Москву обручили с Адриатикой

«От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в ГМИИ




Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют выставку
"ОТ ТЬЕПОЛО ДО КАНАЛЕТТО И ГВАРДИ"

Из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце,
из Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце,
из ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Даты проведения: 24 июля – 14 октября 2018
Место проведения: Главное здание ГМИИ им. Пушкина

Кураторы выставки: Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи;
Джованни К.Ф. Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» – работы выдающихся венецианских мастеров XVIII века из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце; Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце; ГМИИ им. А.С. Пушкина. В экспозиции будет представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А.С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари.
Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые будут показаны вместе в едином пространстве, что позволит зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо. В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги.



Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров.

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью.

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.



Джованни Антонио Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» Около 1730

 В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».


Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни – тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий – стали основными темами работ художника.


Пьетро Лонги «Слон» 1774

Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах. Особого внимания заслуживает Виченца – «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. Он родился в Падуе, но значительную часть архитектурного наследия оставил именно в Виченце. Один из шедевров Палладио – Палаццо Кьерикати, в котором сегодня располагается Городской музей Виченцы, предоставивший свои работы на выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Зрители также смогут увидеть в экспозиции работы из Палаццо Леони Монтанари (Галереи Италии) в Виченце, которые знакомят с венецианской живописью XVIII столетия из коллекции Интеза Санпаоло.

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополнят друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ).

 В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея.
 В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска», будет экспонироваться на выставке.

Мало знакомо российскому зрителю и творчество Пьетро Лонги, художника, посвятившего себя жанровой живописи. Его небольшие забавные картины, исполненные тонкого юмора, открывают перед зрителем жизнь венецианского аристократического общества.


Франческо Гварди «Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой» 1780-е


Также будут показаны работы Джамбаттисты Тьеполо, одного из величайших мастеров европейской живописи XVIII столетия, которыми по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы. Таким образом, на выставке его творчество предстанет в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ им. А.С. Пушкина).


Джамбатиста Тьепполо. "Смерть Дидоны".

 Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции – удивительного города на лагуне.



Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

«ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний. Выставка станет важным шагом в развитии партнерских отношений итальянских и российских музеев и пройдет в два этапа: сначала будет показана в Москве, а затем – в Виченце».

https://worldpics.pro/ot-tepolo-do-kanaletto-i-gvardi/




Москву обручили с Адриатикой
«От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в ГМИИ


В главном здании ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Два с половиной десятка отборных холстов венецианцев XVIII столетия из коллекции самого Музея изящных искусств дополнены еще тридцатью полотнами из Италии. Их предоставили вичентинский городской музей Палаццо Кьерикати и одна из трех «Галерей Италии», представляющих собрания банковской группы «Интеза Санпаоло» (палаццо Леони Монтанари, тоже в Виченце).

Рассказывает Сергей Ходнев.


«Возьми, сынок, мне это больше не понадобится»,— Лодовико Манин, сто двадцатый дож Венеции, снял с головы парчовую шапочку и рассеянно отдал ее секретарю. Было 12 мая 1797 года; на венецианской terra ferma стоял гражданин Бонапарт, в лагуне — французский флот, которому Светлейшая Республика могла противопоставить еле-еле десять кораблей, а потому самоупразднилась. Тихо и буднично.

А как веселились еще недавно! Павел I, который в 1797-м царствовал в Петербурге, пятнадцатью годами ранее заезжал в Венецию, путешествуя инкогнито по Европе,— и чего только не устроила по этому поводу республика, несмотря на то что принимала как бы не цесаревича, а «графа Северного». Регата на Большом канале, опера, иллюминация, бои быков, процессия с пышными аллегорическими колесницами, площадь Св. Марка, измененная до неузнаваемости временными триумфальными арками и прочим эфемерным антуражем. И парадный банкет, который запечатлел как раз таки один из героев выставки — Франческо Гварди, наверняка и не думавший посреди этой ослепительной сутолоки о том, что в его живописи два века спустя кто-то будет напряженно выискивать свидетельства умирания Венецианской республики.

Живопись венецианцев XVIII столетия знатные визитеры активно скупали, пока республика была вполне жива. Собственно, из старинных частных собраний и происходят многие из тех картин, которые сейчас находятся в коллекции ГМИИ. Так и получилось, например, что в Венеции и ее бывших владениях, включая Виченцу, почти нет Каналетто — а у нас есть. Монументальное полотно с раззолоченным дожевским «Бучинторо», грузно подплывающим к Сан-Марко в окружении прочего праздничного спецтранспорта, естественно, на почетном месте. Московское же собрание предоставило на выставку городские виды кисти племянника Каналетто, Бернардо Белотто,— за неимением их в Виченце.


Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Есть, однако, важные имена, которые как раз в Москве не представлены. Таков воспетый в свое время Павлом Муратовым Пьетро Лонги. Несколько его камерных картин из собрания «Интезы» — хоть не исчерпывающий, но очаровательный путеводитель по этой странной венецианской жизни времен молодого Казановы: аристократки и простолюдины в карнавальных масках и без них дивятся привезенному из-за моря слону, играют, делают визиты и слушают ярмарочного шарлатана.

Таков и Джамбаттиста Пьяццетта, один из главных, наряду с Питтони, Тьеполо и Солименой, кудесников позднебарочной церковной живописи: с театральными позами, прихотливыми драпировками и несколько наигранной античной величавостью. Из Виченцы прибыл его огромный алтарный образ «Экстаз св. Франциска». Однако сумрачное полотно, где ангел любезно поддерживает помертвевшего святого, все-таки проигрывает от соседства с живописью Тьеполо-отца. Небольшой плафон с аллегорической композицией «Время раскрывает истину» (старый Кронос в развевающемся плаще неподражаемого желтого цвета заголяет нимало этим не смущенную красавицу Истину) сияет именно той торжественно-беззаботной солнечностью, которую мы без колебаний опознаем как венецианскую. Это в тогдашней французской живописи жанровые сценки Шардена и Греза и розовые телеса Буше могут показаться какими-то принципиально не сообщающимися мирами. Здесь же игрушечные венецианцы в париках и робронах, с одной стороны, и нарядные святые либо аллегорические персонажи — всего лишь два регистра одного и того же мировидения.


Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Но все же это не только выставка о странном мире нобилей, куртизанок, дожей, богомолок, кичливых оперных артистов, который был — и нет его. Еще одна из ее тем — венецианское чувство архитектуры. Очень многообразное: одни и те же городские пейзажи породили и пастозную, нервозную живопись Гварди, и идеалистичную сухость Белотто. Но и очень долговечное в смысле своего влияния на то, как видим архитектуру мы. Не только архитектуру собственно венецианских улочек, «кампи», церквей и дворцов, настоящую и выдуманную. Огромная картина Франческо Дзуккарелли изображает идеальную ведуту Виченцы: вдали прекрасный строй стен и куполов, а на первом плане, посреди пасторального ландшафта,— аллегорическая композиция, прославляющая архитектора Андреа Палладио. Полотно, посвященное одному из величайших подданных «республики св. Марка» за все время ее существования, написано как раз тогда, когда палладианство за пределами Италии поднимало голову — и готовилось завоевать умы и вкусы и в Англии, и в Америке, и в России.

https://www.kommersant.ru/doc/3694691


Джованни Баттиста Питтони «Диана и нимфы» 1723-1725

Автор
По материалам прессы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе