Чего не хватает «иконе стиля»?

Чёрный и белый, лёд и пламя... Отныне в этот перечень антонимов (понятий с противоположным значением) с лёгкой руки ярославского художественного музея запросто можно включить и такой «альянс»: петербургский авангард начала прошлого века и творчество ныне здравствующего народного художника России Василия Нестеренко.



Выставка произведений этого выдающегося мастера современной российской живописи, иначе о художнике в Интернете никто не рискует отзываться, открылась в залах губернаторского дома по соседству с экспозицией питерского авангарда. Последнее - к величайшему неудовольствию Василия Игоревича. Дело в том, что авангард маэстро недолюбливает и экспонироваться на одном этаже с учениками Малевича считает для себя зазорным. Я не склонна доверять слухам, но люди из «свиты» художника обмолвились, что если бы в залах художественного висела-таки «геометрия» Малевича, то вышел бы полный конфуз. Да делать нечего: художники с берегов Невы состоялись в профессии и оставили свой яркий след в русском искусстве ещё до появления на свет Василия Нестеренко. Так что, пришлось смириться.

Действительный член Российской академии художеств Василий Нестеренко, будь он не только художником, но и светским львом, запросто бы отнял пальму первенства у гламурного Никаса Сафронова. Практически, «икона стиля», как принято сейчас выражаться в глянцевых журналах. Пожалуй, именно сафроновские живописные красоты да глянец другого столичного законодателя мод в сфере живописи Александра Шилова мгновенно приходят на ум при знакомстве с творчеством Василия Нестеренко. Как им не тесно втроём на небосклоне столичной жизни, остаётся только удивляться.

Он великолепно образован: учился в «суриковке», стажировался в Нью-Йорке, чем только не награждён, где только не выставлялся. Именит настолько, что перечислять его заслуги даже скучно. Поразительно трудоспособен и плодовит. С равной степенью успешности занимается духовной живописью, расписывает главные храмы страны, пишет исторические полотна, батальные сцены, сложносочинённые натюрморты, гламурные портреты именитых современников и неизменные русские пейзажи. И всё холсты, надо заметить, просто имперского масштаба - два на три метра, никак не меньше. Кисти Василия Нестеренко принадлежит ряд монументальных росписей в храме Христа Спасителя, иконостас в храме Тысячелетия Крещения Руси в Царицыно, росписи в Успенском кафедральном соборе в Дмитрове. По решению правительства Москвы в 2000-м году создано Государственное учреждение культуры «Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко». Он обласкан властью, одобряем Православной церковью, обожаем простым зрителем и признан музейным сообществом. Редкий художник достигает такого признания к сорока годам.

И всё-таки при всей масштабности творчества и именитости художника в картинах Василия Нестеренко чего-то не хватает. Может быть, души?

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе