ХХ век в компактной упаковке

В Ярославском художественном музее придумали, как разместить огромную коллекцию картин в маленьких залах

Три тысячи живописных работ, 16 тысяч графических, 700 скульптур – примерно столько предметов искусства XX столетия хранится в закромах музея. Однако лишь малую часть этой огромной коллекции ценители прекрасного могли лицезреть воочию. Да и то на временных выставках, после которых произведения опять отправлялись в запасники: в залах элементарно не хватало места.

Так было бы и дальше, если бы не проект старшего научного сотрудника музея, искусствоведа Нины Голенкевич «Искусство ХХ века. Расширение формата». Творческая группа во главе с Ниной Павловной разработала новую модель экспозиционного комплекса на ограниченном пространстве. Проще говоря, музейщики придумали, как показывать много картин в трех маленьких залах. Идея оказалась столь удачной, что выиграла в 2010 году президентский грант. 440 тысяч «медведевских» рублей, еще по 100 от самого музея и санкт-петербургской группы компаний «Раритет». На эти деньги специалисты отреставрировали ряд произведений искусства, картины одели в новые багеты, купили специальное экспозиционное оборудование.

– Двадцатому веку будет посвящена и постоянная экспозиция, и обновляющиеся выставки, – рассказывает член творческой группы Марина Полывяная. – Для последних мы установили две мобильные конструкции, где за основной панелью находятся выдвижные. А в одну из конструкций вмонтирована плазменная панель. На ней на открытии выставки будут демонстрироваться анимационные фильмы Александра Петрова как дополнение к его графическим работам.

Вообще коллекция прошлого века начала формироваться в музее еще в 30-х годах. Большинство работ советских мастеров соцреализма поступало «сверху», с юбилейных и тематических выставок – это картины Александра Герасимова, Сергея Лупова, Петра Котова. Однако в 1970-е годы молодые работники ЯХМ, которые сейчас и составляют музейный «костяк», начали, зачастую тайно, формировать новую, альтернативную официальной, коллекцию.

– Существовало негласное распоряжение, что авангард не должен быть в экспозициях, – рассказывает Марина Полывяная. – Но наши сотрудники общались с художниками, сотрудничали с наследниками известных мастеров, шли на разные хитрости.

Так, чтобы приобрести работы художника-абстракциониста Николая Перцева, музейщики доказывали, что именно так им отображена тема космоса. А иногда даже скидывались и за свои деньги покупали в фонд ту или иную работу (так, например, была куплена картина Роберта Фалька у дочери живописца). А в конце 70-х, когда ярославский музей одним из первых ввел в постоянную экспозицию русский авангард, партийным работникам грамотно объяснили, что это не что иное, как искусство революции.

Особая гордость музея – работы учеников Павла Филонова и Казимира Малевича, санкт-петербургская школа авангарда.

– Этой коллекции завидуют Русский музей и Третьяковская галерея, – с гордостью говорит Полывяная. – Например, полотно Татьяны Глебовой и Алисы Порет «Дом в разрезе» 1931 года, где воссоздаются фрагменты из жизни художниц, расценивается как одно из самых уникальных произведений школы Филонова.

Авторы проекта считают, что сегодня самое время остановиться и осмыслить ушедший двадцатый век, и новая экспозиция готова продемонстрировать самые разные его направления. Окунуться в недавнее прошлое можно будет с 28 апреля.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе