Театр и Университет в XXI веке

Под таким лозунгом в Москве прошел XII Всемирный Конгресс Международной Ассоциации университетских театров AITU-IUTA, в рамках которого был проведен VI Международный Московский фестиваль университетских и молодежных театров. Организатором фестиваля и Конгресса стал Московский театр МОСТ, что неудивительно, зная историю бывшего студенческого театра МГУ.

История фестиваля уходит корнями в далекий 1990-й год, когда по инициативе директора Студенческого театра МГУ Ирины Большаковой был организован первый Международный фестиваль университетских театров. С тех пор традиции студенческих театров в России ежегодно крепнут. И Московский театр МОСТ - яркое подтверждение тому, что у студенческого театрального движения в России есть будущее.

Позже идею создания Ассоциации университетских театров поддержали ведущие театральные деятели Европы, в результате чего появился Всемирный конгресс Международной Ассоциации университетских театров AITU-IUTA, каждые два года проходящий в одной из стран участников по всему миру.


В этом году Всемирный Конгресс Международной Ассоциации AITU-IUTA впервые проходил в России. В Москву съехались участники более чем из 30 стран. За пять дней работы Конгресса было прочитано 75 докладов, проведено 6 мастер-классов, прочитаны лекции, проведены дискуссии о современных театральных тенденциях. На Конгресс съехались театралы со всех континентов: специалисты из Австралии, Аргентины, Филиппин, США, Великобритании, Бельгии, Италии, Франции, Болгарии, Латвии, Беларуси и России представили свои исследовательские и научные работы. 

Целью Конгресса является поддержка и развитие университетского театра во всем мире. Доклады этого года были посвящены актуальным вопросам функционирования и развития университетских театров, изменениям в театральном образовании в XXI веке, подходам, характеризующим университетские театры, а также освещению их роли в современном мире. Здесь необходимо отметить, что под «университетскими театрами» понимаются не только студенческие театральные коллективы, но и «любая театральная деятельность, осуществляемая в высших учебных заведениях, как образовательная, творческая или исследовательская деятельность, как теоретическая, так и практическая», а также спонтанный студенческий театр, любительские или профессиональные театральные коллективы.

На протяжении нескольких дней участники Конгресса обменивались опытом подготовки театральных актеров разных стран, делились наработанными подходами к созданию современных спектаклей, обсуждали вопросы продвижения искусства и преподавания театрального мастерства в современных университетах. Участники подчеркивали важность театрального обучения в университетском театре и необходимость формирования у современного актера новых универсальных навыков.


По словам одного из организаторов театрального фестиваля, директора Благотворительного Фонда Развития Студенческого театра МГУ Юрия Матвеевича Огульника такой обмен опытом и показ спектаклей различных форм (невербальный, документальный театр и т.п.) подпитывает молодежь и дает толчок заняться тем направлением, в котором они еще не пробовали свои силы, чем-то малознакомым, но не менее интересным. На фестивале актерам и зрителям представилась возможность увидеть, насколько разными могут быть постановки документального, невербального характера, насколько трепетным может быть отношение к материалу при создании образа героя. Своими работами участники фестиваля показали, что и документальный театр может быть разным – от легкой, лиричной постановки (Россия) до глубокого драматического спектакля (Минск). Постановки без слов отличались не только манерой изображения, композицией, но и способами реализации режиссерского замысла и создания атмосферы спектакля. Юрий Матвеевич особо отметил постановки театров Латвии и Беларуси за особую внимательность и большую нежность при создании образов классиков русской культуры – Марины Цветаевой и Всеволода Мейерхольда.

Также Юрий Матвеевич отметил, что проведение столь масштабного международного проекта с широкой научно-исследовательской программой стало возможно благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Фестивальная программа была представлена спектаклями в трех основных направлениях: невербальный театр, документальный театр и классика в современной интерпретации. Участниками фестиваля стали театральные коллективы из Латвии, Болгарии, Филиппин, Беларуси и России.

Открыл фестивальную программу невербальный спектакль «Триптих» кемеровского театра «Карман». Тонкая, лиричная литературно-музыкальная композиция о любви в исполнении «студентов-технарей» смотрелась удивительно органично. Несмотря на то, что актеры являются студентами Кузбасского государственного технического университета, спектакль нисколько не уступает постановкам профессиональных театров. Пластика, движение, пантомима, свет и музыка – вот средства выразительности в спектакле «Триптих». И каждое движение, каждый жест и взгляд актеров, каждый музыкальный акцент говорят зрителю больше, чем привычные слова. Романтичные зарисовки по мотивам всемирно известных произведений «Алые паруса», «Ромео и Джульетта», «Синяя птица» развернули перед зрителями три истории любви, добра и надежды.

Второй невербальный спектакль показал студия-театр «Манекен» из Челябинска. Действие спектакля «Cafe» происходит в маленьком французском кафе, где течет привычная жизнь в ее типичном проявлении. Посетители пьют кофе и флиртуют, знакомятся и влюбляются, ссорятся, танцуют и мечтают. На протяжении спектакля перед зрителями разворачиваются характерные картинки французской жизни, где официантка мечтает о любви с музыкантом, поэт сочиняет стихи, а певица отмахивается от надоевшего поклонника. Актеры при помощи только мимики, жеста и музыки с удивительной грацией воссоздают неповторимую атмосферу французского кафе, с его интригами, романтикой, ароматом кофе и круассанов.


Продолжил фестиваль Русский молодежный театр «Inspire», приехавший из Латвии. Документальный спектакль «Остановись, прохожий» - это музыкально-поэтическая история жизни Марины Цветаевой. Трагическая судьба великой русской поэтессы в стихах и дневниковых записях. Вся ее жизнь, любовь, безграничное отчаяние и упорная борьба звучали в словах, звуках, песнях. Режиссеру Светлане Бара удалось с удивительной точностью воссоздать портрет Марины Цветаевой. При этом в спектакле чувствуется крайне бережное отношение к судьбе поэтессы и ее подлинному образу.

Еще один документальный спектакль представил Московский театр МОСТ. Постановка Георгия Долмазяна «4 Любы. Оттепель» отражает советскую действительность 60-х годов со всеми присущими ей атрибутами – музыкой Эллы Фицжеральд, отрывками из «Карнавальной ночи» и фильмов итальянского нео-реализма, стихами Рождественского, Евтушенко, Ахмадуллиной и Вознесенского. Светлая история юношеских надежд, пьянящего аромата свободы и безграничного счастья. Постановка Георгия Долмазяна – документальный отпечаток эпохи в стихах, воспоминаниях, советских открытках и песнях.

С документальным спектаклем, посвященном судьбе Всеволода Мейерхольда, выступил и Беларусский театр Документа из Минска. «Человек, перешедший реку» - это спектакль-документ в виде экзерсисов о талантливом режиссере, педагоге и теоретике театра, о трагической судьбе великого человека, павшего жертвой сталинского режима. Спектакль-коллаж поставлен с элементами «биомеханики», автором которой был сам Мейерхольд, и стал своеобразным размышлением о судьбе Творца и Мыслителя в современном обществе.

Третье направление, представленное на фестивале этого года, - классика глазами современников. В рамках этой категории Болгарский театр-лаборатория «Alma Alter» из Софии представил свою трактовку знаменитой шекспировской истории любви. Музыкально-лирическая постановка "Ромео и Джульетта. Сонет бессмертной любви" представляет собой историю, которую разыгрывают трое, Ромео, Джульетта и Лоренцо, привлекая к поиску ответов на вечные вопросы случайных зрителей из зала. Вечная история показана в интерактивном формате и рождается прямо на глазах у публики. На протяжении спектакля актеры говорят на нескольких языках, играют на разных инструментах, поют и рассуждают о любви.

Филиппинский театр «Tanghalang Pilipino» привез на фестиваль яркую интерпретацию рассказа «Как пришла любовь к Хуану Тамаду», представляющую собой любовный треугольник персонажей из филиппинских легенд. Спектакль с великолепными масштабными декорациями, потрясающими национальными костюмами и забавными диалогами – прекрасная демонстрация синтеза этнических традиций и современности. Филиппинский вариант истории беспечного Иванушки-дурачка или Емели, которому счастье, богатство и любовь сами плывут в руки, одинаково интересен и взрослым, и детям.

Завершился фестиваль легкой и трогательной постановкой театра МОСТ «Сирано». Известный сюжет Эдмона Ростана рассказан молодыми актерами с удивительной нежностью и французским шармом. Под завораживающие звуки шансона на фоне вечернего Парижа разворачивается история героической и самоотверженной любви французского поэта Сирано де Бержерака. Трепетный рассказ о внутреннем благородстве, жертвенности и преданности, мучительном выборе и искренности душевных порывов молодости. Возвышенная история чистой любви, которой так не хватает в современном обществе, жаждущем нравственности и духовности, как никогда привлекательна для современного зрителя. Комедийные эпизоды сочетаются в спектакле с фехтовальными сценами, демонстрации дуэлей и боев сменяют картины душевных переживаний и мучительных откровений. Проникновенная история дарит самые яркие впечатления. Не случайно этот спектакль удостоен многих наград и входит в коллекцию лучших спектаклей мира французского музея «Сирано».


Следующий Международный фестиваль и Всемирный Конгресс состоятся в Филиппинах, в Маниле. А пока участники фестиваля-2018 обсуждают увиденные спектакли, делятся мнениями и строят творческие планы на ближайшее будущее.

Автор
Оксана Демидова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе