Травля Мейерхольда

Театр Всеволода Мейерхольда был идеальной находкой для советской власти. 
Это театр не для партера, вобравший в себя традиции народного площадного искусства, агитационный, откровенно политический. Он не боится экспериментов и заражает зрителей своим настроением задолго до антракта. 

В середине 20-х Мейерхольд – один из самых востребованных режиссеров в России, каждое вскользь брошенное им слово воспринимается как творческий постулат.

И вдруг по-театральному драматический конец. Сначала зверское убийство любимого человека: на Зинаиду Райх напали в ее квартире в самом центре Москвы. Затем Всеволода Эмильевича обвинили в шпионаже и расстреляли. Чем был опасен для Сталина Мейерхольд?

Всеволод Эмильевич встретил Октябрьскую революцию в возрасте 43 лет. К этому моменту он успел реализовать себя и в качестве актера, и в качестве режиссера. По мнению Немировича-Данченко, Мейерхольд был «готовым актером», одинаково успешно исполняющим разномастные роли — от забавного водевильного простака до упрямого старика. И все же у него был любимый образ: чеховский Константин Треплев. Жадный творческий поиск, стремление «порвать» с существующими художественными формами характеризовали и самого Всеволода.

Мейерхольд тяготел к театру гротеска с его неожиданными карикатурными изображениями, зрелищностью и традициями площадного искусства. В течение нескольких лет он изучает народную испанскую, итальянскую, восточную театральную культуру. Эти искания органично вписались в постановку «Балаганчик» (1907), из-за которой скандалил весь театральный Петербург. Премьера спектакля чуть не переросла в драку, зрители словно сорвались с цепи. Возмущенные эстеты рвались на сцену, чтобы разорвать декорации, а вторая часть зала не прекращала восторженные аплодисменты. Всякая уважающая себя газета опубликовала на следующий день разгромную рецензию. Спектакль действительно получился необычным: на сцене было установлено здание маленького театра с отдельным занавесом. По замыслу Мейерхольда, в определенный момент декорации взмывали наверх. Актеры играли в полумасках, некоторые детали костюмов были сделаны из картона. Для дореволюционного театра, прямо скажем, неожиданно. Режиссер плюнул в лицо академическим традициям, хотя символисты были в восторге. «Сценический облик актера должен явиться художественной выдумкой, иногда, быть может, и опирающейся на реалистическую почву, но в конечном счете представшей в образе, далеко не идентичном тому, что видим в жизни», — таким был творческий манифест Мейерхольда, вполне реализованный в «Балаганчике».


У театральной России нашлось немало поводов для недовольства. С русской классикой Всеволод Эмильевич обходился довольно смело, так, что от самого автора в постановке оставалось очень мало. В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: между тем, сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие. Актеров в финале заменил на куклы. Свободно обошелся он и с «Лесом» Александра Островского.


Премьера «Маскарада» состоялась в разгар Февральской революции


Однако мало кто знал, что режиссер тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу. Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет. Репетиции, пусть и эпизодически, длились в течение 6 лет. «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, увражей, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы», — писал Мейерхольд.


Сцена из спектакля «Маскарад»


Премьера состоялась в Александринском театре в разгар Февральской революции. На улицах была слышна стрельба, в разных частях города ежечасно собирались стихийные митинги. А «Маскарад» собрал полный зал, хотя билет в партер стоил больше 20 рублей. Для сравнения — средняя зарплата рабочего в России составляла на тот момент 37 рублей. Декорации и костюмы обошлись в целое состояние. Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра.


Эскиз костюма к спектаклю «Маскарад»


В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей. Он поддерживает идею агитационного спектакля, который служит проводником официальной идеологии. Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами.


Постановка «Великодушный рогоносец»


В первые годы после революции режиссер разрабатывает методику актерского мастерства, получившую название «биомеханика». Она стала противовесом системе Станиславского. Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актер испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию. Биомеханика же учила актера, в первую очередь, законам движения на сцене, в которых рождаются правильные интонации, мимика и эмоции. Чтобы достигнуть совершенства в движениях, актеры часами стояли у станка, фехтовали, занимались гимнастикой. Спектакли Мейерхольда 20-х годов насыщены цирковыми трюками. Так, например, в постановке «Великодушный рогоносец» актеры выполняли сложные акробатические элементы. Одним из них стала «пирамида», символизировавшая коллективизм. Музыка в постановках режиссера-экспериментатора — одно из главных действующих лиц. Это стержень, объединяющий действие. Всеволод Эмильевич, как правило, работал вместе с композитором, согласовывал с ним замысел. Так было и с «Маскарадом». Музыку к спектаклю писал Александр Константинович Глазунов. Ритм, а вместе с ним и движения актеров, менялись от величественно-неторопливого до оживленного, хаотичного настроения бала. Мейерхольд требовал, чтобы в некоторых сценах слово сочеталось со звуком. Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия.


Из-за постановки «Балаганчик» скандалил весь театральный Петербург


Всеволод Эмильевич перешел в статус контрреволюционера не за один день. Во-первых, в 1922 году режиссер обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом». Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 30-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж. Было еще много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях. Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссера просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского.


Всеволода Мейерхольда похоронили в общей могиле


Всеволод Эмильевич ставит роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 20-х годов, революционный подъем, который в 30-х годах сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья. Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх. История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнет спины в пятилетке? Арест режиссера был делом времени.

В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству. Всеволода Эмильевича забрали в июне 1939-го. Постановление об его аресте подписал Лаврентий Берия. Режиссера арестовали в Ленинграде и спешно перевезли в Москву. Сначала держали на Лубянке, затем отправили в Бутырскую тюрьму. В июле была убита неизвестными Зинаида Райх. После допросов Мейерхольд дал показания о том, что сотрудничал с троцкистами и был шпионом. Позже от этих показаний отказался, заявив, что они были даны под воздействием пыток. В феврале 1940-го его расстреляли. Позже детям Мейерхольда выдали свидетельство о его смерти, в качестве причины указывался упадок сердечной деятельности.

Всеволода Эмильевича реабилитировали в 1955 году.
Автор
Елена Бухтеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе