Театр на местности

В Москве открывается фестиваль современного театра «Территория».
Режиссер Кирилл Серебренников
Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»


Спектакли в автобусах и на кроватях в музее, «бродилка» по библиотекам мира от триумфатора Чеховского фестиваля, музыкальные и танцевальные перформансы и прибалтийская постановка Кирилла Серебренникова — в Москве открывается фестиваль «Территория».


 
«Ночь в библиотеке», Робер Лепаж

Пресс-служба фестиваля


Эта театрализованная выставка — подарок Национальной библиотеке Квебека на десятилетний юбилей от культового режиссера и художника Робера Лепажа, на создание которого его вдохновила одноименная книга Альберто Мангеля. Канадский режиссер хорошо известен московскому зрителю: несколько лет назад он триумфально показал в Москве свою хитовую «Обратную сторону Луны», этим летом в рамках Чеховского фестиваля с аншлагом прошла его постановка «887», а в Театре Наций Евгений Миронов уже несколько лет успешно играет поставленный Лепажем моноспектакль «Гамлет | Коллаж».

В нынешнем проекте Миронов — художественный руководитель фестиваля «Территория» — проводник для посетителей выставки, по которой им, кстати, совершенно не нужно ходить.

Вместо читательского билета зрители получают шлемы виртуальной реальности и в течение 45 минут смотрят видеопутешествие в формате 360° по придуманному режиссером миру библиотек, реальных и воображаемых, расположенных в разных странах и временных промежутках.

12 октября, Мультимедиа Арт Музей, 12:00



«Тобольск. Доска почета», Дмитрий Брусникин

Пресс-служба фестиваля


Специальный проект фестиваля в рамках Лаборатории документально театра — первая совместная работа актеров двух тобольских театров с режиссером и педагогом Дмитрием Брусникиным. Спектакль по документальной пьесе Марины Крапивиной — портрет небольшого города через истории взаимоотношений между его жителями. На этой «Доске почета» есть место для каждого: художника, бывшей вахтовички, инструктора йоги, баяниста или работников химкомбината — пьеса построена на интервью с ними. Для артистов Тобольского драматического театра им. П. П. Ершова и Свободного молодежного театра этот спектакль — первое знакомство с документальным театром.

13 октября, Театр Наций (Малая сцена), 20:00



«Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха», Анна Тереза де Кеерсмакер

Пресс-служба фестиваля


Дебют выдающейся бельгийской танцовщицы, авторитета современной хореографии Анны Терезы де Кеерсмакер на российской сцене в рамках фестиваля — самая известная работа хореографа, поставленная ей 35 лет назад. Принято считать, что тогда и появился современный танец, где помимо движений особое внимание уделяется работе со светом, пространством и драматургией.

Часовая композиция состоит из четырех фаз: «Фаза Пианино», «Выход», «Фаза Виолончели» и «Музыка Хлопков». Два перформера, один из которых — сама Кеерсмакер, передают партитуру музыки американского композитора Стива Райха, постепенно увеличивая рассинхрон в своих движениях.

14 и 15 октября, Театр Наций (Основная сцена), 20:00



«Я сижу в комнате», Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Власик

Пресс-служба фестиваля


«Я сижу в комнате» Элвина Люсье — другая фестивальная постановка по произведению американского композитора. Это совместная работа основателя независимого «театра post», руководимого лауреатом «Золотой Маски» и учеником Льва Додина Дмитрием Волкостреловым, и автора многих музыкальных перформансов Дмитрия Власика. Все, что нужно для того, чтобы этот спектакль состоялся, — два магнитофона, микрофон, динамик, усилитель и пространство комнаты. Каждый из 32 зрителей под руководством двух перформеров становится создателем музыкального действия и узнает, какие метаморфозы могут произойти с его голосом при определенном воздействии на него.

16 и 17 октября, Новое Пространство Театра Наций в 19:00 и 21:00



«Наследие. Комнаты без людей», Rimini Protokoll

Пресс-служба фестиваля


В восьми комнатах этой сценической инсталляции фестиваля никто не сидит: их обитателей уже давно нет в живых. От абсолютно рядовых людей вроде одинокой пенсионерки, отчаянного джампера или серьезного ученого остались только личные вещи. Именно благодаря им, а также видео и фотографиям зрители могут прожить чужие жизни и понять, каково это — умирать.

Постановочная группа компании «Rimini Protokoll» — авторы умных популярных «бродилок» Remote X, спектаклей-флешмобов, документальных и «свидетельских» спектаклей — для этого проекта в течение двух лет общалась со швейцарскими врачами, юристами, неврологами, священниками и даже сотрудниками похоронных бюро и домов престарелых. Их целью было максимально точно заполнить комнаты всем, что осталось от тех, кого мы никогда не знали, и дать зрителям прочувствовать историю взаимоотношений этих людей со смертью.

17 — 22 октября, Винзавод. Цех Белого, сеансы с 13:30 до 21:00



«Бельгийские правила / Бельгия правит», Ян Фабр

Пресс-служба фестиваля


Суждение профессора Антверпенского университета Люка ван ден Дриса о том, что Бельгии не существует и на самом деле эта страна — «сюрреалистический кошмар», вдохновила его соотечественника, художника и режиссера Яна Фабра переосмыслить историю своей страны, чтобы доказать обратное. Фабр на протяжении последних лет был и остается одним из самых больших провокаторов европейской сцены. В Париже идет его «Гора Олимп» — 24-часовой спектакль, в котором радикально переосмысливается корпус греческих мифов. Год назад в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты», на которой он выставил мертвых зверей: по словам художника, он находил трупы животных, брошенных своими хозяевами у дорог, а выставку их чучел сделал как раз для того, чтобы поговорить о человеческой жестокости. Тем не менее, проект вызвал возмущение «православных активистов» и защитников животных.

17 и 18 октября, Театр Наций (Основная сцена), 19:00



«Война и мир», Гоб Сквод

Пресс-служба фестиваля


Главный русский роман в интерпретации немецко-английской команды Гоб Сквод умещается в два часа действия, а на сцене появляются не только гости салона Анны Павловны Шерер, но и Владимир Ленин, и Мерилин Монро, и хорошо известные современные политики. Для зрителей, которые могут сами стать героями происходящего, стираются границы между реальными людьми и персонажами книги.

20 и 21 октября, Центр им. Мейерхольда, 20:00



«Все, что со мной рядом», Фернандо Рубио

Пресс-служба фестиваля


Аргентинский режиссер Фернандо Рубио разрушает стереотипы, помогает незнакомым людям найти контакт и справиться с одиночеством, оставляя зрителей на 15 минут наедине со специально нанятыми актрисами в одной постели. Это смелый эксперимент над условностью границ личного пространства и приличия, в котором объектом внимания становятся воспоминания каждого.

21 — 24 октября, ММОМА, сеансы проходят с 14:00 до 21:30



«Ближний город», Кирилл Серебренников

Пресс-служба фестиваля


Первый дуэт российского режиссера Кирилла Серебренникова и лучшего драматурга по версии «Золотой Маски — 2016» Марюса Ивашкявичуса — комедия о взаимоотношениях тридцатилетних супругов, любящих друг друга, но не выносящих рутину семейной жизни. Пьесу литовского драматурга Серебренников взял лишь за основу своей постановки, которая весной этого года с аншлагом прошла на сцене Национального театра Латвии.

Каждую неделю муж сбегает в соседний городок якобы на встречу с друзьями, но однажды его жена тоже решает сбежать от одиночества и тайно следует за ним. В сущности эти два небольших города отличаются только неоновыми вывесками «Здесь» и «Там»: дома, жители и атмосфера обоих мест слишком похожи, чтобы зрители могли поверить в то, что супруги действительно могут в них отвлечься от своей повседневной жизни.

24 и 25 октября, Гоголь-центр, 19:00



Проект «Живые пространства»

Каждый год «Территория» пытается обживать нетипичные для театра пространства. В этом году им стал московский транспорт: кино- и театральный режиссер Александр Вартанов (спектакли «Большая жрачка» и «Лучшие», кинофильмы «Собиратель пуль» и «Дачники») представит свой эскиз в маршруте автобуса «Б», двигающемуся по Садовому кольцу. Комиссар площадки «Трансформатор.doc» Всеволод Лисовский (спектакли «Пир» и играющиеся на улицах города «Неявные воздействия») представит эскиз «Червь» на самом длинном в Москве маршруте М1, который ходит с улицы Кравченко на юго-западе Москвы до Покровского-Стрешнева на северо-западе Москвы (на карте города маршрут действительно напоминает дождевого червяка). Их пригласил в проект его нынешний куратор — Дмитрий Волкострелов.

«Конец века/конец круга» — 14 и 15 октября, 20.00
«Червь» — 21 октября, 22.00 и 22 октября, 20.00 и 22.00

Автор
Ольга Карасева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе