Как просто. «Декалог» Кшиштофа Кесьлевского

На этой неделе телеканал «Культура» завершает показ знаменитого фильма Кшиштофа Кесьлевского «Декалог»

«Дека-лог» — 10 слов. Десять слов, данные Богом Моисею, десять слов, которые так требовали трактовки, что понадобилось первое пришествие, десять слов, легшие краеугольным камнем в основу европейской (и не только) культуры. Не убий, не возжелай, не прелюбодействуй, возлюби… Все разумно, логично, элементарно просто! Так мало Он от нас хочет. Так невыносимо мало…



Простая как слеза мысль — 10 заповедей — 10 серий телевизионного сериала — пришла в голову продюсерам польского телевидения в конце 80-х. Все фильмы должны были снимать разные режиссеры (по принципу ныне модных проектов «Невидимые дети», «Париж я люблю тебя» и т.д.). Правда цель была другая: не на известных уже именах играть, а дать дорогу молодым. Главным изначально планировался Кшиштоф Кесьлевский. Очень быстро Кесьлевский понял, что ни пяди врагу не уступит, и все будет снимать сам. Чтобы идею хоть как-то реализовать — выкрутились: на каждую серию приглашали «своего» оператора.

При такой убийственной простоте очень легко было впасть в дидактику, наглядность, притчевость. Чего проще? Сними десять комиксов-агиток про то, что Бога слушаться надо, и все довольны. К счастью этого не произошло: «Декалог» — это не иллюстрация заповедей, это поиск заветных слов в самой жизни. Каждый фильм отдельная история, обычная, человеческая. Сакральные слова звучат ни как приговор или назидание, они звучат как накопившаяся тыщятилетиями боль, как нерешаемая теорема. Без выводов и разбора полетов, просто история, просто жизнь — с каждым может случиться. Через обыденное, простое, повседневное Кесьлевский пытается проникнуть в самую суть, заглянуть в бездну.

Фильмы 80-х — Кесьлевский, Зануссии — этот период в польском кинематографе очень точно называют «кино морального беспокойства». Так художники реагировали на пропаганду, так отвечали на нужду в новых смыслах, которая назревала с той же скоростью, что подходил к концу 20-ый век. Человек, бунт, необходимость выбора, поступка — это кино не дает ответов, оно ставит вопросы, находит кровоточащие раны в «обычной жизни», в нас самих. В современном «авторском» кино, среди прочих, наметились два направления в спорах: одни ратуют за концепт и идейность, другие, устав от эпохи постмодернизма, стремятся к кино эмоциональному, живописному. В результате, довольно часто, у первых получаются мертвые притчи, у вторых фильмы о природе, а-ля BBC. У гениев эта проблема решалась просто: конечно, «Декалог» кино в каком-то смысле идейное, ведь в основе вполне четкая концепция. И конечно, авторское, «медленное» — камера никуда не спешит: разглядывает человека внимательно, настороженно, будто в душу залезть хочет.

Только вот в нынешнем «фестивальном кино», так же с зрителем не заигрывающем и срубить бабла не стремящимся, эти долготы и длинноты все больше приобретают форму многозначительной пустоты, и наполнить ее можно только если очень хотеть, и только собственными мыслями (режиссер сам часто не в курсе, что именно он имел в виду). У Кесьлевского же каждый кадр, каждая якобы «пауза» насыщена до предела: эмоцией, смыслом, метафорой. Нам только кажется, что камера бесцельно блуждает по больничной палате смертельно больного, если присмотреться она непременно «натыкается», то на букашку, мужественно выбирающуюся из стакана с водой, то на мироточащие больничные стены, то на странного «стороннего наблюдателя». (Этот загадочный «молодой человек отстранено наблюдающий за происходящим, — то ли ангел, то ли дьявол — единственный сквозной персонаж «Декалога»).

Все продумано, придумано, обусловлено — ни одного лишнего кадра, ни одного лишнего слова и, одновременно, насыщенно до предела блестящей актерской игрой, операторской работой, чудовищным эмоциональным напряжением того, кто ищет. Фильмы действительно получились отдельными, разными, в том числе, и по жанру. Прочтя в названии набившие оскомину слова «Он сказал не…», начинаешь судорожно вникать, проникать — пытаться понять, где именно в очередной «бытовухе» Кесьлевский обнаружил заветное слово. Как он его трактует, что говорит нам. И поиски сакрального неожиданно превращаются в занятие чрезвычайно увлекательное, эстетически приятное, ну и (само собою) душеполезное.

DRUGAYA.RU

«Декалог» Кшиштофа Кесьлевского на телеканаре «Культура» 

C 20 по 24 июля 2009 (по две серии в день):

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе