Театр актуальных кукол

Руслан Кудашов: «Если ты действительно стремишься себя обрести, тогда сцена тебе поможет»

При всей скромности своей натуры, нелюбви к фотографированию и немногословности главный режиссер Большого театра кукол (БТК) Руслан Кудашов – человек крайне активный и деятельный. 

Его творчество наполнило репертуар абсолютно новыми и оригинальными идеями. Кроме того, он стал одним из авторов идеи проведения в сентябре этого года «БТК-фест. Театр актуальных кукол». Зачем сегодня посещать кукольные театры и что там можно увидеть, мы узнали у режиссера.

– Руслан, вы пришли в Большой театр кукол несколько лет назад. В одном из интервью вы сказали про себя: «Я не канонический художественный руководитель». Еще в одном интервью речь шла о том, что вы занимаетесь «немного другим театром» и что «этот жанр искусства незаслуженно презираем». А о вас говорят так: «Руслан Кудашов – прежде всего философ, понимающий каждое произведение как квинтэссенцию вечных категорий». С какими сложностями вам приходится сталкиваться?

– Долгие перелеты и кирпичи с крыши – вот самые большие сложности! Ведь всем известно, что любая сложность, которая нас не убивает, нас только укрепляет.

Куклы в масштабе страны

– Как вам кажется, насколько большое внимание сегодня уделяется развитию кукольного театра на государственном уровне и уделяется ли вообще?

– Я не могу сказать за весь кукольный театр, потому что мы (БТК. – «Эксперт С-З») все-таки находимся в каком-то ином положении. Мы достаточно давно, восемь лет назад, принялись за дело. И стараемся тщательно работать в выбранном нами направлении. Поэтому вопреки нашим ожиданиям есть отклик и со стороны зрителей, и со стороны прессы, и со стороны руководителей культуры. И это создалось только за счет постоянного движения и усилия. И я понимаю, что для остальных театров кукол ситуация, к сожалению, складывается совершенно не так.

– Вы сейчас говорите о российских кукольных театрах или о театрах из стран СНГ?

– Я уже давно туда не выезжал, не знаю, что в СНГ происходит сейчас, но когда я был там последний раз – впечатление шокирующее. Все очень плохо. Да и в России театр кукол мало кому был нужен. До последнего времени. Просто пока не появляются определенная активность изнутри и желание выйти на новый уровень, все находится в упадке. Бороться и доказывать что-либо приходится несколько лет.

Сцена из спектакля «Песнь Песней» Большого театра кукол

Фото: WWW.PUPPETS.RU

– Какова ситуация с европейскими кукольными театрами? Кто держит пальму первенства? Франция? Ведь там с 1961 года проводится Международный фестиваль театров кукол в городе Шарлевиль-Мезьер.

– Нет, почему Франция? Так однозначно нельзя сказать. Есть хорошие работы в Бельгии и в других странах. Везде что-то свое. Франция просто знаменита, действительно, своим фестивалем. Там праздник длится около десяти дней. Большое количество участников, более 100 театров представляют свои работы.

«Книга Иова»

– Фестиваль, который вы организуете в сентябре, – это первый опыт такого рода? Есть ли аналоги в России?

– Да, фестиваль пройдет в Петербурге 19-23 сентября 2014 года, что вновь позволит вывести Большой театр кукол на принципиально новый уровень развития. В рамках «БТК-фест. Театр актуальных кукол» будут показаны работы театральных коллективов из Бельгии, Франции, Великобритании, Финляндии, Израиля, Кореи, Литвы, Белоруссии и России. Такая география стран поможет показать публике все разнообразие кукольных спектаклей для детей и взрослых. Ожидается встреча с известным польским театроведом Мареком Вашкелем, который в рамках аудиовизуальной презентации расскажет о современном театре кукол.

– Позволю себе процитировать ваших коллег – соорганизаторов фестиваля: «Традиционные марионетки и планшетные куклы, соединение мультимедиа-технологий и contemporary dance, картонно-бумажные фантазии, кукольный цирк и жонглирование головами манекенов – петербургской театральной публике предстоит знакомство с не просто актуальными, а с синтетическими и порой совершенно неожиданными театральными формами». Ничего не упустила?

– Да, мы постараемся все это продемонстрировать петербургскому зрителю. После каждого вечернего спектакля в фойе БТК будет музыкальная программа: выступление Светы Бень из «Серебряной свадьбы», спектакль-перформанс, посвященный творчеству группы Nirvana.

– А что представите на предстоящем фестивале вы? Ведь не секрет, что репертуар БТК очень разнообразен – от традиционной русской народной сказки «Колобок» до постановки, посвященной жизни рок-музыканта Александра Башлачева, от «Бармалея» до «Вия». Вы постоянно экспериментируете…

– «Книга Иова». Это будет продолжением обращения нашего театра к Ветхому Завету. Сейчас у нас уже есть в репертуаре «Екклесиаст» и «Песнь Песней». Эти два спектакля находятся в своеобразном диалоге друг с другом, даже несмотря на то, что они очень разные. Чтобы найти любовь, нужно сначала пройти испытание, столкнуться с пропастью. Поэтому есть «Екклесиаст», а затем идет «Песнь Песней»…


Сцена из спектакля «Екклесиаст» Большого театра кукол

Фото: WWW.PUPPETS.RU

– Именно «Песнь Песней» вы выбрали для показа публике в день рождения театра, который отмечали 16 мая. Почему?

– Надо понимать, что мы не стараемся трактовать книгу Ветхого Завета как таковую – мы просто сделали попытку перевести это великое произведение о любви на язык театра. Для нас «Песнь Песней» не просто назидание и проповедь – для нас это постоянный поиск новых форм и выразительности в понимании того, что такое любовь. А любовь бывает многолика – от безудержной человеческой страсти до всеобъемлющей, из которой и получаются наши миры.

– Когда вы думаете над новой постановкой, чем вы руководствуетесь, что помогает вам?

– Мне кажется, что если ты действительно стремишься себя обрести, себя понять, тогда сцена тебе поможет. И тогда ты уже не задумываешься над формами, ты просто следуешь тому, что путь требует от тебя. И желательно, чтобы путь был неизвестен, непонятен. Пусть даже и критика будет колоссальной. Зато – не в угоду.

Санкт-Петербург

СПРАВКА

Руслан Кудашов родился 5 марта 1972 года. Главный режиссер Большого театра кукол с 2006 года. В 1999-м окончил СПбГАТИ по специальности «актер театра кукол», в 2001-м – по специальности «режиссер».

После завершения обучения с небольшой группой однокурсников организовал собственный кукольный театр «Потудань». Первая постановка по рассказу Андрея Платонова «Река Потудань» (она же – дипломный спектакль режиссера) сразу принесла коллективу известность, а его организатору и художественному руководителю – репутацию одного из самых многообещающих молодых режиссеров театра кукол. Участник и многократный призер престижных международных фестивалей. Лауреат высшей национальной театральной премии «Золотая маска», высшей петербургской театральной премии «Золотой софит», высшей национальной премии в области театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Юлия Папенина

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе