С мечтой о невозможном

Да и нет не говорите, оранжевое-белое не называйте. Вы поедете на бал? То есть вы пойдете на выборы?


…Детская игра для взрослых, столь популярная сегодня в СМИ, вызывает разные эмоции. В том числе и негативные. Как азартный футбольный матч.


Кто, как и, с каким счетом, выиграет в президентской гонке, скоро узнаем. Принимаются ли в букмекерских конторах ставки на победителя и на результат в политических соревнованиях?.. Социологи вместе с политологами и с букмекерами уверяют, что исход предрешен, и даже счет предсказуем. Как был он предсказуем в игре "Реала" с ЦСКА.


Не всегда, однако, самые квалифицированные прогнозы оправдываются. Вон, в матче "Зенит" – "Бенфика" все отдавали предпочтение португальцам. У них на то были веские основания: питерцы должны были играть без пяти лидеров, первый официальный матч… А лиссабонцы набрали хорошую форму, все здоровы, все у них в порядке. Они могли бы посетовать на клочковатое поле, на минусовую температуру. Но на тоже самое могли жаловаться и питерцы. Что же касается ЦСКА, то аутсайдерство армейцев в поединке с королевским клубом казалось и вовсе безоговорочным.


А вот, поди же – не сбылось. Букмекерские конторы, видимо, хорошо заработали. "Зенит" выиграл; ЦСКА убежал на ничью. У наших футболистов все будет решаться во втором туре, то есть в ответных играх.


И все-таки увлекаться сравнением общественной практики со спортом не стоит. Хотя бы потому, что в ней грань между поражением и победой не так очевидна и не столь безусловна, как в спорте.


***


…Мне по душе пришлась идея телеканала "Дождь": провести в течение воскресного дня марафон "Свобода выбора", по ходу которого журналисты, публицисты, писатели, поэты имели возможность поразмышлять и порассуждать о том, что значит быть самому свободным в своем выборе.


Канал предложил сменить угол зрения на предвыборные коллизии. Митинговые страсти оставить для площадей и улиц. А в эфире дать место и время для осмысления такой невещественной материи, как дух свободного волеизъявления.


"Честные выборы" – это требование, адресованное государству.


"Свобода выбора" – претензия к себе самому. На нее труднее всего ответить. Да и непросто признать ее законность. Мы не хотим разбираться в себе, ловить себя на дурных помыслах, судить себя за неправедное прошлое, признаваться в малодушии или криводушии… Мы предпочитаем обличать и ставить в угол других.


И дело не только в наших желаниях; дело – в наших возможностях. Как в том, так и в другом случаях. И власть не поставишь в угол. И себя не посмеешь унизить.


Всякая свобода имеет ограничения: и внешняя, и внутренняя. Последняя особенно драматична. Я пришел на "Марафон" говорить о ней. Но так случилось, что рядом со мной посадили Максима Шевченко. И сразу стало видно, что он пришел на войну – в логово "оранжевых", готовый отстреливаться до последнего патрона и умереть за идею. Диалог был невозможен. Взаимопонимание – исключено. Языком общения стало – взаимоотрицание. Нас еле успокоили.


Теперь я спокоен.


***


В силу служебной необходимости накануне я пересмотрел "Людвига" Висконти. Я помнил, что это великое кино, но не догадывался, насколько оно актуально сегодня.


Людвиг Баварский Висконти со своей концепцией свободы выбора был бы не лишним на нашем предвыборном "Марафоне".


…Перед тем, как занять престол, монарх пообещал святому отцу распорядиться своей властью праведно и во благо подданным: "Это так просто! И так прекрасно! – говорил он, – Я соберу вокруг себя настоящих ученых, людей великого ума и таланта, знаменитых художников, артистов и буду смиренно просить их помощи. Именно они, а не я прославят мое правление".


Судьба распорядилась иначе. Висконти рассказывает в своем фильме историю тотального поражения и саморазрушения короля-идеалиста и романтика, мечтавшего о свободе невозможного, о царстве красоты и гармонии.


"Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству".


Пушкинский Моцарт чуял самоубийственные последствия такого устройства мира – для мира. Он, правда, не догадывался о самоубийственном исходе для самого себя на этом пути. Более прозорлив был Сальери, который убивает своего гениального друга, чтобы спасти зауряднейший из миров. Не гений и злодейство несовместны. А гений и обыденность несовместимы.


У Висконти эта мысль доведена до логического конца. Тотальная эстетизация реальности действует как коррозия. Тотальная духовная свобода воздействует на жизнь как радиация.


"Свобода невозможного, – отвечает Людвигу его венценосный друг Дуркхейм, – страшная свобода. Это – склон, по которому легче сойти вниз, чем подняться вверх".


Людвиг подняться не смог; он скатился вниз – в безумие. И в эстетическое, и в психологическое.


Закончив фильм, Висконти скажет: "Людвиг – это величайшее поражение". Это так. Но с какой эпической нежностью его описал режиссер.


Описал так, что можно сказать: "Висконти – это величайшее поражение".


Ему удалось несколько поправить своего любимого писателя Достоевского, надеявшегося в ХIХ веке, что красота спасет мир. По Висконти, красота способна разрушить мир. Это уже откровение ХХ века, которое нами в полной мере осознано в ХХI веке.


***


Претворять в жизнь мечту о невозможном – рискованное занятие. Но мечтать никому не возбраняется.


Так вот: я пойду на выборы. И буду с нетерпением ждать исхода встречи "Зенит" – "Бенфика" во втором туре. То бишь в ответном матче.

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе