Крупнейшая ретроспектива Михаила Ларионова - главное событие осени в Новой Третьяковке

Всего два месяца осталось до открытия крупнейшей ретроспективы Михаила Фёдоровича Ларионова (1881−1964), одного из основоположников русского художественного авангарда и его признанного лидера.
На выставке, которая откроется в Новой Третьяковке на Крымском валу 19 сентября 2018 года, будет представлено около 500 экспонатов, которые проиллюстрируют все основные направления творчества художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.

Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, Михаил Ларионов с самого начала своей деятельности оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века. Произведения мастера в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда; по сути, Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства.
 Третьяковская галерея собрала на выставке произведения художника как из российских собраний (Государственного Русского музея, художественных музеев Рязани, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Уфы, Краснодара, Казани), так и из зарубежных музеев — Центра Помпиду, Музея Людвига, Галереи Тейт.



Весна. Из цикла "Времена года"
Михаил Федорович Ларионов
1912, 118×142 см

Ларионов один из основателей общества «Бубновый валет», вокруг которого сплотился весь цвет русского авангарда: Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков, Александр Куприн, Аристарх Лентулов… Всю прелесть искусства, далекого от традиционализма, дающего возможность полного самовыражения, вслед за мужем «распробовала» и его жена, художница Наталья Гончарова. Горячая натура художника, новые идеи, эмоции, которые «по-новому строили глаз зрителя», увлекали Гончарову, дарили свободу ее личным творческим амбициям и видению.



Лето. Из цикла "Времена года"
Михаил Федорович Ларионов
1912, 118×138 см

Ларионов виток за витком выходил на новые уровни манифестации передовых направлений искусства. «Лучизм» — изображение предметного мира при помощи цвета и света, которые излучают предметы и живые существа — стал одной из наиболее популярных теорий, которую Ларионов не только придумал, но и показал зрителям.



Петух. Лучистый этюд
Михаил Федорович Ларионов
1912, 68.8×65 см



Отдыхающий солдат
Михаил Федорович Ларионов
1911, 122×119 см

Раздел русского периода деятельности художника на выставке в Третьяковке будет демонстрировать в основном живописные произведения. Среди них - хрестоматийно известные картины: работа «Сад» (середина 1900-х, ГРМ), включенная Сергеем Дягилевым в экспозицию знаменитой выставки Русского искусства 1906 в Париже; произведения «Солдатской серии» 1910-х и хранящиеся в различных российских музеях знаменитые «Венеры» (1911−1912), впервые собранные вместе работы из серии «Времена года» (1912, «Зима» и «Осень» — ГТГ, «Весна» — из Центра Помпиду).

Также будут представлены никогда не экспонировавшиеся в России произведения — лучистские холст «Ноктюрн» (1913−1914) из собрания галереи Тейт и «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига.


Купающиеся солдаты. 1911
Михаил Федорович Ларионов
91×105 см

Раздел французского периода творчества мастера составит не только живопись, но и значительный корпус графических произведений Ларионова, многие из которых впервые предстанут перед публикой. Также будут экспонироваться работы 1910−1920-х годов, связанные с «Русским балетом Дягилева», с которым Ларионов сотрудничал как художник-декоратор, автор либретто, консультант и хореограф.


Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский (сидит), Леонид Бакст. 1915 год

«…Ларионов не заигрывает с лубком и не улыбается, как вежливый человек, „народу“, подразумевая незримое, но явственное „ну, мы же с вами понимаем“. Он погружается в этот мир. Собственно, это одна из особенностей неопримитивизма — он ни в коем случае не стилизация, он и есть отображение простонародного взгляда на жизнь…» — биография знаменитого мастера русского авангарда в Артхиве.



Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки»
Михаил Федорович Ларионов
1916

Специальный раздел выставки посвящен Ларионову-коллекционеру.

Будут представлены основные направления его собирательской деятельности: русский и восточный лубок, детский рисунок, комплекс материалов, связанный с работой над книгой по истории балета, уникальные фотографии дягилевских спектаклей, выступлений Русского балета в Монте-Карло.


Автопортрет в тюрбане. Около 1907
Михаил Федорович Ларионов
81×65 см

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке будет работать
с 19 сентября 2018 по 20 января 2019 года

Биография Михаила Ларионова и информация
 

Именно Ларионов был первопроходцем, заложившим основу для появления русского авангардизма. Его лучизм не стал особо популярным, но все началось с него. Михаил Ларионов призывал браться за абсурдное, чтобы сделать великое, требовал учиться у детей и вывесочников, отрицая академиков. Он, пожалуй, единственный из художников прожил долгую жизнь с женщиной, равновеликой ему по таланту, причем в той же сфере. Но в их с Натальей Гончаровой общей могиле в Париже покоится прах еще одной женщины.

Как всё начиналось

Михаил Ларионов (22 мая (3 июня) 1881 года — 10 мая 1964 года) родился в Тирасполе, вскоре семья переехала в Замоскворечье. Обучался живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов и Константин Коровин. Поступил в училище в 1898 году и почти сразу познакомился с главной женщиной своей жизни – Натальей Гончаровой (двоюродной правнучкой «той самой» Натали Гончаровой, супруги Пушкина).

Как художник Ларионов начинал, и весьма успешно, с импрессионистских пейзажей и натюрмортов. Этот период продлился до 1906 года. Ларионов был очарован Клодом Моне, особенно по душе студенту пришлась идея француза изобразить Руанский собор в разное время суток и при разном освещении. Ларионов решил не отставать от Моне и написал множество вариаций на тему покосившегося сарая. А обнаженные женщины, взиравшие с полотен Ларионова, вынудили руководство училища исключить его с формулировкой «за растлевающее влияние на товарищей».

На лето Ларионов уезжал в родной Тирасполь, где писал свои импрессионистические пейзажи: «Акация весной», «Сад», «Цветы». В некоторых картинах того периода уже ощущается грядущее увлечение Ларионова неопримитивизмом («Купальщицы на закате»). Эти картины Ларионов выставлял в Обществе русских акварелистов и «Мире искусства». Коллекционеры с удовольствием их приобретали, а Сергей Дягилев даже пригласил его принять участие в выставке в Париже.
Эпоха неопримитивизма в творчестве Михаила Федоровича

В 1906 году на русской экспозиции Осеннего Салона в Париже картины Ларионова произвели фурор. А сам он был потрясен Парижем. Оказывается, Моне – вчерашний день, а герои нынешнего времени – Ван Гон, Сезанн, Гоген. С утра до ночи Ларионов бродил по музеям и выставкам. Как ни удивительно, близкое знакомство с европейской живописью сделало его не последователем, но новатором. Он вернулся в Россию, и началась эпоха неопримитивизма Ларионова.

Ларионов провозглашает лучшими учителями создателей вывесок. И действительно, «Парикмахерские» явно ориентированы на зрителя, они нарочито демонстративны. Ларионов не заигрывает с лубком и не улыбается, как вежливый человек, «народу», подразумевая незримое, но явственное «ну, мы же с вами понимаем». Он погружается в этот мир. Собственно, это одна из особенностей неопримитивизма – он ни в коем случае не стилизация, он и есть отображение простонародного взгляда на жизнь. Не «представим на минуточку точку зрения солдата, комфортно расположившись в нашей светской гостиной», а оказываемся возле солдата, становимся им. Некоторые картины мастера приобретает Третьяковская галерея, что считалось безусловным показателем успеха.
«Лучистые картины» Ларионова и боди-арт на женской груди

Французские новаторы стали для Михаила Федоровича трамплином. Он создает кардинально новое направление – лучизм. Критики, только свыкшиеся с его картинами в жанре неопримитивизма, снова в недоумении. «Где запечатленная природа? Где мгновения жизни? Где прекрасные женщины, в конце-то концов!?», – безуспешно вопрошают они, а Ларионов отвечает, что для этого человечество уже изобрело фотоаппарат, и пишет «лучистые картины».

Художник уверен, что каждый человек (даже дурак), испытывая какие-либо чувства, испускает лучистую энергию. Партнер эти лучи воспринимает и генерирует ответные. Их он и призывает рисовать. И в этом состоит революционное влияние Ларионова. Все остальные так или иначе отталкивались от предметности, а Ларинов легким движением руки отправил ее в утиль. «Восприятие не самого предмета, а суммы лучей от него» призывает изображать Ларионов и тем самым срывает барьер: можно не просто изображать предметы странно и непохоже, можно и нужно изображать вообще не предметы!

Новое направление далеко не сразу было принято и далеко не всеми. Самой эффективной «пиар-кампанией» Ларионов и его верная спутница Наталья Гончарова признали скандал – что поделать, ничто не ново под луной. Они организовывают эпатажные выставки и, как сегодня мы бы сказали, перфомансы. Параллельно Ларионов строчит один за другим манифесты, помимо программного «Лучизма».

В «Манифесте к женщине» мастер призывает дам обнажить грудь, которую следует раскрасить или татуировать. Законом мужской моды в «Манифесте к мужчинам» признается асимметрия. Пошлость и ретроградство - носить усы: необходим один ус! И половину бороды непременно следует сбривать, а мужские ноги должны быть голыми, татуированными и в сандалиях (спасибо, не в носках).

Вскоре на очередной выставке «уважаемой публике» предлагается новая услуга – вас может раскрасить знаменитый Ларионов. Женщинам Ларионов предлагал раскрашивать озвученные в манифесте части тела, и дамы стояли в очереди за столь пикантным боди-артом…
Эмиграция, балет и «друзья семьи»

По приглашению Сергея Дягилева в 1914 году самая эпатажная пара российского авангарда (зарегистрировавшая свои отношения гораздо позже) уезжает в Париж сотрудничать с «Русскими сезонами». Навсегда, но они пока об этом не знают. Предполагалось, что будут рисовать декорации, но внезапно Ларионов начинает проявлять интерес и к другим сторонам процесса – он участвует в постановках как сценограф и иногда сценарист (написание манифестов не прошло даром), а со временем как сопостановщик-хореограф. Причем нередко спорит с Дягилевым, который уже знает цену таланту Ларионова и поручает ему воспитание молодых танцоров. Результат? Из-под «пера» Ларионова вышли такие всемирно знаменитые танцоры как Леонид Мясин и Сергей Лифарь.

На октябрь 1917 года у Ларионова и Гончаровой запланировано возвращение в Россию. А в России на это время тоже немало запланировано... К 18-му году Ларионов понимает, что во Франции придется задержаться. Он продолжает работать, причем увлеченность балетом и, чего греха таить, балеринами, иной раз оттесняет живопись.

Ларионов отлично вписался в мир парижской богемы. Он заводит приятельские отношения с поэтом Гийомом Аполлинером, писателем Жаном Кокто, художниками Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Богемную среду не удивишь странными семейными схемами, поэтому тот факт, что в доме Ларионова поселился близкий друг Натальи Гончаровой Орест Розенфельд, а через некоторое время – более чем близкая подруга Ларионова Александра Томилина, никого не шокрует. Розенфельд – эмигрировавший русский меньшевик, а Шурочка, как ее называл Ларионов, – дочь московского банкира, тоже эмигрировавшего в Париж.
Другая женщина Михаила Ларионова

Александра Томилина на протяжении 30 лет была любовницей Ларионова, фактически гражданской женой. Ее квартира находилась в том же доме, этажом ниже, ее существование для Натальи Гончаровой не было секретом. Отдыхать ездили или вчетвером с «друзьями семьи», или же Ларионов с Гончаровой вдвоем.

Михаил Ларионов женился на своей главной музе Наталье Гончаровой в 1955 году. В первую очередь это было обусловлено заботой о наследстве: в случае смерти одного из них второй наследовал все имущество. В 1962 году Наталья Гончарова умерла, а Ларионов женился на верной Томилиной. Его грела большая мечта – он хотел, чтобы его и Гончаровой картины попали на родину. При жизни художника это не случилось.

В 1962 году Михаил Ларионов скончался, и лишь в 1978 году Александра Томилина оформила завещание на советское правительство. Передача огромного архива Ларионова и Гончаровой состоялась только в 1989 году, когда были улажены законодательные моменты, а в Третьяковской галерее выделено отдельное помещение для архива Ларионова. Александра Томилина завещала похоронить ее в могиле Ларионова и Гончаровой, что и было сделано.

Автор: Алена Эсаулова

Автор
ГТГ - пресс-релиз и другие материалы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе