Уходя, оставьте свет...

Есть утраты, с которыми невозможно смириться. Летом прош­лого года не стало удивительно светлого человека, бесконечно талантливого режиссёра, чуткого и мудрого педагога Елены Тадеушевны Борисовой. Судьба Елены Борисовой была предопределена фактом её появления на свет в семье известных театральных деятелей – главного режиссёра Омского театра кукол Анастасии Трифоновны и кукольника от Бога, заслуженного артиста России Тадеуша Мечиславовича Варжало.
Неудивительно, что в семье, в которой театр кукол был не местом работы, а храмом творче­ства, дети пошли по стопам родителей, однажды и навсегда заболев кукольным театром. Окончив ЛГИТМИК, Елена Тадеушевна поставила в родном Омском театре кукол очень популярные в те годы спектакли – «Солнышко и снежные человечки» и «Винни-Пух». А потом вдруг лихо переквалифицировалась в актрису (правда, с правом постановки). О своём зигзаге в актёрскую профессию Елена Тадеушевна всегда вспоминала с любовью, хотя признавалась, что полностью раскрепостила её всё-таки режиссура.

В Ярославль супруги Борисовы приехали по приглашению тогдашнего ректора Ярославской «театралки» Стани­слава Клитина. Так с его лёгкой руки Елена Тадеушевна нашла своё второе призвание – преподавание. Она настолько растворялась в своих учениках, что не делала различий между ними и собственными дочерьми. Все они были её деть­ми.

– Елена Тадеушевна – наше чудо, наше главное и в театре, и по жизни, – вспоминает Анатолий Белков, актёр Ярославского театра кукол, бывший ученик Борисовой. – Она стала для нас всем: и мамой, и мастером, и педагогом, и режиссёром. Будучи человеком искренним, она бесконечно серьёзно относилась к своему делу, не терпела халтуры ни в чём. И в то же время давала актёрам возможность фантазировать и «фулюганить». Она и сама была отчаянным «фулюганом» и провокатором!

– Лучше всех о моей маме могут рассказать её ученики, – согласна дочь Елены Тадеушевны Полина Борисова (она тоже не мыслит себя вне те­атра, во многом пошла по маминым стопам, окончив ЛГИТМИК и Высшую французскую школу кукольных искусств в Шарлевиль-Мезьере; сейчас живёт и работает во Франции). – Мама была очень светлым, добрым, тёплым человеком и таким разумным, таким понимающим, что не хватает слов. Она была нашей общей мамой, и нам даже не приходило в голову её ревновать к ученикам. Мама для многих людей была родным человеком, после её ухода «ВКонтакте» на её страничке появилось много записей, и люди по-прежнему продолжают писать ей письма...

Елена Тадеушевна была исключительно тонким режиссёром и стильным художником, обладающим абсолютным чувством меры и профессиональным тактом. В её режиссёрском багаже не было ни одного случайного спектакля, поставленного от необходимости или на заказ. Процесс придумывания спектакля у Елены Тадеушевны мог длиться годами. Так было с «Кентервильским привидением», принёсшим своему создателю звание дипломанта национального театрального фестиваля «Золотая маска» и диплом в номинации «Лучший режиссёр кукольного театра России». А ведь спектакль был задуман Борисовой ещё в студенчестве. В этом сезоне ученик Елены Тадеушевны, главный режиссёр Московского дет­ского камерного театра кукол Валерий Баджи поставил «Кентервильское привидение» в своём театре в память о любимом учителе. В титрах стоит имя Елены Борисовой, автора пьесы.

За два десятилетия работы в Ярославском театре кукол Елена Тадеушевна поставила более десяти спектаклей: это «Русалочка», «Чёрная курица», «Карлик Нос», «Питер Пэн», «Морозко», «Что за прелесть эти сказки», другие по­становки, полные волшебных таинственных превращений, бесконечно любимые и актёрами, и зрителями.

...Однажды, когда мы беседовали с Еленой Тадеушевной в преддверии её бенефиса, приуроченного к 55-летию, она сказала удивительные слова, запавшие мне в память:

– Мне стыдно говорить, но мне кажется, что у меня очень лёгкая жизнь. Впервые эта «крамола» пришла мне в голову, когда мои друзья рассказывали о сказочных по комфортабельности дорогах Италии. Там, говорили друзья, чтобы водители не расслаблялись, через определённое количество метров дорогу перегораживают невысоким препятствием. Вот и я случающиеся на жизненном пути перипетии воспринимаю как дорожный знак – не теряй бдительности, не успокаивайся.

Елена Тадеушевна никогда не теряла бдительности и не успокаивалась. Но это препятствие судьбы, неизлечимую болезнь, ей было не суждено преодолеть. Она осталась в нашей памяти, она жива в своих удивительно добрых и мудрых спектаклях, которые призывали идти своим путём.

...«Жаль,
       что неизбежна смерть,
Но возможна сатисфакция.
Уходя, оставьте свет...
Это больше, чем остаться»  
Фото из архива Вячеслава ЮРАСОВА.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе