Гринуэй оживит русский авангард

...Внутри гигантского «Черного квадрата» Малевича

В понедельник вечером в Манеже — грандиозная премьера. Британский классик Питер Гринуэй вместе со своей супругой, нидерландским режиссером Саскией Боддеке, представляют «Золотой век русского авангарда»: 18-экранную мультимедиа-инсталляцию общей продолжительностью 288 минут. Эта премьера не только одно из ключевых событий «перекрестного» Года культуры Россия — Великобритания. Работа западного режиссера и художника — первый в выставочной истории России проект такого масштаба, сделанный по заказу музейной организации. Бюджет (весьма значительный) держится в секрете. Накануне премьеры «МК» узнал, каким Питер Гринуэй увидел русский авангард.




Общая площадь главного выставочного зала Манежа — 5600 кв.м. Почти все это пространство (5000 кв.м) теперь занимает гигантский куб — увеличенный в десятки раз объемный «Черный квадрат» Казимира Малевича, столетие которого с размахом отмечает арт-мир. У супрематического шедевра двойной юбилей: 1913-м датируют рождение идеи «Квадрата» (впервые он возникает в декорациях к футуристической опере «Победа над солнцем»), в 1915-м на выставке «0.10» появляется сама картина. Завершалась премьера «0.10», кстати, «Белым квадратом» — их объемные версии красуются перед входом в мультимедиа-инсталляцию в Манеже: в виде небольших кубиков-сидений, напоминающих конструктор лего. Супрематические белые кубы найдутся и внутри черного павильона, прямо под потолком, — на них будет демонстрироваться видео Питера и Саскии. Однако Малевич — только один из героев проекта. Гринуэй и Боддеке оживили тысячи шедевров и заставили заговорить десятки знаковых фигур русского авангарда: Кандинского, Мейерхольда, Маяковского, Родченко и многих других. Зная гротескный, всегда продуманный до деталей стиль Гринуэя, накануне открытия выставки в Манеже собралась целая гвардия журналистов и поклонников режиссера, чтобы увидеть трейлер фильма о русском авангарде и послушать, что скажет славящийся парадоксальными заявлениями мастер.

 

 




фото: Мария Москвичева


 

72-летний Гринуэй начал не со слов, а с картинки. Пятиминутный трейлер дает представление о всем фильме: он сделан в виде откровенных монологов героев эпохи авангарда — каждый из них объясняет свои идеи. Картинка динамично меняется: то перед нами сами авангардисты (большинство актеров — русские), то цитаты из их произведений (от «Революции» Эйзенштейна до картин Кандинского), то все вместе — герои совмещаются со своими творениями на экране, разбитом на квадраты. А после показа трейлера Питер и Саския признались, что на первом этапе для них самым сложным было решить, с чего начинать: с текста (т.е. со сценария) или с изображения.

 

 




фото: Мария Москвичева


 

— Питер был против того, чтобы начинать работу об авангарде с текста — это был первый наш философский конфликт по этому проекту, — говорит Саския. — Потом мы договорились, что речь идет о судьбах людей искусства, и написали сценарий. Это был длительный процесс погружения в тему — я изучала ее последние четыре года. Мы провели кастинг в Москве, снимали же в Амстердаме четыре дня кряду.

 

 




фото: Мария Москвичева


 

Все актеры в фильме малоизвестные. Все, кроме исполнителя роли Василия Кандинского, актера Хендрика Эртза, из России. И все готовы были к радикальным экспериментам. Так, актриса, сыгравшая сподвижницу Малевича, Веру Ермолаеву, Алиса Дмитриева, в реальности мало напоминает свою героиню, ведь играет ее в черном парике и густом гриме, хотя сама — натуральная блондинка, обычно не красится. Особый подход режиссеров она почувствовала еще во время проб.

 

 




фото: Мария Москвичева


 

— Саския просила всех читать текст с миллионом разных эмоций, а потом мы и сами начали импровизировать. Так я никогда раньше не играла, — рассказывает Алиса. — Еще мы играли в потрясающих костюмах — все они аутентичные, 20–30-х годов, были куплены в винтажных магазинчиках в Париже. Лисий мех, который стал частью моего образа, — настоящий раритет!

 

 




Vera Ermolaeva - Alisa Dmitrieva. Фото: пресс-служба


 

Маэстро же кино не для всех признался, что выбрал героев фильма сам — Манеж предоставил ему полную свободу в работе. И его прочтение истории русского авангарда с помощью самых современных цифровых 3D-технологий — это «субъективный взгляд». Впрочем, не забыл добавить, что любой художественный проект субъективен, как и все искусство в целом.

 

 




Wasily Kandinsky - Hendrik Aerts. Фото: пресс-служба


 

— Цифровая революция свалилась на нас, мы в самом начале новой эпохи, — уверен Питер. — Как раз сейчас самое время оглянуться на русский авангард, прочитать его историю вновь — а ведь каждое поколение прочитывает историю заново, — чтобы прочувствовать ХХ век. Этот проект дает представление о большой группе людей, о том, как они взаимодействовали с социальными и политическими событиями своего времени. Показывает, что значит быть послом русской культуры в 1918 году в мире.

 

 




Vsevolod Meyerhold - Oleg Dulenin. Фото: пресс-служба


 

Проект Питера Гринуэя (кстати, снявшего ранее несколько картин о художниках, например, «Рембрандт: я обвиняю») — больше, чем одна мультимедиа-выставка. Он открывает большую программу, посвященную русскому авангарду, — впереди десятки тематических лекций, «круглых столов», экскурсий и кинопоказов. После финисажа выставки 18 мая, в Международный день музеев, проект отправится на гастроли. Его урезанную версию планируется показать в нескольких странах, в первую очередь на родине Гринуэя, в Великобритании.

Смотрите видео: Питер Гринуэй открыл Год культуры России — Великобритании

 
Работа западного режиссера и художника — первый в выставочной истории России проект такого масштаба, сделанный по заказу музейной организации. Бюджет (весьма значительный) держится в секрете. Накануне премьеры «МК» узнал, каким Питер Гринуэй увидел русский авангард.

http://www.mk.ru/culture/article/2014/04/13/1013309-grinuey-ozhivit-russkiy-avangard.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе