Какие шедевры живописи выставят в музеях России?

В 2012 году 13 июня исполняется 100 лет со дня открытия при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III, основанного Иваном Владимировичем Цветаевым. Его наследник - ГМИИ им. А.С.Пушкина - намерен отметить юбилей как минимум тремя выставками.

Первая, представляющая историю ГМИИ им. А.С.Пушкина в памятниках, документах, фотографиях и кадрах кинохроники, откроется в марте.

За ней последует проект "Воображаемый музей", в котором обещают принять участие крупнейшие музеи мира: Эрмитаж и Лувр, Национальная галерея в Берлине и Дрезденская картинная галерея, Королевский музей изящных искусств в Брюсселе и Прадо, лондонская Галерея Тейт и музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде…


Шедевры прибудут в Москву отнюдь не воображаемые, а самые что ни на есть реальные. Среди раритетов только старых мастеров, которые прибудут в Москву, обещаны полотна Джованни Беллини и Тициана, Иеронима Босха и Франса Халса, портреты кисти Ганса Гольбейна-младшего и Альбрехта Дюрера, живопись Ханса Мемлинга и Антуана Ватто… Одним из самых ожидаемых гостей станет "Конный портрет инфанта Балтазара Карлоса" кисти Диего Веласкеса из Прадо.


Этот проект - своего рода воплощение мечты об идеальной коллекции, где могли бы встретиться легендарные картины, судьбой и веками разведенные по разным городам и весям. В том числе и те, что вышли из мастерской одного художника. Эта мечта, знакомая любому собирателю или музейному хранителю, выглядит абсолютно несбыточной. Она похожа на исполнение симфонии оркестром, в котором все исполнители - звезды первой величины, задействованные в музейном представлении на известнейших площадках мира. Мало того, что согласование времени совместного выступления для столь именитых персон - задача невероятной сложности. Еще и сама симфония может быть исполнена единственный раз. Все рифмы, созвучия и переклички времен должны быть продуманы, срежиссированы заранее.


Но разве не всякая выставка предполагает такую же "сыгранность" участников? Разумеется. Но едва ли не главная фишка проекта в том, что граница между идеальным и реальным музейным собранием должна остаться прозрачной, почти незаметной. Идет себе, скажем, посетитель по залу голландской живописи XVII века, и рядом с "Больным дитя" Питера де Хоха или "Флейтистом" Адриана Янса ван Остаде вдруг обнаруживает полотно Франса Халса. Путешествие по знакомым залам становится полным неожиданных открытий. Картины, прибывшие на празднование столетия ГМИИ им. А.С.Пушкина, не будут размещены "компактно", а поселятся в залах, где смогут вести диалог со своими соседями-сверстниками. С другой стороны, почетные гости, которые, конечно, привлекут основное внимание посетителей, станут путеводной нитью, связующей разные залы и здания музея.


Наконец, третья юбилейная выставка станет поздравлением, адресованным музею коллекционерами. Показ шедевров западноевропейского и русского искусства из частных собраний Москвы будет также приурочен к 100-летию открытия Музея изящных искусств.

Жанна Васильева

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе