О войне пчел с медом

Телесезон. Промежуточный финиш

Поговорим о вражде-дружбе пчел с бочкой меда, в которой растворена не одна ложка дегтя. То есть о взаимоотношениях телезрителей с ТВ.

…2009-й год, что доживает последние дни, сложился из политических, социальных, спортивных, художественных событий... В том числе – и телевизионных.

Телевидение – особенный случай. Оно инструмент всех других случаев. Оно к тому же и самоценный объект всеобщего зрительского интереса.
Если правда, что политика есть концентрированное выражение экономики, то телевидение следует считать сверхконцентрированным выражением и политики, и экономики, и вдобавок ко всему – общественно-культурной жизни той страны, в которой оно функционирует.

Как бы оно (ТВ) ни было скверно, поверхностно, пошло, сколь бы оно ни раздражало сегодня, назавтра ему суждено стать историей общественного самосознания, в котором всего намешено – и пророчеств и заблуждений, и страхов и надежд.

Историко-бытовое время имеет свойство быстро забываться, покрываться пылью и паутиной в темных закутках человеческой памяти. То есть все это где-то хранится – в виде ли хроники, газетных заметок, устных преданий, и при случае припоминается… А надо бы припоминать чаще и регулярнее…

Начало нынешнего сезона, как и прошлого, как и позапрошлого, было отмечено резким вбросом в эфир сразу нескольких крупногабаритных и много затратных развлекательных проектов типа «Ледниковый период» и «Минута славы». И тем был сразу посрамлен один из самых напрашивавшихся прогнозов, гласивший, что в виду финансового кризиса телевидение станет скромнее в своих тратах на увеселения, будет ближе к социально-политической жизни простого человека.

По части трат на развлекательные программы все ясно. Потому что все видно по телеэкрану.

ТВ не стало скромнее, не кажется менее гламурным. Оно, пожалуй, в еще большей степени интенсифицировало производство веселящего эфира. К уже известным шоу Первый добавил «Достояние республики». «Россия» сочинила нечто аналогичное - «Лучшие годы нашей жизни». НТВ продолжило цикл «Суперстар». Были предприняты усилия развить успех на разговорно-юмористическом фронте. Еще в прошлом году Первый поставил на поток такой штучный товар, как пародийное шоу «Большая разница», что сразу понизило художественный уровень программы. Была попытка запустить два новых юмористических проекта «Всемогущий Рубик» и «Южное Бутово», что кончилось неудачей.

«Россия» не стала на этом поприще особо заморачиваться. Она сохранила верность «Кривому зеркалу» и «Аншлагу». Попробовала освоить звездный «аттракцион» под названием «Ты и я». Не получилось – и не надо.

НТВ, которое по традиции сильно своими «страшилками» и «ужастиками» по выходным, рискнуло в кой веки раз насмешить зрителя и сотворило «Чету Пиночета». И насмешило, но не шутками, а непомерной претензией на «продвинутый юмор». Хохотать надо было, к примеру, над тем, как два молодых человека лакают пиво и бегают наперегонки в туалет. Ну, и все остальные скетчи – в том же стиле.

Понятно, что не здоровый развлекательно-юмористический флюс нашего ТВ этой осенью развился и увеличился не от хорошей жизни как телезрителей, так и телесоздателей. В первую очередь, думаю, не от хорошей жизни последних. 
Еще в конце прошлого сезона руководители телеканалов заволновались: публика главных федеральных каналов обнаружила тенденцию к сокращению. Но это бы ладно. Выяснилось, что сокращаться стала молодая аудитория. То есть самая активная, самая перспективная, самая потребительская. И в результате каналы, аффилированные с государством, оказались перед угрозой стать каналами исключительно для пенсионеров. И проблема здесь не только в том, что само государство вследствие этого процесса теряет важнейший идеологический инструмент влияния на тех граждан, которые представляют недалекое будущее страны. Страдает по понятным причинам и экономический интерес производителей предметов массового потребления, для которых ТВ в качестве рекламного агентства служит двигателем торговли и, следовательно, воспроизводства.

Для того, чтобы удержать у экранов публику в возрасте 25+, Первый энергично активизирует свои креативные усилия на развлекательном поприще. НТВ со своей стороны делает все, чтобы утвердить за собой репутацию брутального, мужского канала: больше криминальных сериалов – не всегда хороших и почти всегда не очень разных. Исключением стал «Глухарь».

Медиахолдинг ВГТРК вынашивает более радикальные планы. Его руководство объявило, что в январе-феврале будет запущен еще один телеканал - «Россия-2», который и займется аудиторией в возрасте 25+. Его программы будут выходить на частоте нынешнего «Спорта».

В том же направлении серьезные перемены ожидаются и на канале «Культура», предвестием которых стала смена тамошнего начальства.

Но это все более или менее отдаленное будущее. Пока же обратим внимание, что ТВ в этом сезоне вынужденно отвлекалось от досуга и по необходимости прерывалось на траурные паузы, поводов к коим в этом году было, как никогда.  

Отвлечься пришлось и на историко-идеологические юбилеи – 70-летие пакта «Риббентроп – Молотов» и 70-летие с начала Второй Мировой войны. Каналы тряхнули пропагандистской стариной «времен Очакова и покоренья Крыма», выпустив по тенденциозному документальному фильму об обстоятельствах как одного, так и другого знаменательного события.

И, несомненно, свежа в памяти битва на канале НТВ за Родину, против Сталина, которая скорее всего будет продолжена в эфире накануне празднования 65-летия Победы. 

Из событий в жанре «художественный сериал» помимо «Глухаря» стоит отметить «Исаева», который при всех своих художественных достоинствах, обманул ожидания зрительской массы. Она жаждала чего-нибудь похожего либо на «Семнадцать мгновений», либо на «Ликвидацию», но не дождалась. Разочарование было сильным, но не убийственным. Повторный показ, мне кажется, будет более успешным.

С другой стороны, сериал «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время», несмотря на всю свою художественную несостоятельность, произвел фурор, причины которого лежат вне эстетической сферы.

В последнее время спрос на чудеса, на тайны, лежащие за пределами обывательского понимания, нарастает, делается почти всеобщим.

Прошлый сезон прошел под знаком интереса к фигуре Ури Геллера. Тогда же ТВ вернуло на экран Кашпировского. Да и о Мессинге уже давно складывались одна за другой легенды.

В этом сезоне Кашпировский вернулся в эфир на постоянной основе. Но уже, слава богу, никого не лечил. Чем он конкретно занимался, трудно даже сказать сразу. Отчасти тайное делал явным. Но больше явное накрывал тенью таинственности.
А сколько в отчетном сезоне нам было поведано о загробном мире. Был фильм, посвященный раю, была картина, рассказавшая о рае. И все на научной основе, со ссылками на авторитетных экспертов. Сколько было битв экстрасенсов! Работал специальный мистический канал!..

Худфильм о Мессинге, конечно, стал осевым событием всей этой мистической вакханалии. К слову сказать, разоблачений сеансов чудотворства и Мессинга, и других паранормальных персонажей последовало тоже приличное количество. Но все рациональные объяснения были обречены на недоверие, поскольку слишком велика жажда чуда.

«Жажда чуда» - это, пожалуй, главный подспудный мотив сегодняшнего житья-бытья. Он пронизывает политику, экономику, искусство… Потому он так отчетливо прозвучал на ТВ.

Под Новый год Чудо, по традиции, делается единственно желанной реальностью.

Под Новый год каждый из нас рад обманываться и обольщаться. И жадно внимать тем, кто способен видеть сквозь время.
31-го мы снова посмотрим сказку «Ирония судьбы», а уже на следующий день нам покажут ее «Продолжение» в ходе, которого она будет разрушена.

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе