ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК. ЧАСТЬ 1 НА ФЕСТИВАЛЕ "БАЛТИЙСКИЙ ДОМ"

Фестиваль «Балтийский дом» начался с «Божественной комедии» Някрошюса, я ее успела до того посмотреть в Москве на фестивале «Сезон Станиславского», где он явно прошел плохо, без энергии, как будто формально. Было странное ощущение, что вот, вроде бы по всем статьям Някрошюс – совершенно узнаваемая система метафор, ритм, то взрывающийся всеобщим движением, беготней молодых актеров, а то замирающий, его всегдашняя заковыристая простота, - а не задевает. Была в этом спектакле какая-то усталость, а в многочисленных комментариях-объяснениях, похожих на озвученные сноски из школьного учебника – попытка приспособиться к несвоему зрителю – необразованному и нетеатральному.

Для меня «Балтийский дом» начался с параллельной программы названной «Петербургский кейс. Новые имена», в первую очередь имелись в виду три достаточно новые независимые театральные группы:  Лаборатория ON.Театр, Театр Post. и Этюд-театр, а вместе с тем новый проект «Балтийского дома» - петербургская документальная сцена. Я знаю, что многие фестивальные отборщики  приехали на нынешний Балтдом именно чтобы увидеть спектакли этих театров, новые лица, поскольку все остальное, включая  международные хиты, ради которых в Питер едем мы, для европейских фестивалей – будний день.


Начали со «Злой девушки» Дмитрия Волкострелова. Вообще-то она принадлежит питерскому ТЮЗу, но имя режиссера все связывают в первую очередь с созданным им  театром post, тем более, что в «Девушке» частично играют те же актеры. Пьесу Павла Пряжко, который все дальше уходит от традиционного представления о драме, как о цепи значимых событий, и все больше превращает свои тексты в чистый концепт, стертый рассказ о стертом бытии, Волкострелов ставит максимально адекватно, в полном согласии с автором. Его спектакль, где ничего не происходит, а есть только медленно и вяло шевелящаяся жизнь белковых тел, смотришь с интересом, но в каком-то медитативном режиме, клонящем ко сну. Несколько длинных рядов зрителей сидят перед такой же длинной сценой с яркой икеевской мебелью, как перед аквариумом (кстати, оформление Ксения Перетрухина придумала очень точно), где  томно плавающие  актеры-рыбы иногда роняют ремарки или немногочисленные реплики. Жизнь ленивых во всем, даже во взаимоотношениях, молодых людей, скучно проводящих время вместе, - узнаваема, характеры, особенно самой «злой девушки» с большими претензиями (и именно этим отличающейся от остальных) – ясны, так что все хорошо. Но в финальной сцене, когда Волкострелов пускает на заднюю сцену в фоновом режиме и без звука фильм Годара «Мужское-женское»,  вдруг ловишь себя на том, что проснулся и неотрывно следишь за фильмом, забывая о живых актерах. И это как-то смущает.


На Балтдоме я сходила еще на один спектакль Волкострелова, уже точно принадлежащий театру post – поставленный им вместе с Семеном Александровским восьмичасовой проект из 16-ти пьес Марка Равенхилла под английским названием Shoot / Get Treasure / Repeat. Его показывали в неизвестном мне раньше культурном центре «Легкие люди», на верхнем этаже жилого дома на улице Белинского, в прекрасном светлом помещении с окном во всю стену, откуда открывался прекрасный вид на Питер и где можно было валяться на подушках и пить чай в ожидании следующей части спектакля. Это было очень кстати, поскольку спектакль, состоящий из множества коротеньких пьес, должен был длиться 8 часов, включая антракты, причем, действие происходило одновременно в двух комнатах, и зритель сам выбирал, будет ли он смотреть  спектакль от начала к концу, от конца к началу или выберет какой-то свой маршрут, чередуя оба направления. Сразу скажу, что посмотрела только треть спектакля на маршруте от конца к началу, а на  остальное собираюсь сходить в конце ноября, когда Shoot / Get Treasure / Repeat приедет в Москву на фестиваль NET.


Теперь мне уже объяснили, что путь от конца к началу – плохой, и так лучше не ходить, а то ничего не поймешь. И действительно, попав в комнату с пьесой №16 – «Рождение нации» (по словам Равенхилла, каждый из фрагментов назван по одному из существующих эпосов), мы чувствовали себя странно. Перед нами за длинным столом сидел в молчании ряд актеров с ноутбуками и планшетниками, они быстро колотили пальцами по клавишам, не поднимая голов, а над ними, на стену-экран, проецировалась лента фейсбука, перескакивая с одного имени на другое, на страницы сообществ или событий. У нас на глазах писались комментарии и ставились «лайки». Причем, между столбиками реальных сообщений шел, постоянно обновляясь, еще одним потоком на «стене» фейсбука, разложенный на «голоса» текст пьесы Равенхилла о войне и разрушенном городе. Пикантность ситуации состояла в том, что у меня с театром post одни и те же друзья в фейсбуке, и большинство не относящихся к Равенхиллу сообщений, которые выводили перед нами на экран, я с утра уже читала, но сейчас подключиться к ним не могла (пыталась, но интернет в театре был запаролен). Это само по себе уже выглядело, как обман. А среди интернет-гула знакомых голосов лента пьесы с иностранными именами и гневными филиппиками в адрес некоей обобщенно-метафорической войны тем более смотрелся чужим. Впрочем, пока не берусь высказывать никаких суждений, посмотрим, как поведет себя этот спектакль, если его прокрутить в правильном направлении до самого конца. Пока же скажу только, что Волкострелов с Александровским продолжают максимально использовать все возможные приемы отстранения от драматического текста Равенхилла о войнах и насилии, который у них чаще всего идет фонограммой. Актеры то являются на многочисленных телеэкранах (как голова Данилы Козловского в «Одиссее»), то просто сидят и слушают произносящийся текст, время от времени произнося реплики хором с ним, то просто разыгрывают историю на экране в чем-то похожем на хоум-видео, а то текст наложен на перемонтированные кадры классического кино («Мать»).  Работает это все или нет, посмотрим потом, а пока кажется, что текст такой тенденциозный и чрезмерный, что от него и впрямь как-то надо отстраниться.


    [http://calendar.fontanka.ru]



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе