Искусство как прилавок

Выставка "Pop Life" в Лондоне

В лондонском Tate Modern открыта выставка работ классиков поп-арта "Pop Life: Искусство в материальном мире". Организаторы выбрали в качестве слогана слова Энди Уорхола "Удачный бизнес — лучшее искусство" и сфокусировались на художниках, чья деятельность вышла далеко за стены галерей и рамки чистого "арта". БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ обнаружил, что лучшей приманки для зрителя, чем эротика, придумать не смогли даже самые выдающиеся художественные умы. 


Современное искусство — единственное свободное от условностей политкорректного мира место, где своих симпатий может не стесняться ни увлеченный психонавт с давно съехавшей крышей, ни фанат "нацистского шика", ни застенчивый любитель детского порно. Однако и в арт-среде им не всегда приходится сладко. Выставка "Pop Life" началась с того, что полиция потребовала изъять из экспозиции фото обнаженной Брук Шилдс. На снимке, представленном художником Ричардом Принсом, она позирует в ванне с мочалкой. В момент съемки, в 1975 году, будущей актрисе было десять лет. Снимок переснят с фото Гэри Гросса из журнала Playboy, работа под названием "Духовная Америка" без проблем выставлялась в США, в том числе в Музее Гуггенхайма. Однако Tate Modern пришлось убрать работу Принса — борцов за права детей не устроило даже предложение кураторов разместить специальное предупреждение о потенциальной возможности оскорбления их лучших чувств у входа в соответствующую комнату. 

Есть, впрочем, другие предупреждения. Одно из них находится у входа в зал с абсолютно порнографическими по форме работами Кози Фанни Тутти, некогда проповедовавшей мысль о том, что и проституция, и арт суть предоставление услуги за деньги. Детей сюда не пускают совсем, но неподалеку на всеобщее обозрение выставлены, например, совокупляющиеся Джефф Кунс и Чиччолина (Джефф Кунс, "Сделано на небесах") или эякулирующий "Одинокий ковбой" и истекающая молоком аниме-девочка Хиропон японского художника Такаси Мураками. Из всех героев выставки последний едва ли не самая яркая иллюстрация взятого в качестве девиза уорхоловского высказывания (сам классик поп-арта представлен в Tate Modern по большей части как телеведущий, пиарщик и папарацци). 

Работы Такаси Мураками выжигают клетки мозга эффективнее, чем блеск всего золота Дэмиена Хирста. Сотрудничество господина Мураками с маркой Louis Vuitton, как и работы господина Хирста, вызвало в свое время горячие споры о границе между искусством и бизнесом. Ответ у японца простой: "искусство — лишь вариант доступного развлечения, оно широко распространяется среди людей, поэтому должно хорошо продаваться". Мураками нещадно эксплуатирует граничащие с порно образы, а также апеллирует к "волшебным" грибам и графике "марок" с ЛСД, однако его часть экспозиции очень нравится детям — здесь больше всего веселых сказочных героев и бойкой поп-музыки. За последнюю отвечает актриса Кирстен Данст, которая специально для господина Мураками нарядилась в шмотки "аниме-принцессы" и спела посреди Токио старую песню группы The Vapors "Turning Japanese" перед камерой режиссера Макджи ("Терминатор. Да придет спаситель"). Клип непрерывно транслируют прямо посреди зала Мураками, и оторваться от него невозможно. 

Эффект психоделического трипа, совмещенного с трипом в детство, бесконечные вариации на тему путешествий кэрролловской Алисы — главное ощущение, преследующее на выставке, даже когда лицезреешь труп лошади (Маурицио Каттелан, "Без названия") или находишься перед стеной, полностью заклеенной портретами фашистских вождей вперемежку с постерами голливудских актеров в ролях нацистов (Петр Уклански, "Нацисты"). Мысль о том, что современное искусство — это прежде всего веселый аттракцион, предельно доступный зрителю по форме, приходит сегодня в голову на любой крупной экспозиции, будь то галерея Saatchi или Биеннале современного искусства в московском "Гараже". Субъекта, отдающего деньги за билет на выставку или же за само произведение, нужно прежде всего развлечь, а уже потом объяснять ему все смысловые слои и культурологические подтексты. Выставка "Pop Life" уточняет эту мысль. Искусство, придуманное как антитеза бессюжетной абстракции, собранное из легко читающихся, знакомых по повседневной жизни объектов, обзавелось важной составляющей, яснее всего различимой в инсталляции Кита Хэринга "Pop Shop". Его бесконечные "пляшущие человечки" — ярчайший, бесперебойно работающий торговый бренд, опять-таки страшно привлекательный для детей. А главный объект в зале Хэринга и неотъемлемая часть композиции — окошко магазина, тут же торгующего значками и футболками с фигурками-криптограммами. Одного без другого не бывает.

Борис Барабанов

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе