлекательнее, чем в жизни. Почему так получается?
- Просто я стараюсь писать людей в лучший период их жизни. Я не рисую их усталыми или невыспавшимися, отбрасываю ненужные родинки, бородавки... В общем, ловлю такой момент, когда человек говорит: «Я сегодня так хорошо выгляжу, а нет фотографа-подлеца, чтобы это запечатлеть». Когда человек идет к художнику, он определенным образом настраивается. А портрет - это собирательный образ, а не фотография. К слову, помните анекдот, когда мужчина пришел к сексопатологу и жалуется: «Так жить невозможно. Везде все вокруг занимаются любовью. Вот откроешь книгу на любой странице, а там секс, секс...» Врач рисует квадрат и спрашивает: «По-вашему, что это такое?» «Двое занимаются любовью», - отвечает пациент. Рисует треугольник: «А это?» Пациент опять: «Двое занимаются любовью». Сексопатолог рисует пирамиду, круг, прямоугольник: «Ну а это что, по-вашему?» Больной восклицает: «Доктор, да вы сексуальный маньяк!» Так и художник, настроенный негативно, будет видеть один негатив и рисовать все ваши бородавки-родинки. А я настроен на позитив, у меня в роду 12 поколений священников и врачи. Это ко многому обязывает. И клиенты мой позитив чувствуют.
- А почему вы так любите изображать людей в исторических костюмах?
- Дело в том, что я изучаю творчество многих старых мастеров кисти и иногда примеряю на современниках костюмы с исторических полотен. Ведь интересно бывает, когда роль подходит тому или иному герою. Меня порой поражает тот факт, что в современных фильмах не всегда удачно подбирают актеров на роли. Вот, к примеру, Олег Меньшиков - талантливый артист, прекрасно сыгравший в «Утомленных солнцем» или «Сибирском цирюльнике», но он отнюдь не Остап Бендер. Эта роль на самом деле более подходит Сергею Юрскому.
Когда человека одеваешь в исторический костюм, он преображается. Я писал своего папу, которому на тот момент было 93 года, и вдруг из простого крестьянина он на глазах превратился в философа, мудреца. Человека изменил костюм. Для меня такой ход - это и возможность самовыражения, проявления таланта, и шалость.
- А в какой стране самые красивые лица?
- Красивые лица есть везде. А самые красивые - это те, которые я еще не написал. Как говорил великий Рафаэль: «Нет плохих лиц, есть плохие художники».
- А бывают случаи, когда вы по каким-то причинам отказываетесь выполнять заказ клиента?
- Бывают, но нечасто. Обычно профессиональный художник без веских и очень уважительных причин не отказывается работать. Мне все лица интересны, нет человека без истории. Но бывают случаи, когда клиенты слишком уж капризны и придирчивы. Так, я отказал одной мадам, которая сейчас, кстати, под следствием. Она пришла ко мне с компьютерными фотографиями и сказала: «Вот отсюда срисуйте». Я отказался - с фотографий я не срисовываю, я сам создаю что надо. Дама возмутилась: «Но я же вам деньги плачу!» На что я ответил: «Оставьте лучше ваши деньги себе». Другая богатенькая женщина меня замучила: то пиши ее на фоне дорогой машины, то на фоне дорогого сада, кровати или дома в 20 миллионов фунтов. То она забыла босоножки с бриллиантами надеть, то еще что-то. В конце концов я прекратил работу.
- А какие портреты висят у вас дома?
- У меня висят фотографии известных людей, с которыми я лично знаком и которых писал, фотографии друзей. А чужие портреты я дома не держу. Зачем? Есть, правда, картина с рыцарем XV века и еще несколько антикварных полотен. Если хотите посмотреть мою квартиру, приезжайте в следующем году 8 апреля на ее официальную презентацию. Увидите, как я живу: 900 метров с видом на Кремль. Из моего окна чуть-чуть площадь Красная видна. У меня есть еще домик в США, покупаю второй замок в Шотландии. Приезжайте в гости.
- У вас много завистников?
- К счастью, мне завидуют, и многие. А как не завидовать, если я успешен, благополучен? А я еще и масло в огонь подливаю, говорю им: «У вас кризис, а у меня все хорошо». Некоторых это мучает, просто убивает. Они готовы платить последние деньги, лишь бы подорвать мою репутацию, сделать какую-нибудь приятную гадость. Но сами от этого страдают. Нельзя желать другим горя.
Сегодня в искусстве очень много хлама, макулатуры. Когда продают картины художника, который еще не умеет рисовать, а просто разбрызгивает краски, в четыре раза дороже, чем шедевры Леонардо да Винчи, разве это не бред? Получается, теперь любой может сказать, что он тоже так умеет и претендует на гениальность? Я считаю, что искусство - это не бездумное разбрызгивание красок, а нечто другое, более серьезное, глубокое. Когда садишься, берешь кисть, начинаешь философствовать, размышлять над чем-то, сопоставлять весь багаж, опыт своих знаний, вспоминать встречи, отношения, сны... Все это выливается на холст, и ты как бы являешься соучастником событий. Это мистика, символизм, где есть интрига, выдумка, игра воображения, какая-то тайна. Хочется разгадывать, фантазировать, увлекаться, понять, что скрыто за вуалью красок. Нарисовать не просто замок, а дом, в котором обитает нечто едва видимое, и пусть каждый сам представит, что это. Это все равно что читать книгу, где вырвано несколько страниц, и пытаться самому фантазировать: а что в этом месте могло бы быть?
Сегодня в искусстве все надежды возлагаются на провинцию. Именно здесь, в глубинке, можно найти настоящего самородка. Я таких видел. К сожалению, многие талантливые художники уезжают на Запад.
- Диапазон вашего творчества широк - иконопись, кубизм, символизм, психологические портреты... Не хочется остановиться на каком-то одном направлении?
- Вы знаете, я по своей психологии эклектичен, мне нравятся различные жанры. Нравятся разные люди, разные девушки. Это нормально. Я, например, изучил иконопись, потому что считаю, что каждый русский художник должен ее знать. Иногда я пишу иконы как искупление за то, что зарабатываю деньги. Был случай, когда консьержка в доме моего друга-пианиста буквально упала передо мной на колени и попросила написать для нее икону. Сын этой женщины ушел в секту, как она сказала, «к дьяволу», и ей приснилось, что именно я должен написать икону, чтобы спасти парня. Я подарил ей образ. Через некоторое время узнал, что молодой человек ушел от дьяволистов. Получается, я все-таки спас человека. А если бы не умел писать иконы?..
Вообще, если я что-то пообещал, то стараюсь держать слово. У меня по жизни три правила: обязательства, профессионализм и духовность. Я ни к кому не отношусь плохо, не ругаю коллег. Быть художником - нелегкий труд, и, упрекая, можно очень сильно обидеть.
- Никас, вы пьете жизнь из драгоценного кубка. Ваше творчество вам дает такую привилегию.
- Спасибо. Хорошо сказано. На самом деле я считаю себя счастливым человеком. В творчестве я готов к открытиям, экспериментам. Я люблю жизнь, стараюсь не забывать о ее нравственной стороне. Всем желаю добра.
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе