Продюсер Роман Борисевич (слева) и драматург Василий Сигарев, получивший национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за фильм «Волчок» в номинациях «Лучший фильм года» и «Лучший дебют года», к победе были готовы Фото: ИТАР-ТАСС
Искусство кино и то, что у нас называется общественным мнением, живут своими разными, непересекающимися жизнями. Публика ходит смотреть, и все равно неохотно, ту кинопродукцию, которую ей предлагают и за которой профессиональное критическое сообщество не находит возможности признать художественные достоинства.
Премии в итоге даются невидимкам, про которых никто не знает, которые находятся в зоне слепоты. Ну разве что знают, что некий ветеран экрана и патриот отечества всерьез расстроился в Думе из-за каких-то молодых ругателей местной жизни.
И то вряд ли. Поэтому обсуждать те или иные предпочтения "Слона" не особенно оправданно.
Неприятнее всего сознавать, что в оглашенном списке награжденных авторов действительно есть выдающиеся в художественном смысле работы: "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Миннесота" Андрея Прошкина. Но жить им придется только в более или менее релевантном пересказе кинообозревателей, которым, знаете, до смерти тоже уже надоело бубнить про то, о чем никто, кроме них, судить не может.
Можно перечислить эти работы почти 40-летних режиссеров, которых все еще принято числить в молодых, пересказать сюжеты, назвать артистов, грянуть аллилуйю. Заклинать воздух? Все равно, кроме провинциальной прокуратуры, мистическим образом подавшей в суд на того или иного кинематографиста, никто не проявит к ним интереса. Даже такого зоологического.
Поэтому чем разглядывать невидимую воду в несуществующей ступе, посмотрим на звезд, которым на "Слоне" нашлось место, и они сами заметнее всякого "Слона". Анна Михалкова, самая настоящая наша артистка, замечательный профессионал, знает, что Борис Хлебников — то, что надо, снимается у него и получает премию за лучшую женскую роль второго плана в его картине "Сумасшедшая помощь". Еще небесполезная и, похоже, уже рекламного характера информация про это кино: пираты украли его до выпуска на лицензии — видела диски в переулке у "Новослободской" еще ранней осенью.
Картина была номинирована в категории "Лучший фильм года", но большинство малоизвестных экспертов признали лучшим фильмом и, соответственно, лучшим дебютом "Волчок" Василия Сигарева — фильм, на взгляд вашего обозревателя, мертворожденный, поэтому о нем ничего.
Алексей Балабанов стал лучшим режиссером. Его "Морфий" — не "Брат" тебе, почтенная публика, но фамилия режиссера все же, выходит, самая говорящая из номинантов "Слона".
Хотя смотрят все, напомним, "Стиляг" Валерия Тодоровского. Критики отдали предпочтение художественному решению "Стиляг", отметив труд Владимира Гудилина и Юрия Фоменко.
Лучшим сценаристом назван режиссер Алексей Мизгирев, поставивший "Бубен, барабан" по собственному сценарию. В его фильме в главной героической роли говорит, гремит, но тихонечко, незаметно самая яркая звезда эпохи перестройки Наталья Негода.
Самая яркая звезда "Слона", к несчастью, уже погасла — покойный Олег Иванович Янковский, посмертно лучший артист, работа в фильме "Царь".
И, наконец, понятное и близкое всем — самая юмористическая номинация "Слона" "Лучший зарубежный фильм российского проката". Выбирали Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона" и Ларса фон Триера "Антихрист". Выбрали "Бесславных ублюдков" Квентина Антоновича Тарантино.
GZT.RU